Отдаем журнал бесплатно!

Расчетный спор: о разработке НДВ в соответствии с Методикой № 581

Прошло четыре месяца с момента начала действия Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 (далее — Методика № 581), и уже возникли разные точки зрения на этот документ и сам процесс расчета нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ).

 

Ситуация усугубляется тем, что проект НДВ должен пройти обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу, которая смотрит в первую очередь на соответствие санитарным нормам и правилам.

Согласование в органах Росприроднадзора удалось пройти немногим, поэтому в настоящее время отсутствует четкое представление о требованиях, предъявляемых к проекту НДВ.

В связи с этим рассмотрим несколько вопросов, касающихся расчета НДВ. Первый вопрос — определение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ и проводится расчет рассеивания.

Перечень веществ

Условие выбора загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, четко прописано в п. 21 Методики № 581 и зависит от статуса (планируемый к строительству или действующий) и категории (I, II, III) объекта ОНВ[1]. Общим для всех объектов ОНВ является правило нормирования загрязняющих веществ, включенных в утвержденный Перечень[2].

Однако правила нормирования загрязняющих веществ ввиду сложившейся практики прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы не применимы к расчету рассеивания. Органы Роспотребнадзора требуют оценивать воздействие объекта ОНВ по всем выбрасываемым загрязняющим веществам независимо от перечня нормируемых показателей. В связи с этим в расчет рассеивания включаются все загрязняющие вещества, выбрасываемые источниками объекта ОНВ.

Также в действующих документах (Методы № 273[3], Методика № 581) отсутствует критерий целесообразности проведения расчетов рассеивания. Отсутствует и указание на то, что рассчитанная приземная концентрация какого-либо загрязняющего вещества, не превышающая значение 0,05 ПДК, является незначительной, и в связи с этим отсутствует необходимость в проведении расчетов рассеивания по данному загрязняющему веществу и дальнейшем анализе их результатов.

В подтверждение этому в п. 25 Методики № 581 указано, что проводится расчет рассеивания каждого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе и определяется зона влияния выбросов данного загрязняющего вещества.

 

Словарь

Зона влияния загрязняющего вещества — территория, ограниченная замкнутой линией, вне которой для любой точки местности в течение всего времени выбросов загрязняющего вещества расчетная приземная концентрация не превышает 0,05 ПДК (п. 26 Методики № 581).

 

Данная зона может быть определена только после проведения ориентировочного расчета рассеивания. Зоны влияния должны рассчитываться по каждому загрязняющему веществу (группе загрязняющих веществ комбинированного вредного действия) отдельно (п. 8.9 Методов № 273).

Размер расчетной области

Существуют такие мнения об определении размера расчетной области:

• для каждого загрязняющего веществ должен быть установлен индивидуальный размер расчетной области в зависимости от зоны влияния;

• расчетная область устанавливается по максимальному размеру зоны влияния выбросов для каждого загрязняющего вещества, но не менее того размера, который обеспечит определение концентраций загрязняющих веществ на границе СЗЗ[4], ближайшей жилой зоны и иных нормируемых объектов.

 

Фактически для каждого загрязняющего вещества в зависимости от размера зоны влияния может быть выбран индивидуальный размер расчетной области, но это усложнит проведение расчетов рассеивания и анализ их результатов. Тем более в настоящее время одно загрязняющее вещество может иметь три зоны влияния, соответствующие максимальной разовой, среднегодовой и среднесуточной концентрациям.

Поэтому, на наш взгляд, для проведения расчетов рассеивания целесообразнее принимать единую расчетную область, при выборе размера которой необходимо руководствоваться максимальным размером зоны влияния загрязняющего вещества, входящего в перечень выбрасываемых объектом ОНВ.

Более того, в соответствии с п. 27 Методики № 581 выбор размера расчетной области, шагов и общего количества узлов сетки осуществляется на основе определения размеров зоны влияния выбросов объекта ОНВ, т.е., по мнению автора статьи, в рассмотрение берется совокупность зон влияния загрязняющих веществ, выбрасываемых объектом ОНВ.

 

Расчетная область для расчета рассеивания

Сводные расчеты

Путаницу также вызывает упоминание в Методике № 581 сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень № 1316-р), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[3] Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

[4] Санитарно-защитная зона.

О.С. Клочихина, преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ, магистр по направлению «Экология и природопользование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Расчетный спор: о разработке НДВ в соответствии с Методикой № 581

Прошло четыре месяца с момента начала действия Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 (далее — Методика № 581), и уже возникли разные точки зрения на этот документ и сам процесс расчета нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ).

 

Ситуация усугубляется тем, что проект НДВ должен пройти обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу, которая смотрит в первую очередь на соответствие санитарным нормам и правилам.

Согласование в органах Росприроднадзора удалось пройти немногим, поэтому в настоящее время отсутствует четкое представление о требованиях, предъявляемых к проекту НДВ.

В связи с этим рассмотрим несколько вопросов, касающихся расчета НДВ. Первый вопрос — определение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ и проводится расчет рассеивания.

Перечень веществ

Условие выбора загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, четко прописано в п. 21 Методики № 581 и зависит от статуса (планируемый к строительству или действующий) и категории (I, II, III) объекта ОНВ[1]. Общим для всех объектов ОНВ является правило нормирования загрязняющих веществ, включенных в утвержденный Перечень[2].

Однако правила нормирования загрязняющих веществ ввиду сложившейся практики прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы не применимы к расчету рассеивания. Органы Роспотребнадзора требуют оценивать воздействие объекта ОНВ по всем выбрасываемым загрязняющим веществам независимо от перечня нормируемых показателей. В связи с этим в расчет рассеивания включаются все загрязняющие вещества, выбрасываемые источниками объекта ОНВ.

Также в действующих документах (Методы № 273[3], Методика № 581) отсутствует критерий целесообразности проведения расчетов рассеивания. Отсутствует и указание на то, что рассчитанная приземная концентрация какого-либо загрязняющего вещества, не превышающая значение 0,05 ПДК, является незначительной, и в связи с этим отсутствует необходимость в проведении расчетов рассеивания по данному загрязняющему веществу и дальнейшем анализе их результатов.

В подтверждение этому в п. 25 Методики № 581 указано, что проводится расчет рассеивания каждого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе и определяется зона влияния выбросов данного загрязняющего вещества.

 

Словарь

Зона влияния загрязняющего вещества — территория, ограниченная замкнутой линией, вне которой для любой точки местности в течение всего времени выбросов загрязняющего вещества расчетная приземная концентрация не превышает 0,05 ПДК (п. 26 Методики № 581).

 

Данная зона может быть определена только после проведения ориентировочного расчета рассеивания. Зоны влияния должны рассчитываться по каждому загрязняющему веществу (группе загрязняющих веществ комбинированного вредного действия) отдельно (п. 8.9 Методов № 273).

Размер расчетной области

Существуют такие мнения об определении размера расчетной области:

• для каждого загрязняющего веществ должен быть установлен индивидуальный размер расчетной области в зависимости от зоны влияния;

• расчетная область устанавливается по максимальному размеру зоны влияния выбросов для каждого загрязняющего вещества, но не менее того размера, который обеспечит определение концентраций загрязняющих веществ на границе СЗЗ[4], ближайшей жилой зоны и иных нормируемых объектов.

 

Фактически для каждого загрязняющего вещества в зависимости от размера зоны влияния может быть выбран индивидуальный размер расчетной области, но это усложнит проведение расчетов рассеивания и анализ их результатов. Тем более в настоящее время одно загрязняющее вещество может иметь три зоны влияния, соответствующие максимальной разовой, среднегодовой и среднесуточной концентрациям.

Поэтому, на наш взгляд, для проведения расчетов рассеивания целесообразнее принимать единую расчетную область, при выборе размера которой необходимо руководствоваться максимальным размером зоны влияния загрязняющего вещества, входящего в перечень выбрасываемых объектом ОНВ.

Более того, в соответствии с п. 27 Методики № 581 выбор размера расчетной области, шагов и общего количества узлов сетки осуществляется на основе определения размеров зоны влияния выбросов объекта ОНВ, т.е., по мнению автора статьи, в рассмотрение берется совокупность зон влияния загрязняющих веществ, выбрасываемых объектом ОНВ.

 

Расчетная область для расчета рассеивания

Сводные расчеты

Путаницу также вызывает упоминание в Методике № 581 сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень № 1316-р), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[3] Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

[4] Санитарно-защитная зона.

О.С. Клочихина, преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ, магистр по направлению «Экология и природопользование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2021.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам