Отдаем журнал бесплатно!

Продажа отходов в экологической отчетности

Ежегодно журнал движения отходов (далее — ЖДО) ставит тысячи сотрудников предприятий, отвечающих за формирование и сдачу отчетности по отходам, перед выбором, куда вписать проданные отходы (макулатуру, пластик, металл и т.д.): в утилизацию (самое оптимальное) или в обезвреживание (что хуже). Эти же вопросы дублируются и в отчетах по форме № 2-ТП (отходы). И все потому, что ни в ЖДО, ни в отчете по форме № 2-ТП (отходы) нет граф, хотя бы отдаленно напоминающих задекларированное Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021; далее — Закон № 89-ФЗ) право совершать с отходами любые сделки, предусмотренные гражданским законодательством.

 

Как правило, все проданные отходы попадают в графу «утилизированные». У этого феномена есть несколько объяснений (причин):

1. Понимая невозможность оставления их «на балансе» отходообразователя, положения договоров купли-продажи отходов стали дополнять указанием цели покупки, логически «дотягивая» отход от несуществующей в отчетности продажи до существующей утилизации. Так договоры купли-продажи отходов пополнились словосочетанием «приобретение отхода в целях его утилизации».

2. Поскольку реализация отходов возмездная, то не приходится сомневаться в намерении покупателя использовать этот отход либо самостоятельно, либо путем перепродажи другому заинтересованному в использовании отхода лицу. А использование отхода и есть утилизация[1].

Этот «фокус» никогда не вызывал сомнений у руководителей компаний отходообразователей (разве что только у экологов были вопросы), а также претензий со стороны Росприроднадзора. Поэтому и к пересматриваемым в связи с «регуляторной гильотиной» нормативно-правовым актам, устанавливающим требования к порядку учета[2] и предоставления первичных статистических данных в области обращения с отходами[3], никто не присмотрелся. Появившиеся обновленные порядок учета и формы статотчетности (форма № 2-ТП (отходы)) не внесли никакой ясности в части, касающейся продажи отходов.

Первые вопросы, а за ними и сомнения стали возникать в связи с проверкой территориальными органами Росприроднадзора отчетности, сдаваемой компаниями, которые являются не только отходообразователями, но и субъектами расширенной ответственности производителя (далее — РОП). Компании в доказательство утилизации отходов стали предоставлять договоры купли-продажи своих собственных отходов, которыми до настоящего времени не запрещено обеспечивать нормативы утилизации отходов от произведенных (импортированных) товаров в рамках РОП, ссылаясь и на оговорку в тексте договора, и на здравый смысл. Но если положения договора противоречат действующему гражданскому законодательству, а здравый смысл не находит юридического подтверждения в законе, которым руководствуются контролирующие органы при осуществлении своих полномочий, то стоит подумать: может ли и дальше продолжаться практика замалчивания существующего правового пробела, толкающего добросовестных предпринимателей на «фокусы».

ЧТО СКАЗАНО В ЗАКОНЕ

Отходы производства и потребления относятся к объектам гражданских прав (см. ст. 128 ГК РФ[4] и ст. 4 Закона № 89-ФЗ). При этом некоторые виды объектов гражданских прав в соответствии с законом или в установленном законом порядке либо могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо совершение сделок с этими видами допускается только по специальному разрешению. Оборотоспособность отходов I–IV классов опасности ограничена в связи с установлением обязательства осуществления ряда видов работ только на основании специального разрешения, коим является лицензия (см. ст. 4, 5, 9 Закона № 89-ФЗ).

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[5]. При этом лицензиат может осуществлять с отходами один или несколько видов работ из предложенного перечня:

• сбор;

• транспортирование;

• обработка;

• утилизация;

• обезвреживание;

• размещение отходов I–IV классов опасности.

Словарь

Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

 

Таким образом, сбором отходов могут заниматься только те лицензиаты (операторы), которые имеют лицензию на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. При этом достаточно иметь разрешение на осуществление одного или нескольких видов работ из указанного перечня, помимо сбора. Компании, занимающиеся только транспортированием отходов I–IV классов опасности, осуществлять сбор отходов не вправе.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона № 89-ФЗ). Право собственности на имущество, которое имеет собственник, а также на полученные от использования этого имущества отходы, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст. 218 ГК РФ). Таким образом, отходы могут отчуждаться собственником на любом предусмотренном гражданским законодательством основании, в частности, на основании договора купли-продажи.

 

Граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (см. п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется, т.к. соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Договор купли-продажи 

Договор купли-продажи (глава 30 ГК РФ) является одним из наиболее распространенных видов гражданско-правовых договоров, опосредующих перемещение материальных ценностей от одного лица к другому. Продавец обязан передать покупателю определенную вещь, но вправе требовать за это уплаты установленной цены.

 


[1] См. ст. 2 Закона № 89-ФЗ.

[2] Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

[3] Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (в ред. от 13.11.2020).

[4] Гражданский кодекс РФ.

[5] Пункт 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 06.12.2021).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Продажа отходов в экологической отчетности

Ежегодно журнал движения отходов (далее — ЖДО) ставит тысячи сотрудников предприятий, отвечающих за формирование и сдачу отчетности по отходам, перед выбором, куда вписать проданные отходы (макулатуру, пластик, металл и т.д.): в утилизацию (самое оптимальное) или в обезвреживание (что хуже). Эти же вопросы дублируются и в отчетах по форме № 2-ТП (отходы). И все потому, что ни в ЖДО, ни в отчете по форме № 2-ТП (отходы) нет граф, хотя бы отдаленно напоминающих задекларированное Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021; далее — Закон № 89-ФЗ) право совершать с отходами любые сделки, предусмотренные гражданским законодательством.

 

Как правило, все проданные отходы попадают в графу «утилизированные». У этого феномена есть несколько объяснений (причин):

1. Понимая невозможность оставления их «на балансе» отходообразователя, положения договоров купли-продажи отходов стали дополнять указанием цели покупки, логически «дотягивая» отход от несуществующей в отчетности продажи до существующей утилизации. Так договоры купли-продажи отходов пополнились словосочетанием «приобретение отхода в целях его утилизации».

2. Поскольку реализация отходов возмездная, то не приходится сомневаться в намерении покупателя использовать этот отход либо самостоятельно, либо путем перепродажи другому заинтересованному в использовании отхода лицу. А использование отхода и есть утилизация[1].

Этот «фокус» никогда не вызывал сомнений у руководителей компаний отходообразователей (разве что только у экологов были вопросы), а также претензий со стороны Росприроднадзора. Поэтому и к пересматриваемым в связи с «регуляторной гильотиной» нормативно-правовым актам, устанавливающим требования к порядку учета[2] и предоставления первичных статистических данных в области обращения с отходами[3], никто не присмотрелся. Появившиеся обновленные порядок учета и формы статотчетности (форма № 2-ТП (отходы)) не внесли никакой ясности в части, касающейся продажи отходов.

Первые вопросы, а за ними и сомнения стали возникать в связи с проверкой территориальными органами Росприроднадзора отчетности, сдаваемой компаниями, которые являются не только отходообразователями, но и субъектами расширенной ответственности производителя (далее — РОП). Компании в доказательство утилизации отходов стали предоставлять договоры купли-продажи своих собственных отходов, которыми до настоящего времени не запрещено обеспечивать нормативы утилизации отходов от произведенных (импортированных) товаров в рамках РОП, ссылаясь и на оговорку в тексте договора, и на здравый смысл. Но если положения договора противоречат действующему гражданскому законодательству, а здравый смысл не находит юридического подтверждения в законе, которым руководствуются контролирующие органы при осуществлении своих полномочий, то стоит подумать: может ли и дальше продолжаться практика замалчивания существующего правового пробела, толкающего добросовестных предпринимателей на «фокусы».

ЧТО СКАЗАНО В ЗАКОНЕ

Отходы производства и потребления относятся к объектам гражданских прав (см. ст. 128 ГК РФ[4] и ст. 4 Закона № 89-ФЗ). При этом некоторые виды объектов гражданских прав в соответствии с законом или в установленном законом порядке либо могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо совершение сделок с этими видами допускается только по специальному разрешению. Оборотоспособность отходов I–IV классов опасности ограничена в связи с установлением обязательства осуществления ряда видов работ только на основании специального разрешения, коим является лицензия (см. ст. 4, 5, 9 Закона № 89-ФЗ).

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[5]. При этом лицензиат может осуществлять с отходами один или несколько видов работ из предложенного перечня:

• сбор;

• транспортирование;

• обработка;

• утилизация;

• обезвреживание;

• размещение отходов I–IV классов опасности.

Словарь

Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

 

Таким образом, сбором отходов могут заниматься только те лицензиаты (операторы), которые имеют лицензию на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. При этом достаточно иметь разрешение на осуществление одного или нескольких видов работ из указанного перечня, помимо сбора. Компании, занимающиеся только транспортированием отходов I–IV классов опасности, осуществлять сбор отходов не вправе.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона № 89-ФЗ). Право собственности на имущество, которое имеет собственник, а также на полученные от использования этого имущества отходы, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст. 218 ГК РФ). Таким образом, отходы могут отчуждаться собственником на любом предусмотренном гражданским законодательством основании, в частности, на основании договора купли-продажи.

 

Граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (см. п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется, т.к. соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Договор купли-продажи 

Договор купли-продажи (глава 30 ГК РФ) является одним из наиболее распространенных видов гражданско-правовых договоров, опосредующих перемещение материальных ценностей от одного лица к другому. Продавец обязан передать покупателю определенную вещь, но вправе требовать за это уплаты установленной цены.

 


[1] См. ст. 2 Закона № 89-ФЗ.

[2] Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

[3] Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (в ред. от 13.11.2020).

[4] Гражданский кодекс РФ.

[5] Пункт 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 06.12.2021).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам