Электронная версия журнала

Оценка профессиональных рисков: этапы, методы

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №2 2020 / Охрана труда

Рассмотрим этапы управления рисками, применяемые для этих целей методики, рассматривает преимущества и недостатки самых популярных методик.

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СУОТ

Обратившись к пунктам 33–35 Типового положения[1], мы увидим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики своей деятельности, устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

• выявление опасностей;

• оценка уровней профессиональных рисков;

• снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу СУОТ. Порядок реализации перечисленных выше мероприятий работодатель определяет самостоятельно.

И уже на этом этапе многие делают ошибку, полагая, что достаточно оценить риски, обратившись в экспертную организацию, и можно спать спокойно, положив в шкаф парочку увесистых папок с картами идентификации опасностей и оценки рисков. Запомните: знание об имеющихся рисках и их уровне никак не повлияют на них, если не осуществлять мероприятия по их управлению.

Оценка риска — лишь часть процесса управления рисками, которая представляет собой поэтапный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, анализируют последствия и вероятность возникновения опасных событий и принимают решение о необходимости обработки риска.

В соответствии с Типовым положением о СУОТ работодатель должен определить порядок реализации мероприятий по управлению рисками на каждом этапе. Рассмотрим их.

ЭТАП 1. ВЫЯВЛЯЕМ (ИДЕНТИФИЦИРУЕМ) РИСКИ

Поскольку риск — это мера опасности, то первый этап управления рисками— это выявление или идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня. Для этого работодатель привлекает:

• службы (специалиста) охраны труда;

• комитет (комиссии) по охране труда;

• работников или уполномоченных ими представительных органов.

К идентификации могут привлекаться сторонние экспертные организации и (или) специалисты (эксперты), имеющие необходимый опыт.

Исполнителя могут оказывать данную услугу двумя способами:

1) выполняя функции службы охраны труда (в организациях с численностью работников до 50 чел.);

2) оказывая консультационные услуги.

В первом случае требуется аккредитация Минтруда России, во втором — нет. Иных требований к «оценщикам» нормативно не установлено.

 

Обратите внимание!

Нет такой профессии— «специалист по оценке рисков».

 

Наиболее целесообразно проводить идентификацию своими силами комиссионно. Членами комиссии могут быть специалисты по эксплуатации оборудования, технологи, энергетики, специалист по нормированию труда и специалист по охране труда и (или) промышленной безопасности.

На небольших предприятиях идентификация опасностей может осуществляться одним работником, например специалистом по охране труда или работником, выполняющим его функции.

Организационно-распорядительные документы на всех этапах управления рисками формируют систему взаимосвязанных мероприятий — систему управления профессиональными рисками (далее — СУПР). Они позволяют не только определить последовательность, порядок выполнения отдельных этапов, распределить обязанности между участниками процесса, но и зафиксировать результаты работы.

На первом этапе имеет смысл составить следующие документы:

• Приказ о создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков.

• Приказ об утверждении Положения о СУПР.

• Положение о СУПР.

• Политика по управлению профрисками на предприятиии.

• Процедуры СУПР.

• План мероприятий по реализации процедур СУПР.

• Планирование работ по управлению профрисками на предприятии.

• Контроль СУПР.

 

Обратите внимание!

Шаблоны этих документов вы можете скачать на «Сервисе форм». Предлагаем два пакета документов: по матричному методу оценки рисков и по методу Фанни-Кинни.

Поскольку управление рисками — процесс повторяющийся, то для инициации очередного издается приказ (пример 1) и составляется план-график проведения работ (пример 2).


 

Идентификацию опасностей следует проводить:

на отдельных рабочих местах, рассматриваемых как рабочая зона (рабочее место) нахождения персонала на территории и на производственных объектах, контролируемых организацией;

на путях передвижения по рабочей зоне, по территории и на производственных объектах, контролируемых организацией;

на отдельных рабочих местах, находящихся вне территории и производственных объектов, контролируемых организацией (например, при движении на объекты (с объектов), на объектах, подконтрольных другим организациям, при выполнении работ в качестве подрядчика, в командировках персонала и т. п.).

Идентификация может проводиться в плановом или внеплановом, выборочном или обязательном порядке[2] поэтапно. Рассмотрим эти этапы.

 

Предварительный (подготовительный) этап.

На этом этапе анализируем документированную информацию, а также:

• выявляем и регистрируем все опасности и их источники;

• составляем перечень работ и операций, при выполнении которых присутствует конкретная опасность.

 

[1]Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.

[2]ГОСТ 12.0.230.4-2018 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ».

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2020.