Электронная версия журнала

Методика исчисления вреда атмосферному воздуху

«Справочник эколога» №3 2021 / Охрана атмосферного воздуха

Со школьной скамьи нам известно, что природопользование является платным. Любая хозяйственная деятельность априори наносит вред окружающей среде, поэтому негативное влияние на нее облагается налогами, сборами и различными платежами. Для реализации принципа платности природопользования устанавливаются таксы и методики исчисления вреда окружающей среде и ее компонентам. Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха.

 

Принцип платности природопользования закреплен ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ[1], а более подробно расписан в ст. 77 и 78 данного Федерального закона:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде[2] в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
[…]
3. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
[…]
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

 

Минприроды России утверждены таксы и методики исчисления вреда отдельным компонентам окружающей среды:

• водным объектам[3];

• почвам[4];

• охотничьим ресурсам[5];

• объектам животного мира[6].

Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха: в феврале опубликован Приказ Минприроды России от 28.01.2021 № 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды» (далее — Методика).

Кто должен платить?

Методика разработана для расчета размера вреда, причиненного атмосферному воздуху при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий. При этом вред необходимо исчислить и внести плату за него в случаях, если при эксплуатации данных объектов НВОС были нарушены установленные для них нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ).

 

На рисунке показано, для каких категорий и в случае превышения каких именно нормативов выбросов исчисляется вред, причиненный атмосферному воздуху.

Кроме того, Методика напоминает, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I и II категорий,  предельно допустимые выбросы признаются соответственно НДВ, технологическими нормативами[7]:

• на объектах I и II категорий, получивших до 01.01.2019 разрешения на выбросы, — до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС);

• на объектах I категории, с 01.01.2019 получивших или переоформивших разрешения на выбросы, — до получения КЭР.

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2020).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] См. Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (в ред. от 26.08.2015).

[4] См. Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в ред. от 11.07.2018).

[5] См. Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (в ред. от 17.11.2017).

[6] См. Приказ МПР России от 28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» (в ред. от 12.12.2012).

[7] Части 1 и 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2021.