Как оформлять реквизит «Заголовок к тексту» в документах разных видов?

    /upl/pictures/SR/_08_2023/image_2023_08_25T11_50_08_092Z.png

    Интересно, что простой на первый взгляд реквизит «Заголовок к тексту» часто вызывает споры между практиками. В шпаргалке расскажем, как различаются требования к заголовку в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, покажем стандарты оформления для самых распространенных видов документов – приказа, письма, протокола, акта и нормативного документа, а также подскажем, когда в оформлении допускается вариативность.

    1. Где установлены требования к реквизиту?

    Заголовок к тексту – реквизит 17 ГОСТ Р 7.0.97-2016[1]. Согласно стандарту заголовок к тексту должен:

    • отражать краткое содержание документа;
    • отвечать на вопрос «О чем?» и формулироваться с предлогом «О» («Об»);
    • оформляться под реквизитами бланка слева, от границы левого поля (см. реквизит 17 на схеме из Приложения Б к ГОСТ Р 7.0.97-2016).

    Есть в стандарте и оговорки для некоторых ситуаций:

    • для документов, текст которых не превышает 4–5 строк, заголовок может не составляться;
    • для распорядительных документов, издаваемых органами власти, заголовок к тексту может оформляться над текстом посередине рабочего поля документа и центрироваться относительно самой длинной строки.

    При этом в Методических рекомендациях к ГОСТ Р 7.0.97-2016[2] находим уточнение к последнему правилу: «может оформляться» здесь заменяется на более конкретное «оформляется», ограничение «издаваемых органами власти» отсутствует, а круг документов, в которых заголовок следует оформлять посередине рабочего поля, расширяется до всех документов с продольным расположением реквизитов.

    Извлечение из Методических рекомендаций к ГОСТ Р 7.0.97-2016

    Кроме того, Методические рекомендации к ГОСТ Р 7.0.97-2016 дополняют требования стандарта некоторыми важными техническими нюансами:

    • заголовок должен состоять из одной фразы;
    • заголовок не заключается в кавычки и не подчеркивается, но может выделяться полужирным шрифтом;
    • в конце заголовка точка не ставится;
    • если заголовок состоит из нескольких строк, его печатают через один межстрочный интервал.

    [1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

    [2] Здесь и далее – Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (ВНИИДАД, 2018).

     

    28.08.2023, 12:32

    Как оформлять реквизит «Заголовок к тексту» в документах разных видов?

    /upl/pictures/SR/_08_2023/image_2023_08_25T11_50_08_092Z.png

    Интересно, что простой на первый взгляд реквизит «Заголовок к тексту» часто вызывает споры между практиками. В шпаргалке расскажем, как различаются требования к заголовку в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, покажем стандарты оформления для самых распространенных видов документов – приказа, письма, протокола, акта и нормативного документа, а также подскажем, когда в оформлении допускается вариативность.

    1. Где установлены требования к реквизиту?

    Заголовок к тексту – реквизит 17 ГОСТ Р 7.0.97-2016[1]. Согласно стандарту заголовок к тексту должен:

    • отражать краткое содержание документа;
    • отвечать на вопрос «О чем?» и формулироваться с предлогом «О» («Об»);
    • оформляться под реквизитами бланка слева, от границы левого поля (см. реквизит 17 на схеме из Приложения Б к ГОСТ Р 7.0.97-2016).

    Есть в стандарте и оговорки для некоторых ситуаций:

    • для документов, текст которых не превышает 4–5 строк, заголовок может не составляться;
    • для распорядительных документов, издаваемых органами власти, заголовок к тексту может оформляться над текстом посередине рабочего поля документа и центрироваться относительно самой длинной строки.

    При этом в Методических рекомендациях к ГОСТ Р 7.0.97-2016[2] находим уточнение к последнему правилу: «может оформляться» здесь заменяется на более конкретное «оформляется», ограничение «издаваемых органами власти» отсутствует, а круг документов, в которых заголовок следует оформлять посередине рабочего поля, расширяется до всех документов с продольным расположением реквизитов.

    Извлечение из Методических рекомендаций к ГОСТ Р 7.0.97-2016

    Кроме того, Методические рекомендации к ГОСТ Р 7.0.97-2016 дополняют требования стандарта некоторыми важными техническими нюансами:

    • заголовок должен состоять из одной фразы;
    • заголовок не заключается в кавычки и не подчеркивается, но может выделяться полужирным шрифтом;
    • в конце заголовка точка не ставится;
    • если заголовок состоит из нескольких строк, его печатают через один межстрочный интервал.

    [1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

    [2] Здесь и далее – Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (ВНИИДАД, 2018).

     

    28.08.2023, 12:32
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам