Отдаем журнал бесплатно!

Отходы РОПкого десятка

Институт расширенной ответственности производителя (далее — РОП) установил обязанность для производителей и импортеров (субъектов РОП) обеспечить утилизацией отходы от производимых и ввозимых в страну товаров и упаковки, т.е. фактически собрать, перевезти, обработать и утилизировать отходы, которые у субъектов РОП отсутствуют. При этом закон не говорит, где именно эти отходы надо собрать, указывая лишь на то, что обязанность может быть исполнена на территории РФ вне зависимости от того, в каком субъекте РФ осуществляется деятельность субъектов РОП[1]. Это могут быть любые отходы от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с Перечнем[2], при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ).

Итак, вроде бы все ясно: субъекты РОП, производя или ввозя в страну товары и (или) упаковку из Перечня, должны самостоятельно (собственноручно или наняв утилизатора) или оплатив экологический сбор обеспечить норматив утилизации для отходов от таких товаров и (или) упаковки (пп. 3, 4, 5, 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ). Сделать это можно на территории всей страны вне зависимости от того, где осуществляет деятельность конкретный субъект РОП, и за счет любых отходов, отвечающих вышеупомянутым критериям. Если норматив утилизации обеспечивается за счет уплаты экосбора, то вопрос, откуда взять отходы, перед субъектом РОП не стоит — это уже задача государства, которое, получив деньги, должно самостоятельно побеспокоиться о том, за что получило деньги. А вот где будут брать отходы субъекты РОП, решившие действовать самостоятельно, или государство, получившее деньги от субъектов РОП, — это вопрос на миллионы рублей буквально.

Любое поступление отходов, если только они не образованы в результате хозяйственной и иной деятельности вышеназванных субъектов (субъекты РОП, утилизаторы и опосредованно государство), как факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом[3]. При этом документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в т.ч. лежащие в основе мнимых и притворных сделок, не принимаются к учету, а значит, не могут быть приняты при исчислении налоговой базы подлежащих уплате налогов[4]. Следовательно, несмотря на кажущуюся отсутствующей взаимосвязь между природоохранным и налоговым законодательствами, любой хозяйствующий субъект, преследующий своей главной целью извлечение прибыли[5], должен волноваться и волнуется за те налоги и их суммы, которыми его деятельность облагается. Поэтому он не может игнорировать корректность оформления юридически значимых фактов своей хозяйственной деятельности, имеющих огромное значение для исчисления налогов. Что же значит собрать отходы с точки зрения бухгалтерского учета и гражданского законодательства?

Отходы как объект гражданских прав 

Статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав отнесены вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в т.ч. имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Обратите внимание
Отходы являются вещью, а значит  и объектом гражданских прав.

Право собственности на отходы определяется гражданским законодательством (ст. 4 Закона № 89-ФЗ).

Объекты гражданских прав в соответствии с положениями ст. 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Статья 9 Закона № 89-ФЗ и п. 30 ст. 12 Закона № 99-ФЗ[6] устанавливают ограничения в отношении следующих видов работ, осуществляемых с отходами I—IV классов опасности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение. Эти работы могут производить только лица, имеющие лицензию на право осуществления указанных работ (всех или некоторых из списка). Следовательно, отходы в обороте ограничены только в случае осуществления работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. В остальных случаях отходы IV классов абсолютно оборотоспособная вещь. Таким образом, отходы могут отчуждаться собственником на любом предусмотренном гражданским законодательством основании, в частности, на основании договора купли-продажи.

Однако поскольку ст. 3 Закона № 7-ФЗ[7] установлена презумпция экологической опасности любой оказывающей воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то указанные субъекты обязаны финансировать меры по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), устранению последствий этого воздействия. Продажа отходов не является такой мерой.

Учет отходов 

Порядком учета № 1028[8] установлены требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Материалы учета используются:

• при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[9];

• подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля[10];

• заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами (форма № 2-ТП (отходы)[11]);

• расчете платы за НВОС (в части размещения отходов)[12].

Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется в табличной форме. Рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов установлены Приложениями № 2, 3 к Порядку учета № 1028.

Несмотря на то что п. 8 Порядка учета № 1028 к документам, подтверждающим количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, отнесены договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов, рекомендуемые образцы обобщенных данных учета не содержат столбцов, позволяющих отразить проданный объем образованных отходов. Форма № 2-ТП (отходы) также не содержит такой возможности для отходообразователя.

Таким образом, несмотря на тот факт, что отходы вправе отчуждаться их собственниками любым лицам (даже без лицензии на право обращения с отходами I–IV классов опасности), отразить такую операцию в своем учете, а также сдаваемой отчетности не представляется возможным.

Сбор отходов 

Под сбором отходов ст. 1 Закона № 89-ФЗ определяются действия по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Следовательно, этот прием должен быть надлежащим образом оформлен неким договорным обязательством или, если речь идет о бесхозяйных вещах, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственник отказался (ст. 225 ГК РФ). Так, сбор может быть оформлен:


[1] Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 14.07.2022; далее — Закон № 89-ФЗ).

[2] Перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р (в ред. от 15.07.2022).

[3] Статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.12.2021).

[4] Пункт 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ.

[5] Статья 50 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

[6] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30.12.2021).

[7] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[8] Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

[9] См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.

[10] Письмо Минприроды России от 09.09.2020 № 12-50/11613-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

[11] Форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления, утвержденная Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (в ред. от 13.11.2020).

[12] См. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») (в ред. от 17.08.2020).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Отходы РОПкого десятка

Институт расширенной ответственности производителя (далее — РОП) установил обязанность для производителей и импортеров (субъектов РОП) обеспечить утилизацией отходы от производимых и ввозимых в страну товаров и упаковки, т.е. фактически собрать, перевезти, обработать и утилизировать отходы, которые у субъектов РОП отсутствуют. При этом закон не говорит, где именно эти отходы надо собрать, указывая лишь на то, что обязанность может быть исполнена на территории РФ вне зависимости от того, в каком субъекте РФ осуществляется деятельность субъектов РОП[1]. Это могут быть любые отходы от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с Перечнем[2], при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ).

Итак, вроде бы все ясно: субъекты РОП, производя или ввозя в страну товары и (или) упаковку из Перечня, должны самостоятельно (собственноручно или наняв утилизатора) или оплатив экологический сбор обеспечить норматив утилизации для отходов от таких товаров и (или) упаковки (пп. 3, 4, 5, 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ). Сделать это можно на территории всей страны вне зависимости от того, где осуществляет деятельность конкретный субъект РОП, и за счет любых отходов, отвечающих вышеупомянутым критериям. Если норматив утилизации обеспечивается за счет уплаты экосбора, то вопрос, откуда взять отходы, перед субъектом РОП не стоит — это уже задача государства, которое, получив деньги, должно самостоятельно побеспокоиться о том, за что получило деньги. А вот где будут брать отходы субъекты РОП, решившие действовать самостоятельно, или государство, получившее деньги от субъектов РОП, — это вопрос на миллионы рублей буквально.

Любое поступление отходов, если только они не образованы в результате хозяйственной и иной деятельности вышеназванных субъектов (субъекты РОП, утилизаторы и опосредованно государство), как факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом[3]. При этом документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в т.ч. лежащие в основе мнимых и притворных сделок, не принимаются к учету, а значит, не могут быть приняты при исчислении налоговой базы подлежащих уплате налогов[4]. Следовательно, несмотря на кажущуюся отсутствующей взаимосвязь между природоохранным и налоговым законодательствами, любой хозяйствующий субъект, преследующий своей главной целью извлечение прибыли[5], должен волноваться и волнуется за те налоги и их суммы, которыми его деятельность облагается. Поэтому он не может игнорировать корректность оформления юридически значимых фактов своей хозяйственной деятельности, имеющих огромное значение для исчисления налогов. Что же значит собрать отходы с точки зрения бухгалтерского учета и гражданского законодательства?

Отходы как объект гражданских прав 

Статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав отнесены вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в т.ч. имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Обратите внимание
Отходы являются вещью, а значит  и объектом гражданских прав.

Право собственности на отходы определяется гражданским законодательством (ст. 4 Закона № 89-ФЗ).

Объекты гражданских прав в соответствии с положениями ст. 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Статья 9 Закона № 89-ФЗ и п. 30 ст. 12 Закона № 99-ФЗ[6] устанавливают ограничения в отношении следующих видов работ, осуществляемых с отходами I—IV классов опасности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение. Эти работы могут производить только лица, имеющие лицензию на право осуществления указанных работ (всех или некоторых из списка). Следовательно, отходы в обороте ограничены только в случае осуществления работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. В остальных случаях отходы IV классов абсолютно оборотоспособная вещь. Таким образом, отходы могут отчуждаться собственником на любом предусмотренном гражданским законодательством основании, в частности, на основании договора купли-продажи.

Однако поскольку ст. 3 Закона № 7-ФЗ[7] установлена презумпция экологической опасности любой оказывающей воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то указанные субъекты обязаны финансировать меры по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), устранению последствий этого воздействия. Продажа отходов не является такой мерой.

Учет отходов 

Порядком учета № 1028[8] установлены требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Материалы учета используются:

• при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[9];

• подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля[10];

• заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами (форма № 2-ТП (отходы)[11]);

• расчете платы за НВОС (в части размещения отходов)[12].

Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется в табличной форме. Рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов установлены Приложениями № 2, 3 к Порядку учета № 1028.

Несмотря на то что п. 8 Порядка учета № 1028 к документам, подтверждающим количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, отнесены договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов, рекомендуемые образцы обобщенных данных учета не содержат столбцов, позволяющих отразить проданный объем образованных отходов. Форма № 2-ТП (отходы) также не содержит такой возможности для отходообразователя.

Таким образом, несмотря на тот факт, что отходы вправе отчуждаться их собственниками любым лицам (даже без лицензии на право обращения с отходами I–IV классов опасности), отразить такую операцию в своем учете, а также сдаваемой отчетности не представляется возможным.

Сбор отходов 

Под сбором отходов ст. 1 Закона № 89-ФЗ определяются действия по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Следовательно, этот прием должен быть надлежащим образом оформлен неким договорным обязательством или, если речь идет о бесхозяйных вещах, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственник отказался (ст. 225 ГК РФ). Так, сбор может быть оформлен:


[1] Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 14.07.2022; далее — Закон № 89-ФЗ).

[2] Перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р (в ред. от 15.07.2022).

[3] Статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.12.2021).

[4] Пункт 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ.

[5] Статья 50 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

[6] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30.12.2021).

[7] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[8] Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

[9] См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.

[10] Письмо Минприроды России от 09.09.2020 № 12-50/11613-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

[11] Форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления, утвержденная Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (в ред. от 13.11.2020).

[12] См. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») (в ред. от 17.08.2020).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам