Электронная версия журнала

СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»: разъяснения и комментарии

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №5 2015 / Эпидемиология

На территории России сложилась серьезная эколого-паразитологическая обстановка, настоятельно требующая изменения стратегии и тактики профилактики социально значимых заболеваний. По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире свыше 5 млрд человек страдают паразитарными болезнями и их количество увеличивается. В России ежегодно регистрируется до 1,5 млн случаев паразитарных заболеваний. Общее количество зараженных паразитами достигает почти 20 млн человек, из них 70 % — дети.

 

Плановые профилактические обследования

12 ноября 2014 г. вступил в силу СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации». Согласно разд. 4 этого документа в целях активного выявления и предупреждения распространения паразитарных болезней необходимо проводить плановые профилактические обследования должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

 

Также обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат:

  • дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации;
  • персонал детских дошкольных образовательных организаций;
  • школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах;
  • дети, подростки по эпидемическим показаниям;
  • дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц;
  • дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

Порядок обследования представлен на схеме.

 

Руководители учреждений подготавливают и утверждают списки декретированных лиц для обеспечения ежегодного планового обследования на выявление больных или носителей паразитарных болезней

Совместно с медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) разрабатывают график отбора и доставки проб биологического материала для проведения паразитологического исследования

Выявленные редкие паразитозы (дирофиляриоз, трихинеллез, энтеробиоз и т. д.) в течение 12 часов регистрируются посредством направления экстренного извещения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 4.7 СанПиН 3.2.3215-14)

 

Последовательность плановых профилактических обследований

 

К сожалению, СанПиН 3.2.3215-14 не отражает конкретный спектр кишечных протозоозов, на которые необходимо проводить обследование декретированных групп — часто лабораторное исследование ограничивается только определением энтеробиоза. При этом согласно п. 4.1 СанПиН 3.2.3215-14 обследование проводится на гельминтозы и кишечные протозоозы. Значит, необходимо проводить расширенные анализы на гельминтозы и кишечные протозоозы с преимущественно фекально-оральным механизмом передачи.

Комплекс профилактических и противоэпидемиологических мероприятий по профилактике паразитозов, а также персонифицированный учет осуществляет медицинская организация, определившая редкий паразитоз. Данные в цифровом виде по соответствующим формам предоставляются ежемесячно.

 

Обратите внимание!

Ужесточились требования к организациям, осуществляющим лабораторные исследования на выявление возбудителей паразитозов. Согласно п. 4.4. СанПиН 3.2.3215-14 лабораторные исследования осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на выполнение работ с микроорганизмами III–IV групп патогенности. СанПиН 3.2.1333-03 утратил силу.

 

Профилактика педикулеза

Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться в настоящее время, является педикулез. В последние годы он проявляется периодическими эпидемическими вспышками, причины которых — смягчение климата, частая реинфекцию, связанная с отсутствием коллективного одновременного лечения как в школе, так и дома, недостаточная информированность родителей о педикулезе и неправильное применение средств борьбы с ним.

Согласно п. 13.2. СанПиН 3.2.3215-14 осмотру на педикулез и чесотку подлежат:

  • дети, посещающие дошкольные образовательные организации, — ежемесячно;
  • учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций — 4 раза в год;
  • учащиеся школ-интернатов, дети, проживающие в детских домах, домах ребенка, — в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • дети, выезжающие на отдых в оздоровительные организации, — до отъезда;
  • дети, находящиеся в детской оздоровительной организации, — еженедельно;
  • больные, поступающие на стационарное лечение, — при поступлении и далее 1 раз в 7 дней;
  • лица, находящиеся в организациях системы социального обеспечения, — 2 раза в месяц;
  • амбулаторные больные — при обращении;
  • работники организаций — при проведении диспансеризации и профилактических осмотров.

 

Порядок действий при обнаружении педикулеза

Руководитель образовательного учреждения должен обеспечить осмотр на педикулез и чесотку при поступлении детей в образовательную организацию. Дети, пораженные педикулезом, должны быть направлены для санации с отстранением от посещения образовательной организации.

 

Важно!

Прием детей в образовательные организации после санации допускается при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза.

 

При выявлении педикулеза у лиц, поступивших в лечебное учреждение, санитарная обработка должна проводиться в приемном отделении. Вещи больных и специальная одежда персонала, проводившего обработку, помещается в клеенчатый мешок и направляется в дезинфекционную камеру для обеззараживания.

Противопедикулезные мероприятия должны включать как комплекс общих мероприятий, направленных на соблюдение должного санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в организациях, коллективах и т. п., так и специфические меры по санации людей, у которых обнаружен педикулез, или очагов педикулеза.

 

Предупреждение паразитарных заболеваний

Эпидемическая опасность распространения паразитарных заболеваний многократно возрастает для городских жителей из-за большого количества бродячих собак, которые являются источником и носителем паразитарных заболеваний. Согласно п. 8.4.2 СанПиН 3.2.3215-14 органы местного самоуправления и юридические лица обязаны обеспечивать учет и регистрацию собак, регулировать численность бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках. В городах есть проблема дирофиляриоза, токсокороза, лептоспироза из-за значительной загрязненности городских территорий собачьими экскрементами, содержавшими яйца токсокар и др.

Согласно п. 8.4.4. СанПиН 3.2.3215-14 для выгула домашних животных в населенных пунктах должны быть выделены специальные территории, обозначенные табличками.

На территориях для выгула домашних животных должны быть установлены специальные контейнеры для сбора фекалий животных.

Токсокароз следует рассматривать как новый социально значимый эмержентный гельминтоз. Он проявляется выраженными аллергозами, включая легочную патологию и бронхиальную астму, поражает органы зрения, приводит к слепоте, вызывает серьезные нарушения здоровья. Число зарегистрированных больных токсокарозом в России за последние 15 лет увеличилось более чем в 100 раз, поэтому очень важна его профилактика, в основе которой — действенные меры по эффективной охране почвы от паразитарного заражения.

Дополнительно в п. 10.6 СанПиН 3.2.3215-14 выделены мероприятия по профилактике аскаридоза, трихоцефалеза и токсокароза, которые включают:

  • анализ пораженности, заболеваемости населения;
  • предупреждение загрязнения яйцами гельминтов почвы, выращиваемых на ней овощей, фруктов, ягод, столовой зелени, а также блюд из них, употребляемых в пищу без термической обработки;
  • санитарно-паразитологический контроль за безопасностью растительной продукции;
  • санитарно-паразитологический контроль источников водоснабжения населения;
  • санитарно-паразитологический контроль за эффективностью работы очистных сооружений канализации по качеству дегельминтизации (дезинвазии) в рамках производственного контроля, мониторинга и планового надзора;
  • санитарно-паразитологический контроль за качеством дезинвазии сточных вод и их осадков, применяемых для орошения и удобрения сельскохозяйственных угодий и теплиц;
  • анализ и оценка эффективности профилактических мероприятий;
  • регулирование численности бродячих собак в населенных пунктах;
  • выделение на территории домовладений площадок для выгула собак и обеспечение их надлежащего состояния;
  • дезинвазию песка в песочницах и предупреждение загрязнения их фекалиями собак и кошек;
  • санитарную очистку территорий населенных пунктов;
  • соблюдение личной гигиены в быту, общественных местах, а также при контакте с почвой, песком и растительной продукцией;
  • гигиеническое воспитание и обучение;
  • разработку комплексных планов по профилактике паразитарных болезней, в том числе геогельминтозов.

Также с собаками связано и резкое увеличение распространенности и риска заражения дирофиляриозом — единственным в умеренном климате гельминтозом с трансмиссивным путем передачи через комаров. Только в последние пять лет случаи дирофиляриоза были выявлены в 28 областях России, а число больных превысило 200 человек. Особую опасность дирофиляриоз представляет в городах, где возможна круглогодичная внутридомовая передача гельминтов.

Профилактика дирофиляриоза предусматривает комплекс мер, в том числе: регламентацию содержания собак, регулирование численности кровососущих комаров и соблюдение гигиенических норм содержания подвальных помещений, что также находит отражение в СанПиН 3.2.3215-14.

Профилактика паразитарных болезней в пределах городских территорий представляет собой сложную комплексную проблему из-за разнообразия животных и членистоногих в городах. Для снижения риска заболевания горожан необходимо объединить усилия разных специалистов в плановом выполнении профилактических и противоэпидемических мероприятий, которые должны включаться в городские программы благоустройства и охраны здоровья населения.

В связи с тем что в передаче возбудителей от животных человеку часто участвуют членистоногие, важную роль в профилактике этих зоонозов призваны сыграть дезинсекционные мероприятия, например в отношении профилактики малярии.

При этом необходимо отметить, что в п. 4.1.4 утратившего силу СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», согласно которому проекты строительства и реконструкции водных объектов и систем ирригации проходили в установленном порядке санитарно-эпидемиологическую экспертизу, а при эксплуатации гидротехнических сооружений выполнялись мероприятия по профилактике малярии, и п. 4.1.9 того же СаНПиНа, в соответствии с которым организации, имеющие сведения о военнослужащих, демобилизованных, беженцах, вынужденных переселенцах, мигрантах, прибывших из неблагополучных по малярии стран, по запросу органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы информировали о сроках прибытия и местах проживания указанных групп лиц. Отсутствие контроля за водными объектами и лицами, прибывающими из эндемичных территорий, существенно осложнит проведение своевременных профилактических и противоэпидемических противомалярийных мероприятий.

Согласно п. 5.8 СанПиН 3.2.3215-14 обследованию на малярию подлежат:

  • лица, прибывшие из эндемичных по малярии местностей или посетившие эндемичные страны в течение последних трех лет, при повышении температуры, с любым из следующих симптомов на фоне температуры тела выше 37 °C: недомогание, головная боль, увеличение печени, селезенки, желтушность склер и кожных покровов, герпес, анемия;
  • лица с неустановленным диагнозом, лихорадящие в течение 5 дней;
  • больные с установленным диагнозом, но с продолжающимися периодическими подъемами температуры, несмотря на проводимое специфическое лечение;
  • лица, проживающие в активном очаге, при любом повышении температуры.

Специалисты, командируемые в страны субтропического и тропического пояса в местности, где отсутствует доврачебная помощь, должны быть обеспечены курсовой дозой противомалярийных препаратов (п. 5.5 СанПиН 3.2.3215-14).

 

Профилактика гельминтозов на предприятиях общественного питания

В СанПиН 3.2.3215-14 рассмотрены и вопросы профилактики гельминтозов, передающихся через мясо и рыбу, для предприятий общественного питания и производителей. Руководители организаций, а также индивидуальные предприниматели должны обеспечивать:

  • качество и безопасность мяса и мясной продукции в процессе ее производства и реализации в соответствии с требованиями технических регламентов;
  • проведение профилактических дезинвазионных и дератизационных мероприятий на территориях животноводческих ферм и комплексов, боен, складов мясных продуктов, на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и организациях торговли продовольственными товарами и на других объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение;
  • информирование медицинских, ветеринарных и охотоведческих организаций о случаях выявления гельминтозов, передающихся через мясо, среди диких и сельскохозяйственных животных, а также случаях заболевания людей.

 

Административная ответственность

Согласно ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

Отметим, что в пп. 4.2.3; 4.2.4; 4.2.5 утратившего силу СанПиН 3.2.1333-03, в которых рассматривались понятия «условно годные», «непригодные» мясо и мясопродукты, а также условия хранения и утилизации «условно годной» и «непригодной» мясной продукции (в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ). Мясная продукция, опасная по паразитологическим показателям, должна помещаться на временное хранение. В разряд «условно годная» переводят рыбную продукцию, в пробе которой обнаружена хотя бы одна живая личинка гельминтов, опасных для здоровья человека. Ответственным за передачу «условно годной» рыбной продукции для обеззараживания является владелец продукции.

Отмена указанных пунктов влечет за собой серьезные проблемы в определении качества мясной и рыбной продукции, а также исполнении решения о дальнейшем использовании, обезвреживании, утилизации или уничтожении данной продукции.

Требования к замораживанию и прогреванию мясной и рыбной продукции остались без существенных изменений.

Особое внимание заслуживает Приложение к СанПиН 3.2.3215-14 «Санитарно-паразитологические исследования объектов внешней среды, проводимые в рамках надзорных мероприятий, социально-гигиенического мониторинга и производственного контроля». Так, например, для дошкольных и общеобразовательных организаций в рамках проведения производственного контроля определен спектр объектов для исследований (смывы) с объектов внешней среды для обеспечения профилактики паразитарных болезней.

 

Административная ответственность

В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

А. В. Гусев

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.