Отдаем журнал бесплатно!

Новый порядок психосвидетельствования: 7 шагов к получению заключения

Из статьи вы узнаете, как изменился новый порядок психиатрического освидетельствования, а также получите примеры оформления необходимых документов (направлений) и журнала их регистрации.

ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПСИХОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

Корень всех изменений, в том числе изменений, связанных с организацией психиатрического освидетельствования (далее — ПО), лежит в изменении нормативных требований, с них мы и начнем.

 

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (в ред. от 24 июня 2013 г.), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г.) определяют необходимость проведения психиатрического освидетельствования в соответствии с процедурой, предусмотренной внутригосударственным законодательством.

ПО регламентируют пять нормативных документов: 3 федеральных закона и два постановления Правительства РФ.

Федеральные законы:

1. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[1].

Извлечение из Закона о психиатрической помощи

Статья 6. Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности

(1) Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

(2) Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Дума осовременит Закон о психиатрической помощи

В Госдуме на рассмотрении во втором чтении находится Законопроект № 1104125‑7[2] «О внесении изменений в ст. 6 и 23 Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании”» в части совершенствования психиатрического освидетельствования и гармонизации нормативных требований.

Законопроектом уточняется, что:

1. Работники, выполняющие отдельные виды работ, в том числе связанные с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет.

При этом психиатрическое освидетельствование должно будет проводиться по месту жительства или по месту пребывания гражданина комиссией врачей-психиатров специализированной медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь.

По результатам психиатрического освидетельствования работник может быть признан временно (на срок не более 5 лет с правом последующего повторного освидетельствования) непригодным вследствие психического расстройства к выполнению указанных видов работ.

Результаты психиатрического освидетельствования можно будет обжаловать в судебном порядке.

2. Гражданин сможет пройти повторное психиатрическое освидетельствование:

по истечении срока, на который гражданин признан временно непригодным к выполнению отдельных видов работ, в том числе связанных с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, а также к осуществлению отдельных видов деятельности;

в случае улучшения психического состояния, подтвержденного заключением врача-психиатра.

3. Соответствующие ограничения на выполнение отдельных видов работ не будут распространяться на работников, принятых на рабочие места, специально организованные работодателем для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Согласно пояснительной записке, законопроект приводит в соответствие нормы ст. 6 Закона № 3185-I и ст. 213 ТК РФ и исключает обязательный характер психиатрического освидетельствования работника, поскольку понятие «обязательное» в указанном контексте не может применяться как императивное требование, так как может не исполняться работником с учётом невозможности продолжения осуществления им трудовой функции.

Проект находится на рассмотрении в Госдуме с 1 февраля 2021 г.

 

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[3].

Извлечение из Федерального закона № 323-ФЗ

Статья 65. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

2. Видами медицинского освидетельствования являются:

   1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

   2) психиатрическое освидетельствование;

   3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

   4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

   5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

 

3. Статья 220 ТК РФ

Извлечение из Трудового Кодекса РФ

Статья 220. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения[4], с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений[5].

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

В обновленном Х разделе ТК РФ содержатся несколько статьей, где упоминается психиатрическое освидетельствование.

Так, статья 214 ТК РФ возлагает на работодателя две обязанности:

• организовать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время их прохождения;

• не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

 

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей;

• на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей[6].

 

Статья 215 ТК РФ возлагает на работника обязанности проходить обязательные психиатрические освидетельствования по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

 

Правительственные документы:

4. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности[7].

5. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности[8].

В соответствии со ст. 220 ТК РФ порядок ПО и перечни видов работ должен установить Минздрав, а не правительство, как сейчас.

Разобраться в противоречии поможет ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»[9] («регуляторная гильотина»).

Извлечение из Федерального закона № 247-ФЗ

Статья 15. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона ("регуляторная гильотина")

1. Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 г. в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

2. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 г.

3. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 г.

4. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются[10].

5. С 1 января 2021 г. в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, утверждаемые в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут включаться нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 г., за исключением нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

[…]

 

Если коротко, то и Постановление № 695, и Постановление № 377 были помещены в «белый список» — перечень НПА, в отношении которых не применяются положения ч. 1, 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ[11], чтобы их требования по-прежнему были обязательными для исполнителей, а контролеры имели право за нарушение этих требований применять административные меры воздействия. Срок их нахождения там ограничен 1 сентября 2022 г.[12], причем первоначально этот срок должен был завершиться годом ранее.

По истечении указанного срока (то есть после 1 сентября 2022 г.) документы перестанут быть обязательными и их нельзя будет применять для целей проверок. Но для того чтобы Постановления № 695 и № 377 утратили силу, правительство должно издать документ об их отмене. На момент подготовки статьи такого документа опубликовано не было.

Таким образом, с 1 марта 2022 г. мы всей страной нарушаем требования ст. 220 ТК РФ, применяя нормативный акт правительства вместо ведомственного нормативного акта. После 1 сентября 2022 г. это будет невозможно. Постановления № 695 и № 377 для целей контроля и надзора применять будет нельзя. Контролеры не смогут проверять, соблюдаете ли вы требования этих документов, и привлекать к административной ответственности за нарушение/несоблюдение. Если в отношении вашей организации такое произойдет, смело обжалуйте действия проверяющих через досудебное обжалование на госуслугах[13].

 

[1] Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 30 декабря 2021 г.; далее — Закон о психиатрической помощи).

[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1104125-7.

[3] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2022 г.; далее — Федеральный закон № 323-ФЗ).

[4] Осуществляет Минздрав России; здесь и далее выделено автором.

[5] Далее — РТК.

[6] Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП.

[7] Утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25 марта 2013 г.; далее — Постановление № 695).

[8] Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”» (в ред. от 23 сентября 2002 г.; далее — Постановление № 377).

[9] В ред. от 16 апреля 2022 г.; далее — Федеральный закон № 247-ФЗ.

[10] Так называемый «белый список».

[11] Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467 (в ред. от 27 мая 2022 г; далее — Постановление № 2467).

[12] Постановление Правительства РФ от 25 августа 2021 г. № 1407 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467».

[13] Подберезина С. Г. Проверки и досудебное обжалование // Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 3. — С. 13.

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Новый порядок психосвидетельствования: 7 шагов к получению заключения

Из статьи вы узнаете, как изменился новый порядок психиатрического освидетельствования, а также получите примеры оформления необходимых документов (направлений) и журнала их регистрации.

ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПСИХОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

Корень всех изменений, в том числе изменений, связанных с организацией психиатрического освидетельствования (далее — ПО), лежит в изменении нормативных требований, с них мы и начнем.

 

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (в ред. от 24 июня 2013 г.), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г.) определяют необходимость проведения психиатрического освидетельствования в соответствии с процедурой, предусмотренной внутригосударственным законодательством.

ПО регламентируют пять нормативных документов: 3 федеральных закона и два постановления Правительства РФ.

Федеральные законы:

1. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[1].

Извлечение из Закона о психиатрической помощи

Статья 6. Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности

(1) Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

(2) Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Дума осовременит Закон о психиатрической помощи

В Госдуме на рассмотрении во втором чтении находится Законопроект № 1104125‑7[2] «О внесении изменений в ст. 6 и 23 Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании”» в части совершенствования психиатрического освидетельствования и гармонизации нормативных требований.

Законопроектом уточняется, что:

1. Работники, выполняющие отдельные виды работ, в том числе связанные с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет.

При этом психиатрическое освидетельствование должно будет проводиться по месту жительства или по месту пребывания гражданина комиссией врачей-психиатров специализированной медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь.

По результатам психиатрического освидетельствования работник может быть признан временно (на срок не более 5 лет с правом последующего повторного освидетельствования) непригодным вследствие психического расстройства к выполнению указанных видов работ.

Результаты психиатрического освидетельствования можно будет обжаловать в судебном порядке.

2. Гражданин сможет пройти повторное психиатрическое освидетельствование:

по истечении срока, на который гражданин признан временно непригодным к выполнению отдельных видов работ, в том числе связанных с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, а также к осуществлению отдельных видов деятельности;

в случае улучшения психического состояния, подтвержденного заключением врача-психиатра.

3. Соответствующие ограничения на выполнение отдельных видов работ не будут распространяться на работников, принятых на рабочие места, специально организованные работодателем для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Согласно пояснительной записке, законопроект приводит в соответствие нормы ст. 6 Закона № 3185-I и ст. 213 ТК РФ и исключает обязательный характер психиатрического освидетельствования работника, поскольку понятие «обязательное» в указанном контексте не может применяться как императивное требование, так как может не исполняться работником с учётом невозможности продолжения осуществления им трудовой функции.

Проект находится на рассмотрении в Госдуме с 1 февраля 2021 г.

 

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[3].

Извлечение из Федерального закона № 323-ФЗ

Статья 65. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

2. Видами медицинского освидетельствования являются:

   1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

   2) психиатрическое освидетельствование;

   3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

   4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

   5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

 

3. Статья 220 ТК РФ

Извлечение из Трудового Кодекса РФ

Статья 220. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения[4], с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений[5].

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

В обновленном Х разделе ТК РФ содержатся несколько статьей, где упоминается психиатрическое освидетельствование.

Так, статья 214 ТК РФ возлагает на работодателя две обязанности:

• организовать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время их прохождения;

• не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

 

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей;

• на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей[6].

 

Статья 215 ТК РФ возлагает на работника обязанности проходить обязательные психиатрические освидетельствования по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

 

Правительственные документы:

4. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности[7].

5. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности[8].

В соответствии со ст. 220 ТК РФ порядок ПО и перечни видов работ должен установить Минздрав, а не правительство, как сейчас.

Разобраться в противоречии поможет ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»[9] («регуляторная гильотина»).

Извлечение из Федерального закона № 247-ФЗ

Статья 15. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона ("регуляторная гильотина")

1. Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 г. в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

2. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 г.

3. Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 г.

4. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются[10].

5. С 1 января 2021 г. в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, утверждаемые в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут включаться нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 г., за исключением нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

[…]

 

Если коротко, то и Постановление № 695, и Постановление № 377 были помещены в «белый список» — перечень НПА, в отношении которых не применяются положения ч. 1, 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ[11], чтобы их требования по-прежнему были обязательными для исполнителей, а контролеры имели право за нарушение этих требований применять административные меры воздействия. Срок их нахождения там ограничен 1 сентября 2022 г.[12], причем первоначально этот срок должен был завершиться годом ранее.

По истечении указанного срока (то есть после 1 сентября 2022 г.) документы перестанут быть обязательными и их нельзя будет применять для целей проверок. Но для того чтобы Постановления № 695 и № 377 утратили силу, правительство должно издать документ об их отмене. На момент подготовки статьи такого документа опубликовано не было.

Таким образом, с 1 марта 2022 г. мы всей страной нарушаем требования ст. 220 ТК РФ, применяя нормативный акт правительства вместо ведомственного нормативного акта. После 1 сентября 2022 г. это будет невозможно. Постановления № 695 и № 377 для целей контроля и надзора применять будет нельзя. Контролеры не смогут проверять, соблюдаете ли вы требования этих документов, и привлекать к административной ответственности за нарушение/несоблюдение. Если в отношении вашей организации такое произойдет, смело обжалуйте действия проверяющих через досудебное обжалование на госуслугах[13].

 

[1] Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 30 декабря 2021 г.; далее — Закон о психиатрической помощи).

[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1104125-7.

[3] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2022 г.; далее — Федеральный закон № 323-ФЗ).

[4] Осуществляет Минздрав России; здесь и далее выделено автором.

[5] Далее — РТК.

[6] Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП.

[7] Утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25 марта 2013 г.; далее — Постановление № 695).

[8] Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”» (в ред. от 23 сентября 2002 г.; далее — Постановление № 377).

[9] В ред. от 16 апреля 2022 г.; далее — Федеральный закон № 247-ФЗ.

[10] Так называемый «белый список».

[11] Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467 (в ред. от 27 мая 2022 г; далее — Постановление № 2467).

[12] Постановление Правительства РФ от 25 августа 2021 г. № 1407 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467».

[13] Подберезина С. Г. Проверки и досудебное обжалование // Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 3. — С. 13.

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам