Акт утилизации отходов РОП

Длительное время после запуска механизма расширенной ответственности производителей (далее — РОП) у бизнеса не было никакого представления о том, как надо оформлять акты утилизации отходов от товаров, чьи производители и импортеры были ответственны за обеспечение установленных нормативов утилизации. А когда нет образца, то голь на выдумки хитра. Для остановки фантазии, которая уже было начала разыгрываться, Росприроднадзором в 2016 г.[1] была предпринята первая попытка систематизации полученной в результате начавшейся в 2015 г. утилизационной кампании информации о содержании актов об утилизации, явившая профессиональному сообществу рекомендованную форму акта. В феврале 2022 г. Приказом Росприроднадзора была утверждена новая форма акта утилизации[2], применение которой уже является обязательным для субъектов расширенной ответственности.

Сам факт отсутствия какой-либо формы акта утилизации отходов от использования товаров на момент запуска реформы отрасли по обращению с отходами, в частности механизм РОП, в большой степени свидетельствует о том, что информации об утилизации, утилизаторах, продуктах переработки отходов и критериях, предъявляемых к ним, об отчетах и первичной учетной документации у авторов реформы было мало. Именно поэтому никто даже не подумал, что бизнес может растеряться от предоставленной ему вольницы и просить о методологической помощи.

Первая форма акта утилизации 

Когда первая помощь была оформлена в 2016 г. в виде рекомендованной формы акта утилизации, а первые претензии у контролеров уже начинали скапливаться, пришло и осознание того, что форма акта должна быть обязательной, иначе ее попросту игнорируют те, кому не нравится ее форма и содержание. А не нравилось там многое. Например, устойчиво не дающее загрузить в Личный кабинет природопользователя отчетность о выполнении нормативов утилизации требование об указании реквизитов положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в качестве обязательного пункта рекомендованного акта.

В декабре 2020 г. утвержденные новые Правила № 2010 [3] определили обязанность субъектов РОП представлять вместе с отчетностью акты об утилизации по формам, установленным Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России.

Поскольку в декабре 2020 г. Правительством РФ было утверждено новое Положение № 2290 [4], закрепившее в качестве лицензионного требования, которому должен соответствовать и соискатель лицензии, и лицензиаты, обязательное наличие положительного заключения ГЭЭ для работ по утилизации отходов I–IV классов опасности, то в первой форме акта утилизации[5] обязательным для применения требование о ГЭЭ уже не было.

Новая форма акта утилизации 

15 февраля 2022 г. Росприроднадзором была утверждена Форма № 90, т.к. действие ранее утвержденной формы акта было прекращено 31.12.2021.

Новая форма акта полностью повторила ранее действующую. Однако, как это часто бывает в случаях с различными формами и анкетами, все написанное в них не подлежит осмыслению, пока не наступит время воспользоваться предложенными формами. Дополнительным стресс-фактором невнимательности могла послужить шумиха, устроенная возле пресловутой Концепции РОП[6], которая привлекла к себе максимальное внимание всех, кто так или иначе был погружен в процесс утилизации отходов от использования товаров, попадающих под механизм расширенной ответственности.

Рассмотрим, на что стоит обратить внимание в Форме № 90.

Ассоциации 

Из правоотношений, которые возникают в рамках обеспечения нормативов утилизации[7], установленных для групп товаров, упаковки[8], попадающих под РОП, не исключены ассоциации, созданные производителями и импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — Ассоциации).

Концепция РОП обсуждалась с 2019 г.[9] и претерпела столько изменений, что даже сильно заинтересованные лица не всегда могли с уверенностью сказать, что именно актуально к обсуждению в текущий момент. Поэтому не составило труда заблудиться в способах реализации субъектами РОП своих обязательств: самостоятельно через прямые контракты или через делегирование своих функций специально созданным для решения вопроса обеспечения норматива утилизации Ассоциациям. Некоторые, например, искренне верят, что Ассоциации уже «не у дел», хотя закон, внедряющий положения Концепции РОП, еще даже толком не написан, не говоря уже о таких неизбежных этапах, как внесение законопроекта на рассмотрение в нижнюю палату Парламента РФ и прохождение слушаний.

Поскольку на сегодняшний день изменения в п. 5 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ[10], равно как и в подп. «б» п. 14 Правил № 2010, во исполнение которых и был разработан акт об утилизации отходов, исключают Ассоциации из способов самостоятельного обеспечения нормативов утилизации, поэтому неуказание Ассоциаций в форме акта было бы незаконным.

Виды утилизации 

Пунктом 2 Формы № 90 предусмотрены следующие виды утилизации: повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При этом ст. 1 Закона № 89-ФЗ, определяя понятие утилизации, устанавливает, что утилизация отходов — это:


[1] См. письмо Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460 «О направлении поручения».

[2] Форма акта утилизации отходов от использования товаров, утвержденная Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 (далее — Форма № 90).

[3] Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 (в ред. от 29.12.2021).

[4] Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (в ред. от 28.02.2022).

[5] Форма акта утилизации отходов от использования товаров, утвержденная Приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 № 236 (утратил силу).

[7] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 и 2022 годы» (в ред. от 29.12.2021).

[8] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (в ред. от 25.11.2021).

[10] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2022.

Акт утилизации отходов РОП

Длительное время после запуска механизма расширенной ответственности производителей (далее — РОП) у бизнеса не было никакого представления о том, как надо оформлять акты утилизации отходов от товаров, чьи производители и импортеры были ответственны за обеспечение установленных нормативов утилизации. А когда нет образца, то голь на выдумки хитра. Для остановки фантазии, которая уже было начала разыгрываться, Росприроднадзором в 2016 г.[1] была предпринята первая попытка систематизации полученной в результате начавшейся в 2015 г. утилизационной кампании информации о содержании актов об утилизации, явившая профессиональному сообществу рекомендованную форму акта. В феврале 2022 г. Приказом Росприроднадзора была утверждена новая форма акта утилизации[2], применение которой уже является обязательным для субъектов расширенной ответственности.

Сам факт отсутствия какой-либо формы акта утилизации отходов от использования товаров на момент запуска реформы отрасли по обращению с отходами, в частности механизм РОП, в большой степени свидетельствует о том, что информации об утилизации, утилизаторах, продуктах переработки отходов и критериях, предъявляемых к ним, об отчетах и первичной учетной документации у авторов реформы было мало. Именно поэтому никто даже не подумал, что бизнес может растеряться от предоставленной ему вольницы и просить о методологической помощи.

Первая форма акта утилизации 

Когда первая помощь была оформлена в 2016 г. в виде рекомендованной формы акта утилизации, а первые претензии у контролеров уже начинали скапливаться, пришло и осознание того, что форма акта должна быть обязательной, иначе ее попросту игнорируют те, кому не нравится ее форма и содержание. А не нравилось там многое. Например, устойчиво не дающее загрузить в Личный кабинет природопользователя отчетность о выполнении нормативов утилизации требование об указании реквизитов положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в качестве обязательного пункта рекомендованного акта.

В декабре 2020 г. утвержденные новые Правила № 2010 [3] определили обязанность субъектов РОП представлять вместе с отчетностью акты об утилизации по формам, установленным Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России.

Поскольку в декабре 2020 г. Правительством РФ было утверждено новое Положение № 2290 [4], закрепившее в качестве лицензионного требования, которому должен соответствовать и соискатель лицензии, и лицензиаты, обязательное наличие положительного заключения ГЭЭ для работ по утилизации отходов I–IV классов опасности, то в первой форме акта утилизации[5] обязательным для применения требование о ГЭЭ уже не было.

Новая форма акта утилизации 

15 февраля 2022 г. Росприроднадзором была утверждена Форма № 90, т.к. действие ранее утвержденной формы акта было прекращено 31.12.2021.

Новая форма акта полностью повторила ранее действующую. Однако, как это часто бывает в случаях с различными формами и анкетами, все написанное в них не подлежит осмыслению, пока не наступит время воспользоваться предложенными формами. Дополнительным стресс-фактором невнимательности могла послужить шумиха, устроенная возле пресловутой Концепции РОП[6], которая привлекла к себе максимальное внимание всех, кто так или иначе был погружен в процесс утилизации отходов от использования товаров, попадающих под механизм расширенной ответственности.

Рассмотрим, на что стоит обратить внимание в Форме № 90.

Ассоциации 

Из правоотношений, которые возникают в рамках обеспечения нормативов утилизации[7], установленных для групп товаров, упаковки[8], попадающих под РОП, не исключены ассоциации, созданные производителями и импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — Ассоциации).

Концепция РОП обсуждалась с 2019 г.[9] и претерпела столько изменений, что даже сильно заинтересованные лица не всегда могли с уверенностью сказать, что именно актуально к обсуждению в текущий момент. Поэтому не составило труда заблудиться в способах реализации субъектами РОП своих обязательств: самостоятельно через прямые контракты или через делегирование своих функций специально созданным для решения вопроса обеспечения норматива утилизации Ассоциациям. Некоторые, например, искренне верят, что Ассоциации уже «не у дел», хотя закон, внедряющий положения Концепции РОП, еще даже толком не написан, не говоря уже о таких неизбежных этапах, как внесение законопроекта на рассмотрение в нижнюю палату Парламента РФ и прохождение слушаний.

Поскольку на сегодняшний день изменения в п. 5 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ[10], равно как и в подп. «б» п. 14 Правил № 2010, во исполнение которых и был разработан акт об утилизации отходов, исключают Ассоциации из способов самостоятельного обеспечения нормативов утилизации, поэтому неуказание Ассоциаций в форме акта было бы незаконным.

Виды утилизации 

Пунктом 2 Формы № 90 предусмотрены следующие виды утилизации: повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При этом ст. 1 Закона № 89-ФЗ, определяя понятие утилизации, устанавливает, что утилизация отходов — это:


[1] См. письмо Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460 «О направлении поручения».

[2] Форма акта утилизации отходов от использования товаров, утвержденная Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 (далее — Форма № 90).

[3] Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 (в ред. от 29.12.2021).

[4] Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (в ред. от 28.02.2022).

[5] Форма акта утилизации отходов от использования товаров, утвержденная Приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 № 236 (утратил силу).

[7] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 и 2022 годы» (в ред. от 29.12.2021).

[8] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (в ред. от 25.11.2021).

[10] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт Научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2022.

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Обязательные требования в вопросах и ответах
Три шпаргалки по инвентаризации: выбросы, сбросы, отходы
Охрана атмосферного воздуха. Инвентаризация. Нормирование
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам