Электронная версия журнала

Предоставление водного объекта в пользование в транспортном строительстве: опыт предприятия

«Справочник эколога» №1 2014 / Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение

Вопрос о предоставлении водного объекта или его части (далее — водный объект) в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Решение) возникает у подрядных строительных организаций в том числе если проектной документацией на строительство объекта предусмотрено сооружение мостов через водные объекты.

 

Правовые основы регулирования водных отношений в части предоставления водного объекта в пользование на основании Решения установлены Водным кодексом Российской Федерации (в ред. от 21.10.2013; далее — ВК РФ). Пункт 5 ч. 2 ст. 11 данного документа содержит требование о получении Решения для природопользователей, осуществляющих деятельность по строительству гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов. Получение Решения осуществляет организация, непосредственно использующая водный объект для вышеуказанных целей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Решение, полученное заказчиком, не может являться основанием для использования водного объекта в указанных целях подрядной организацией.

Порядок подготовки и принятия Решения установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила подготовки и принятия Решения), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 23.05.2013; далее — Постановление № 844).

Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Стоит отметить, что в соответствии со ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в части предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), в пользование на основании Решений. Исключение составляют случаи предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Действие ст. 26 ВК РФ не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Таким образом, выдача решений о предоставлении вышеуказанных водоемов в пользование осуществляется федеральным органом исполнительной власти — территориальными управлениями Росводресурсов. Перечень вышеуказанных водоемов установлен Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации».

Росводресурсы при выдаче Решений руководствуются Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным Приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20 (далее — Приказ № 20); органы исполнительной власти субъектов РФ — Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (далее — Административный регламент № 763), утвержденным Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763 (в ред. от 20.02.2013; далее — Приказ № 763).

Подведомственность предоставления государственной услуги по предоставлению водного объекта в пользование на основании Решения по субъектам РФ представлена в Административном регламенте № 763. Так, например, если водный объект находится в Московской области и не является источником питьевого водоснабжения для двух и более субъектов РФ, то предоставление вышеуказанной государственной услуги осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области (далее — Минэкологии МО).

Процесс получения Решения можно разбить на несколько стадий (см. таблицу).

 

Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры получения Решения.

ЗАПРОС НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ ГВР О ВОДНОМ ОБЪЕКТЕ

В состав пакета документов для получения Решения входят сведения из ГВР, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение ГВР осуществляется непосредственно Росводресурсами и территориальными органами Росводресурсов.

ГВР состоит из разделов, содержащих следующие сведения:

  • «Водные объекты и водные ресурсы»:

– о бассейновых округах;

– о речных бассейнах;

– о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в т.ч. об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

  • «Водопользование»:

о водохозяйственных участках;

– о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, а также других зонах с особыми условиями их использования;

– об использовании водных объектов, в т.ч. о водопотреблении и водоотведении;

– о договорах водопользования, в т.ч. об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров;

– о Решениях, в т.ч. об их государственной регистрации;

– об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами;

  • «Инфраструктура на водных объектах»:

– о водохозяйственных системах;

– о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах.

Для предоставления сведений из ГВР заявитель обращается в Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов с заявлением на имя руководителя Росводресурсов или территориального органа Росводресурсов соответственно.

К СВЕДЕНИЮ

Форма заявления о предоставлении сведений из ГВР приведена в приложении 30 к Административному регламенту исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержденного Приказом № 293.

В случае если указанное заявление удовлетворяет требованиям оформления, то должностное лицо Росводресурсов, ответственное за прием и регистрацию заявлений, выдает заявителю расписку о принятом заявлении с указанием даты принятия. Общий срок административной процедуры по рассмотрению заявления, принятию Решения и подготовке сведений составляет 5 рабочих дней. По истечении 5 дней Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов предоставляет требуемые сведения или выносит мотивированный отказ в их предоставлении. Мотивированный отказ выносится в случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют в ГВР или доступ к запрашиваемой информации ограничен. Стоит отметить, что в соответствии с Приказом № 293 отказ государственного органа в выдаче сведений из ГВР может быть обжалован в суд.

Для получения сведений из ГВР и сопроводительного письма к ним заявитель должен иметь доверенность на предоставление и получение документов в Росводресурсах или территориальном органе Росводресурсов.

Отметим, что форма заявления является строгой и отклонений от формы не допускается. В случае если указанное заявление не удовлетворяет требованиям оформления, должностное лицо Росводресурсов или территориального органа Росводресурсов, ответственное за прием и регистрацию заявлений, указывает заявителю на ошибки в оформлении подаваемого им заявления и сообщает заявителю о необходимости переоформления заявления. Некоторую сложность в оформлении может вызвать заполнение п. 1 заявления. Приведем пример заполнения данного пункта (Пример 1).

 

Целесообразно проконсультироваться у представителя федерального органа исполнительный власти или органа государственной власти субъекта РФ, выдающего Решение, по вопросу количества и наименований необходимых форм, подлежащих запросу из ГВР.

СБОР И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ

Перечень документов для получения Решения установлен Правилами подготовки и принятии Решения. На основании сведений о водном объекте, содержащихся в ГВР, заявитель обращается с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в федеральный орган исполнительный власти или орган государственной власти субъекта РФ.

К СВЕДЕНИЮ

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании Решения установлена в приложении 2 к Административному регламенту № 763. Указанная форма используется при оформлении Решения в органах государственной власти субъекта РФ.

В заявлении указываются:

  • сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица;
  • наименование и место расположения водного объекта;
  • обоснование вида, цели и срока водопользования.

К заявлению прилагаются:

  • копии учредительных документов — для юридического лица;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;
  • информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации;
  • копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в ЕГРП (в случае использования водного объекта для строительства причалов);
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;
  • материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним.

Для получения решения о предоставлении водного объекта в целях строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, дополнительно прикладываются:

  • сведения о технических параметрах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности);
  • копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры.

В соответствии с требованиями Административного регламента № 763 в составе пакета документов также предоставляются:

  • копия положительного заключения государственной экспертизы — в случаях, предусмотренных законодательством;
  • акт об утверждении положительного заключения государственной экспертизы — в случаях, предусмотренных законодательством;
  • документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.

Согласно п. 10.1 Правил подготовки и принятия Решения, утвержденных Постановлением № 844, обладающим большей юридической силой, чем Административный регламент № 763, исполнительный орган или орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия:

  • в ФНС (ее территориальных органах):

– сведения из ЕГРЮЛ — для юридических лиц;

– сведения из ЕГРИП — для индивидуальных предпринимателей;

  • в органах государственной власти и организациях, уполномоченных на проведение государственной экспертизы, — сведения о наличии положительного заключения государственной экспертизы и об акте о его утверждении (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
  • в Росреестре (его территориальных органах) — сведения из ЕГРП о правах на земельный участок (в случае использования водного объекта для строительства причалов).

Вышеуказанные государственные органы в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса предоставляют запрашиваемые сведения в форме, в которой поступил запрос. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие сведения, указанные в п. 10.1 Правил подготовки и принятия Решения. На практике заявитель чаще всего самостоятельно представляет указанные документы для ускорения процесса получения Решения.

Зачастую у заявителя возникают вопросы по представлению некоторых документов в силу отсутствия соответствующего правового регулирования. Рассмотрим некоторые из них.

Проблемные моменты, связанные с представлением документации для получения Решения

1. Форма представления информации о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации не утверждена и является произвольной.

План водоохранных мероприятий составляется в табличном виде в денежном выражении с указанием мероприятий по охране водного объекта, стоимости затрат, источника финансирования. Он утверждается директором предприятия, на нем проставляется печать. Приведем пример составления вышеуказанного документа (Пример 2).

 

Водохозяйственные мероприятия могут быть прописаны в проекте строительства, перечне мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, в перечень водохозяйственных мероприятий можно включить дополнительные мероприятия, не противоречащие требованиям проекта строительства. В качестве примера можно привести следующие мероприятия:

  • осуществление аналитического лабораторного контроля в контрольном створе (проведение мониторинга водного объекта);
  • проведение мероприятий по недопущению загрязнения;
  • обустройство водоохранных зон и прибрежных полос поверхностного водного объекта;
  • обустройство территории строительной площадки непроницаемым покрытием, препятствующим проникновению загрязняющих веществ в грунтовые воды, питающие поверхностный водный объект;
  • разработка мероприятий и планов ликвидации аварий, содержащих указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень средств, способов сбора и удаления загрязняющих веществ в случае аварийного загрязнения.

2. Представление сведений о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте обычно предполагает наличие заключенного договора на мониторинг водного объекта с аккредитованной лабораторией с приложением аттестата и области аккредитации. В области аккредитации лаборатории обязательно должны присутствовать показатели, по которым осуществляется лабораторный контроль. Результаты мониторинга по условиям Решения направляются в исполнительный орган, выдавший Решение.

3. Материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования могут быть представлены в виде стройгенпланов. Материалы в графической форме необходимо выполнять в масштабе, также к ним должна прилагаться пояснительная записка, которая утверждается директором предприятия. На ней проставляется печать, в ней приводятся сведения о разработчике.

В пояснительной записке указываются:

  • географические координаты сооружения (отмечаются по береговым точкам по линии уреза воды при среднемноголетнем уровне);
  • протяженность сооружения;
  • общая ширина сооружения, ширина полос движения (резервной, если есть);
  • граница водоохранной зоны (в соответствии со ст. 65 ВК РФ);
  • граница прибрежной защитной полосы (в соответствии со ст. 65 ВК РФ);
  • краткая характеристика технологии сооружения моста и производства работ;
  • расстояние от опор моста или железобетонной конструкции — укрепления откоса до уреза воды (по обеим сторонам водного объекта);
  • участки наблюдений за морфометрическими характеристиками и качеством природных вод.

Приведем пример формы пояснительной записки (Пример 3). Следует отметить, что указанная пояснительная записка является составной частью Решения.

 

В случае если проектом строительства предусмотрено пересечение водного объекта в нескольких местах, то необходимо также приложить общую карту-схему местоположения объекта строительства с нанесением расположения мостов и контрольных створов. Указанная карта-схема представляется в 4 экземплярах. Если предусмотрено сооружение одного моста, то в 4 экземплярах представляется графический материал. Общая карта-схема или графический материал (в случае сооружения одного моста) являются составной частью Решения.

Рассмотрение представленных документов

Заявление о предоставлении водного объекта в пользование с приложениями представляется в федеральный орган исполнительный власти или орган государственной власти субъекта РФ с описью всех приложений (Пример 4). Весь комплект документов (заявление, приложения, опись) представляется в 2 экземплярах. Приложения заверяются подписью директора, на них проставляется печать предприятия.

 

Уполномоченный орган в срок не более 30 дней с даты поступления документов:

  • рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным Правилами подготовки и принятия Решения, оценивает их полноту и достоверность, а также соответствие условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства;
  • выполняет расчет параметров водопользования;
  • определяет условия использования водного объекта;
  • обеспечивает согласование условий водопользования со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

– с Росрыболовством — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;

– с Росморречфлотом — в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.

СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ) ПО ВОПРОСАМ, ОТНЕСЕННЫМ К ИХ КОМПЕТЕНЦИИ

При строительстве мостов зачастую требуется только согласование условий водопользования с Росрыболовством.

Согласно п. 20 Правил подготовки и принятия Решения уполномоченный орган осуществляет согласование условий водопользования самостоятельно. Однако часто заявитель сам представляет комплект документов для согласования условий водопользования. Для этого уполномоченный на выдачу Решения орган предоставляет заявителю письмо в федеральный орган исполнительной власти с запросом согласования условий. Комплект представляемых документов идентичен тому комплекту, который направляется для предоставления Решения.

В соответствии с п. 30 Административного регламента № 763 формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти соответствующих согласований или предложений, но не более чем за 15 календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти.

Обратите внимание на то, что в случае если заинтересованные исполнительные органы государственной власти в течение 15 календарных дней не представили предложения, должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в уполномоченном органе, вправе перейти к окончательному формированию условий использования водного объекта без получения соответствующих согласований.

Согласование условий водопользования с Росрыболовством регулируется Постановлением № 384.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ И РЕГИСТРАЦИЯ РЕШЕНИЯ В ГВР

Уполномоченный орган принимает Решение или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов. Основания для отказа установлены в п. 22 Правил подготовки и принятия Решения.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:

  • документы, указанные в пп. 10, 11–14 Правил подготовки и принятия Решения, представлены с нарушением требований, установленных данными Правилами;
  • получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
  • право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
  • использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение должно содержать:

  • сведения о водопользователе;
  • цель, виды и условия использования водного объекта (в т.ч. объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
  • сведения о водном объекте, в т.ч. описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование;
  • срок водопользования.

Типовая форма Решения утверждена Приказом № 56.

К Решению прилагаются материалы в графической форме (в т.ч. схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка.

Срок водопользования определяется сроком действия контракта на проведение дорожно-строительных работ. В случае продления контракта Решение получается заново. Общий срок действия Решения составляет 5 лет.

К СВЕДЕНИЮ

После принятия Решения оно подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в ГВР.

В соответствии с п. 29 Правил подготовки и принятия Решения в случае внесения изменений в сведения о водопользователе, включенные в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или обнаружения технических ошибок в сведениях о водопользователе, не относящихся к условиям использования водного объекта, лицо, которому было выдано Решение, может обратиться в исполнительный орган или орган местного самоуправления, который выдал Решение, с заявлением о выдаче ему нового Решения.

Если имеют место изменения, относящиеся к условиям использования водного объекта, то Решение оформляется заново в соответствии с порядком, установленным Правилами подготовки и принятия Решения.

К заявлению о выдаче нового Решения прилагается оригинал Решения. Уполномоченный орган оформляет новое Решение в течение 8 рабочих дней с даты получения документов. Новое Решение подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его государственной регистрации. Ранее выданное Решение прекращает действие с даты государственной регистрации в ГВР нового Решения.

Следует обратить внимание на то, что досрочное прекращение предоставленного права пользования водным объектом в связи с отказом водопользователя от дальнейшего использования водного объекта (например, в связи с досрочным окончанием строительных работ) осуществляется на основании заявления водопользователя, в котором указываются:

  • сведения о водопользователе;
  • данные о выданном Решении, в т.ч. регистрационный номер Решения в ГВР.

Право пользования водным объектом прекращается с даты внесения в ГВР записи о прекращении действия Решения на основании принятого решения о прекращении действия Решения.

ИСПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМ ОБЪЕКТОМ

Отчет о выполнении условий пользования водным объектом с сопроводительным письмом представляется ежегодно в федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ в течение срока действия Решения. Установленной формы отчета, как и требования о его представлении, действующее законодательство не содержит. Данный вопрос может быть урегулирован на уровне субъекта РФ. В качестве примера можно привести Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам от 10.11.2011 № 130-0103 «Об утверждении форм и содержания представления отчетности о выполнении пользователями водных объектов условий водопользования, установленных в договорах водопользования и решениях о предоставлении водного объекта в пользование».

В Московской области данный вопрос не урегулирован и форма отчета, представляемого в Минэкологии МО, носит произвольный характер (см. приложение).

Также представлению подлежат сведения о ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной. Природоохранным законодательством указанная обязанность не предусмотрена, однако в бланки решений, выдаваемых Минэкологии МО, она внесена в разделе условий пользования водным объектом и заключается в ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с соответствующим территориальным органом Росводресурсов, а также представлении в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в указанный территориальный орган Росводресурсов и Минэкологии МО.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМ ОБЪЕКТОМ

В заключение отметим, что за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  • на граждан — от 1000 до 3000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

 

 

А.А. Храмова, инженер по охране окружающей среды ДТФ «Мостоотряд-90» ОАО «МОСТОТРЕСТ»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2014.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.