Отдаем журнал бесплатно!

Порядок выдачи комплексных экологических разрешений: проект изменений в федеральном законодательстве

Комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР) — новый для российской экологии документ, который после его внедрения в 2019 г. будет содержать природоохранные требования и нормативы, установленные уполномоченным органом для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты I категории воздействия на окружающую среду или II категории[1] (по желанию) при наличии справочников наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

 

Напомним, п. 16 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) в главу V Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) вводит новую ст. 31.1 «Комплексное экологическое разрешение» (вступит в силу 01.01.2019), согласно которой КЭР выдается по заявке, содержащей следующую информацию:

 

• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

• код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

• информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

• сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;

• информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

• расчеты технологических нормативов;

• расчеты нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

• обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР);

• проект программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК);

• информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

• иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.

При невозможности соблюдения предлагаемых НДВ, НДС и других нормативов к заявке на получение КЭР прилагаются проект программы повышения экологической эффективности, а также проекты временно разрешенных выбросов (сбросов).

 

К СВЕДЕНИЮ

КЭР содержит:
• технологические нормативы;
• НДВ, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• НООЛР;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.

 

Заявка на получение КЭР подается не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего НВОС, или за 4 месяца до истечения срока действия КЭР. КЭР выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки в месячный срок на основании положительного заключения ГЭЭ материалов обоснования КЭР. Срок действия КЭР составляет 7 лет в случае неизменности производственных процессов. Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день указанный порядок не установлен.

Обязательное проведение ГЭЭ стало камнем преткновения в вопросе получения КЭР. Для отработки процедуры выдачи КЭР была проведена серия деловых игр, организованная Минприроды России совместно с Бюро НДТ. В играх участвовали крупные предприятия России. По результатам проведения деловых игр был сформирован перечень проблем существующей процедуры:

1. Требование о проведении ГЭЭ материалов обоснования КЭР не в полной мере соответствует положениям Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 05.12.2017; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), в соответствии с которыми ГЭЭ проводится в отношении планируемой (намечаемой) деятельности. Таким образом, материалы обоснования КЭР для эксплуатируемых объектов не должны подлежать ГЭЭ.

2. Отсутствуют четкие критерии для пересмотра КЭР.

3. В процедуре выдачи КЭР не предусмотрено участие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено предприятие.

4. Отсутствуют положения, регулирующие проведение общественного обсуждения материалов заявки на получение КЭР.

5. Необходимость выдачи КЭР для вновь строящихся предприятий до начала строительства вместо предусмотренной законодательством выдачи КЭР в течение 6 месяцев после введения объекта в эксплуатацию.

6. Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 28.06.2014; далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) предусмотрен ежегодный пересмотр установленных нормативов предельно допустимых выбросов, НДС, лимитов на размещение отходов, что не соответствует концепции КЭР и внедрения НДТ.

7. Поскольку вопросы выбора и применения принципов НДТ только реализуются, в Российской Федерации отсутствуют соответствующие технические эксперты, способные оценить технические аспекты внедрения НДТ на предприятиях.

В связи с этим по итогам состоявшегося 27.12.2016 заседания Госсовета России и по поручению Правительства РФ от 09.02.2017 № ДМ-П9-708 подготовлен проект изменений в ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019), ст. 28.1 «Наилучшие доступные технологии» Федерального закона № 7-ФЗ, а также в Федеральные законы № 94-ФЗ и 174-ФЗ. Проект Федерального закона носит название «О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статью 14 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и статью 28.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в части уточнения порядка выдачи комплексных экологических разрешений»[2] (далее — законопроект).

 

[1] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Порядок выдачи комплексных экологических разрешений: проект изменений в федеральном законодательстве

Комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР) — новый для российской экологии документ, который после его внедрения в 2019 г. будет содержать природоохранные требования и нормативы, установленные уполномоченным органом для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты I категории воздействия на окружающую среду или II категории[1] (по желанию) при наличии справочников наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

 

Напомним, п. 16 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) в главу V Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) вводит новую ст. 31.1 «Комплексное экологическое разрешение» (вступит в силу 01.01.2019), согласно которой КЭР выдается по заявке, содержащей следующую информацию:

 

• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

• код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

• информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

• сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;

• информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

• расчеты технологических нормативов;

• расчеты нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

• обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР);

• проект программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК);

• информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

• иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.

При невозможности соблюдения предлагаемых НДВ, НДС и других нормативов к заявке на получение КЭР прилагаются проект программы повышения экологической эффективности, а также проекты временно разрешенных выбросов (сбросов).

 

К СВЕДЕНИЮ

КЭР содержит:
• технологические нормативы;
• НДВ, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• НООЛР;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.

 

Заявка на получение КЭР подается не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего НВОС, или за 4 месяца до истечения срока действия КЭР. КЭР выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки в месячный срок на основании положительного заключения ГЭЭ материалов обоснования КЭР. Срок действия КЭР составляет 7 лет в случае неизменности производственных процессов. Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день указанный порядок не установлен.

Обязательное проведение ГЭЭ стало камнем преткновения в вопросе получения КЭР. Для отработки процедуры выдачи КЭР была проведена серия деловых игр, организованная Минприроды России совместно с Бюро НДТ. В играх участвовали крупные предприятия России. По результатам проведения деловых игр был сформирован перечень проблем существующей процедуры:

1. Требование о проведении ГЭЭ материалов обоснования КЭР не в полной мере соответствует положениям Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 05.12.2017; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), в соответствии с которыми ГЭЭ проводится в отношении планируемой (намечаемой) деятельности. Таким образом, материалы обоснования КЭР для эксплуатируемых объектов не должны подлежать ГЭЭ.

2. Отсутствуют четкие критерии для пересмотра КЭР.

3. В процедуре выдачи КЭР не предусмотрено участие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено предприятие.

4. Отсутствуют положения, регулирующие проведение общественного обсуждения материалов заявки на получение КЭР.

5. Необходимость выдачи КЭР для вновь строящихся предприятий до начала строительства вместо предусмотренной законодательством выдачи КЭР в течение 6 месяцев после введения объекта в эксплуатацию.

6. Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 28.06.2014; далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) предусмотрен ежегодный пересмотр установленных нормативов предельно допустимых выбросов, НДС, лимитов на размещение отходов, что не соответствует концепции КЭР и внедрения НДТ.

7. Поскольку вопросы выбора и применения принципов НДТ только реализуются, в Российской Федерации отсутствуют соответствующие технические эксперты, способные оценить технические аспекты внедрения НДТ на предприятиях.

В связи с этим по итогам состоявшегося 27.12.2016 заседания Госсовета России и по поручению Правительства РФ от 09.02.2017 № ДМ-П9-708 подготовлен проект изменений в ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019), ст. 28.1 «Наилучшие доступные технологии» Федерального закона № 7-ФЗ, а также в Федеральные законы № 94-ФЗ и 174-ФЗ. Проект Федерального закона носит название «О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статью 14 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и статью 28.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в части уточнения порядка выдачи комплексных экологических разрешений»[2] (далее — законопроект).

 

[1] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам