Электронная версия журнала

Ответственность руководителей за нарушения техрегламентов и декларирований соответствия

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №2 2012 / Техническое регулирование

Федеральным законом от 18.07.2011 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 237-ФЗ) регламентированы очередные поправки в административное законодательство. О том, что этот закон привнес в процесс регулирования ответственности за нарушение требований технических регламентов и декларирования соответствия,читайте в статье.

Как проходит декларирование

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 22.07.2011).

В часть статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) внесены изменения, в основном касающиеся повышения штрафных санкций за совершенные правонарушения и введения в квалифицированные составы нарушений таких наказаний, как дисквалификация и конфискация некачественных товаров.

Некоторые составы уже имеющихся в КоАП РФ нарушений расширены и трансформированы в несколько самостоятельных составов. Помимо прочего глава 14 КоАП РФ, закрепляющая ответственность за нарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена ст. 14.43–14.49, регламентирующими ответственность:

  • за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43);
  • недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44);
  • нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45);
  • нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46);
  • нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47);
  • представление недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48);
  • нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49).

Рассмотрим основные изменения Федерального закона № 237-ФЗ, касающиеся ответственности за нарушения технических регламентов и декларирования соответствия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) технический регламент — это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента, или постановлением Правительства, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

К объектам технического регулирования относится продукция, в том числе здания, строения и сооружения или связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Это важно! В соответствии со ст. 24 Федерального закона №184-ФЗ декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Штрафы повышены

Итак, в результате изменений Федерального закона № 237-ФЗ значительно повышены штрафы за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (ст. 14.4 КоАП РФ).

Если до изменений за такое нарушение предусматривалось наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, то после изменений санкция ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ выглядит следующим образом:

  •  для граждан — административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  •  для должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей;
  •  для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Помимо этого ст. 14.4 КоАП РФ приобрела квалифицированный состав такого нарушения, квалифицирующим признаком выступает факт повторного его совершения в течение года, что влечет наказание с повышенными размерами штрафа. Для должностных лиц в альтернативе предусмотрено наказание в виде дисквалификации, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительным к штрафу наказанием может выступать конфискация предметов административного правонарушения.

Статья 14.43 КоАП РФ, вновь введенная Федеральным законом № 237-ФЗ, устанавливает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.

В силу ст. 14.44 КоАП РФ недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, — это состав ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

К сведению. Согласно ст. 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Единый знак обращения

Статья 14.46 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Так, маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, теперь является самостоятельным административным составом.

При этом в примечании к указанной статье сказано, что под знаком обращения продукции на рынке следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕврАзЭС.

В соответствии со ст. 14.47 КоАП РФ нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 14.48 КоАП РФ определяет ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение изготовителем, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством о техническом регулировании, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.49 КоАП РФ).

Также отмечаем, что ст. 19.33 КоАП РФ согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 237-ФЗ, установила ответственность за непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя, продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

 

Леонидский М. Ф., юрист

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2012.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.