Электронная версия журнала

Розничные рынки

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №1 2013 / Защита прав потребителя

С отношениями по договору розничной купли-продажи мы сталкиваемся ежедневно, забегая после работы в магазин или на розничный рынок за покупками. В отличие от деятельности розничных магазинов деятельность розничных рынков долгое время не имела единого правового регулирования. С появлением Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ ситуация изменилась: требования к работе розничных рынков установлены на федеральном уровне.

Правовое регулирование деятельности розничных рынков

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, выступает Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011; далее — Федеральный закон № 271-ФЗ).

Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 271-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон не распространяется:

  • на деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;
  • деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2010).

При этом ст. 2 Федерального закона № 271-ФЗ определяет, что правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Федеральным законом № 271-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок организации рынка

Согласно ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ розничный рынок — это имущественный комплекс, который предназначен для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. Непосредственно порядку организации розничных рынков посвящена ст. 4 Федерального закона № 271-ФЗ.

Рынок организуется в соответствии с планом (место расположения предполагаемых рынков, их количество и типы), предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Обратите внимание! План организации рынков, утвержденный региональной властью, должен предусматривать места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Это подтверждают и суды, на что, в частности, указывает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 № 43-Г10-10 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 26.10.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 № 49-РЗ “Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушенийˮ».

Рынок может быть организован только юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.

Организация — владелец рынка сдает торговые места на рынке компаниям и коммерсантам для ведения розничной торговли. Отношения сторон при этом строятся на основании договора о предоставлении торгового места, типовая форма которого устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность владельца рынка по сдаче торговых мест в аренду на основании подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что подтверждает Письмо Минфина России от 17.07.2009 № 03-11-06/3/214.

Требования к рыночным продажам и оказанию услуг

Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке установлены ст. 14 Федерального закона № 271-ФЗ.

При организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

  • разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Федеральным законом № 271-ФЗ;
  • организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке;
  • разрабатывается и утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;
  • обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);
  • осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными ст. 18 и 19 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными ст. 20 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным Федеральным законом № 271-ФЗ. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли.

Требования к осуществлению текущей деятельности рынка

Указанные требования установлены ст. 21 Федерального закона № 271-ФЗ, согласно которой при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

  • соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;
  • соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;
  • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы обязаны:

  • своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг), информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;
  • иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии, либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;
  • иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;
  • иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;
  • иметь в наличии иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, документы.

В случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и др.) продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы.

Физическое лицо, непосредственно осуществляющее на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, должно носить личную нагрудную карточку с указанием своей фамилии, имени, отчества и наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении данного торгового места.

В личную нагрудную карточку должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

На основании ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 271-ФЗ осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке запрещается в случае:

  • приостановления срока действия разрешения в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • аннулирования разрешения в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • прекращения деятельности юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией, в соответствии с гражданским законодательством.

Управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом № 271-ФЗ, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Это важно! За нарушение требований, установленных Федеральным законом № 271-ФЗ, наступает ответственность в соответствии со ст. 14.34 «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

СЕМЕНИХИН В.В., эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.