Отдаем журнал бесплатно!

Оценка риска для здоровья населения при разработке СЗЗ: проводить или нет? «Спор» СанПиН и Правил установления СЗЗ

Проекты санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) сегодня разрабатываются по новым требованиям, которые утверждены двумя основополагающими документами[1]. Ранее, до выхода Правил, при установлении СЗЗ руководствовались только требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и даже с одним этим документом возникало много спорных вопросов. На данный же момент разработчики имеют двойную порцию проблем, т.к. Правила и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 противоречат друг другу во многих пунктах.

Что такое оценка риска для здоровья населения?

Законодательно использование методологии оценки риска было закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации», согласно которому методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.

 

Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитацией учреждений, осуществляются за плату по методам, утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ, специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.

Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (далее — Р 2.1.10.1920-04).

 

Словарь

Оценка риска для здоровья человека — количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции (п. 1.5 Р 2.1.10.1920-04).

 

Оценку риска должны проводить специальные организации (или отдельные эксперты), эти работы занимают довольно длительное время, особенно для крупных объектов с большим количеством источников выбросов и загрязняющих веществ (в основном такими объектами являются объекты I и II классов опасности по санитарной классификации), и стоят они недешево. Соответственно, необходимо заранее спланировать проведение оценки риска (на этапе заключения договора и составления технического задания), а также заложить стоимость работ в смету.

Нужна ли оценка риска?

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проекты СЗЗ для объектов I и II классов опасности должны включать в себя материалы оценки риска для здоровья населения:

 

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности[2] (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

 

При этом есть исключения:

 

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
– предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
– действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
– экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
– оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий[3], выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.
[…]

 

Как видим, если соблюдены дополнительные условия, приведенные в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о расстоянии от границы объекта до границы нормируемых территорий, проведение оценки риска даже для объектов высоких классов опасности не является необходимым. К нормируемым территориям относятся жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков.

В чем противоречия СанПиН и Правил?

С принятием Правил единодушное мнение о необходимости проведения оценки риска у экспертов и инспекторов пошатнулось. Причина этому — неоднозначность требования п. 16 Правил:

 

Извлечение
из Правил

[…]
16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека[4];
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
[…]

 

Как видно из данного пункта, проект СЗЗ должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания и оценки риска для здоровья человека, т.е. никаких исключений и даже никаких ссылок на действующее законодательство.

Все это привело к тому, что в ряде случаев оценка риска считается необходимой к проведению не только для объектов I и II классов опасности, расположенных рядом с жилой застройкой, но в принципе для всех объектов любых классов опасности.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о приоритете применения одного из упомянутых нормативных правовых актов.

 

[1] Проекты СЗЗ разрабатываются на основании:

• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила);

• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

[2] Выделено автором.

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] Выделено автором.

М. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Оценка риска для здоровья населения при разработке СЗЗ: проводить или нет? «Спор» СанПиН и Правил установления СЗЗ

Проекты санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) сегодня разрабатываются по новым требованиям, которые утверждены двумя основополагающими документами[1]. Ранее, до выхода Правил, при установлении СЗЗ руководствовались только требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и даже с одним этим документом возникало много спорных вопросов. На данный же момент разработчики имеют двойную порцию проблем, т.к. Правила и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 противоречат друг другу во многих пунктах.

Что такое оценка риска для здоровья населения?

Законодательно использование методологии оценки риска было закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации», согласно которому методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.

 

Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитацией учреждений, осуществляются за плату по методам, утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ, специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.

Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (далее — Р 2.1.10.1920-04).

 

Словарь

Оценка риска для здоровья человека — количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции (п. 1.5 Р 2.1.10.1920-04).

 

Оценку риска должны проводить специальные организации (или отдельные эксперты), эти работы занимают довольно длительное время, особенно для крупных объектов с большим количеством источников выбросов и загрязняющих веществ (в основном такими объектами являются объекты I и II классов опасности по санитарной классификации), и стоят они недешево. Соответственно, необходимо заранее спланировать проведение оценки риска (на этапе заключения договора и составления технического задания), а также заложить стоимость работ в смету.

Нужна ли оценка риска?

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проекты СЗЗ для объектов I и II классов опасности должны включать в себя материалы оценки риска для здоровья населения:

 

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности[2] (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

 

При этом есть исключения:

 

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
– предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
– действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
– экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
– оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий[3], выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.
[…]

 

Как видим, если соблюдены дополнительные условия, приведенные в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о расстоянии от границы объекта до границы нормируемых территорий, проведение оценки риска даже для объектов высоких классов опасности не является необходимым. К нормируемым территориям относятся жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков.

В чем противоречия СанПиН и Правил?

С принятием Правил единодушное мнение о необходимости проведения оценки риска у экспертов и инспекторов пошатнулось. Причина этому — неоднозначность требования п. 16 Правил:

 

Извлечение
из Правил

[…]
16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека[4];
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
[…]

 

Как видно из данного пункта, проект СЗЗ должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания и оценки риска для здоровья человека, т.е. никаких исключений и даже никаких ссылок на действующее законодательство.

Все это привело к тому, что в ряде случаев оценка риска считается необходимой к проведению не только для объектов I и II классов опасности, расположенных рядом с жилой застройкой, но в принципе для всех объектов любых классов опасности.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о приоритете применения одного из упомянутых нормативных правовых актов.

 

[1] Проекты СЗЗ разрабатываются на основании:

• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила);

• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

[2] Выделено автором.

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] Выделено автором.

М. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2019.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам