КАЛЕНДАРЬ ЭКОЛОГА 2014
НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Создание систем производственного контроля промышленных выбросов: оборудование мест пробоотбора
В связи с ужесточением законодательных требований в области охраны атмосферного воздуха в нашей стране возрастает актуальность непрерывного контроля качества отходящих газов, выбрасываемых в атмосферу промышленными установками. Довольно часто в своей работе инженеры-экологи сталкиваются с проблемой недостаточно оборудованных мест для проведения безопасных и информативных измерений промышленных газов (или же возможность такого пробоотбора вовсе отсутствует). В статье содержатся некоторые рекомендации по созданию систем производственного контроля промышленных выбросов и оборудованию пробоотборными устройствами установок, на которых должны проводиться инструментальные замеры качества газовоздушных смесей.
Совершенствование расчетно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха в нашей стране основана на двух главных нормативно-правовых актах — Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 23.07.2013) и Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ). Согласно ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ охрана атмосферного воздуха — это система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. В статье читайте о переходе к техническим нормативам качества атмосферного воздуха и проблемах в области разработки методических пособий по расчету выбросов в Российской Федерации.
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ
Нормирование загрязняющих веществ в сточных водах абонентов централизованных систем водоотведения
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Главной новацией данного Федерального закона стало отнесение крупных абонентов к водопользователям с распространением на них в части сбросов сточных вод действия Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и обязанностей по разработке нормативов допустимых сбросов и внесению платы за сброс загрязняющих веществ напрямую в бюджет. Подробнее об этом — в статье.
Предоставление водного объекта в пользование в транспортном строительстве: опыт предприятия
Вопрос о предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование возникает у подрядных строительных организаций в том числе если проектной документацией на строительство объекта предусмотрено сооружение мостов через водные объекты. В статье вы найдете информацию о процедуре получения решения.
Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
Наступил 2014 год, который с нетерпением ждали организации водопроводно-канализационного хозяйства и их абоненты в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Вопрос о последствиях принятия данного Федерального закона обсуждается повсеместно: его актуальность объясняется тем, что положения указанного нормативно-правового акта определяют условия профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере водоснабжения и водоотведения. Широкий резонанс в обществе вызвала гл. 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения». Давайте подробно разберем вопросы, которые закономерно вызывают положения данной главы.
Разрешение на сброс с чистого листа
В статье приведен сравнительный анализ положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, и утратившего силу Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288.
ВОПРОС — ОТВЕТ
В какой последовательности необходимо оформлять разрешающие документы, если предприятие переезжает на другую территорию, в результате чего изменятся юридический и фактический адреса и частично производство (добавится еще один цех)?
Правомерно ли наказание со стороны Росприроднадзора в соответствии со ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за превышение значений концентрации железа и БПКполн, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование, в месте берегового сброса сточной воды в море?
Как установить региональные нормативы ПДК в воде водных объектов рыбохозяйственного значения? Кто должен этим заниматься — заинтересованное предприятие или государственные органы (агентства)?
Необходимо ли проходить государственную экологическую экспертизу документации на реконструкцию и/или строительство нефтепровода, если он находится в границах охранной зоны заповедника, заказника и т.п., но не в границах самой особо охраняемой природной территории?
Нужно ли будет вновь разрабатывать паспорта на отходы в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности», если на предприятии уже разработаны паспорта опасных отходов и часть из них находится на согласовании в Росприроднадзоре?
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Разъяснения о порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами
Требование об осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами не является новым, но, несмотря на это, у хозяйствующих субъектов все еще существует масса вопросов о том, что он из себя представляет, кто должен разрабатывать Порядок производственного контроля в области обращения с отходами и нужно ли его согласовывать и в какие сроки? Попробуем ответить на эти вопросы.
Природоохранные льготы в области обращения с отходами
О получении природоохранных льгот в области обращения с отходами мечтают многие руководители предприятий, однако не все предприятия имеют возможность понести материальные затраты на внедрение новых технологий и установку нового оборудования, чтобы получить эти льготы. Также не всегда такие льготы имеют распространение в том объеме, в котором бы хотелось организациям. Тем не менее в законодательстве Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровнях предусмотрены методы экономического регулирования в области обращения с отходами. Рассмотрим их подробнее.
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Статистическая отчетность в 2014 г.: новая форма № 4-ОС
Статистическая форма № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах» является, пожалуй, одной из основных статистических форм в области охраны окружающей среды. На протяжении последних 5 лет она претерпевала ежегодные изменения, и 2013 г. в этом отношении не стал исключением. Приказом Росстата от 06.08.2013 № 309 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» был утвержден новый вариант данной формы федерального статистического наблюдения, который вводится в действие с отчета за 2013 г., с указаниями по ее заполнению.
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Конфликтное природопользование
При реализации хозяйственной деятельности между промышленниками, представителями общественных объединений, местным населением, представителями государственных органов власти, собственниками земельных участков часто возникают конфликтные ситуации. Рассмотрим природу возникновения данных конфликтов и пути их разрешения подробнее.