Порядок расследования аварий и инцидентов на ОПО: пять новшеств

Осенью вступят в силу изменения, внесенные в порядок расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения. Анализируем новшества и разъясняем, как реагировать на их введение.

 

Расследование причин аварий и инцидентов на ОПО регулируется:

• ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ[1];

• ст. 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ[2];

• Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения[3].

Приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126[4] внесены поправки в Порядок. Поправки преследовали три цели:

1. Конкретизировать срок проведения технического расследования причин аварии на ОПО (аварии ГТС) комиссией по техническому расследованию причин аварии.

2. Дать Ростехнадзору законную возможность обязывать эксплуатирующую ОПО организацию расследовать аварии, информацию о которых служба получила не из официального оперативного сообщения, а иными способами (из обращений граждан, общественников, СМИ, социальных сетей).

3. Уточнить отдельные формулировки Порядка и исправить ошибки.

Не все поправки повлияют на проведение расследования аварий и инцидентов, некоторые носят чисто редакторский характер. Мы не будем их брать во внимание и рассматривать в этой статье.

Уточнены сроки проведения технического расследования аварии.

Действующий Порядок — «постгильотинный» нормативный акт. Он вступил в силу 1 января 2021 г. Сразу выяснилось, что применение ряда его требований делает невозможной работу комиссии в силу того, что нарушена логика определения сроков отдельных этапов расследования. Эту проблему благодаря одному из постоянных подписчиков мы поднимали на страницах журнала[5]. Напомним ее суть.

Специалисты Ростехнадзора в процессе пересмотра нормативки «вместе с водой выплеснули и ребенка», сделав формулировку по сроку технического расследования аварии в п. 12 Порядка неопределенной. В старом Порядке[6] была корректная четкая формулировка: 30 календарных дней с момента подписания приказа о создании комиссии и до момента подписания акта. В пришедшем ему на смену документе срок расследования не установлен, зато установлен период от завершения расследования и до составления акта – не более 30 календарных дней:

Cрок расследования аварии

10 декабря 2021 г. мы передали номер с публикацией, посвященной проблеме применения Порядка, начальнику правового управления Ростехнадзора Дмитрию Яковлеву, который чуть ранее помог нашей редакции, разъяснив, какие все-таки сроки расследования нужно соблюдать.

25 мая 2022 г. был опубликован Приказ № 126 о внесении изменений в Порядок[7]. Он вступит в силу 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 января 2027 г.

Алгоритм проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения с 1 сентября 2022 г. станет таким же простым, как и в старом Порядке.

Алгоритм расследования аварии на ОПО

Уточнены цели технического расследования аварии.

Новая редакция Порядка обязывает с 1 сентября в ходе расследования установить не тех, кто виновен в аварии, а тех, кто допустил нарушения требований промышленной безопасности или требований к обеспечению безопасности ГТС, и суть нарушений:

Цели технического расследования аварии

Обратите внимание!

И если раньше комиссия устанавливала только меры по недопущению подобных аварий и профилактические меры по их предупреждению, то теперь комиссии нужно дополнительно выяснять, какие меры были предприняты, чтобы локализовать последствия аварии.

Итак, после 1 сентября 2022 г. комиссия в ходе проведения технического расследования причин аварии на ОПО или ГТС должна установить:

• обстоятельства и причины аварии;

• размер причиненного вреда;

• допущенные нарушения требований промышленной безопасности (требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений);

• лиц, допустивших эти нарушения;

• меры, которые приняты для локализации аварии и ликвидации ее последствий;

• меры по предупреждению подобных аварий

и зафиксировать эти выводы в материалах дела: акте расследования аварии и других документах.

Техническое расследование причин аварий может начаться по итогам проверки.

До 1 сентября 2022 г. единственным основанием для назначения комиссии, с которого начинается любое расследование аварии, было оперативное сообщение о случившемся.

Но не все эксплуатанты добросовестны. Бывает, что единственным источником информации о случившейся аварии является пост в соцсети или сообщение, пересылаемое в мессенджере.

С 1 сентября все изменится. Закон о госконтроле[8] гармонизирован с Порядком, и Ростехнадзор получил законное право инициировать расследование аварии после получения информации не только из оперативного сообщения, но и из других источников:

Источники информации об аварии

Способ реагирования надзорных ведомств на информацию об авариях, афишированную в сети, установлен ст. 58 Закона о госконтроле.

 

[1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 117-ФЗ).

[3] Утв. Приказом от 8 декабря 2020 г. № 503 (далее — Порядок).

[4] Приказ Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126 «О внесении изменений в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503» (далее — Приказ № 126).

[5] Подберезина С. Г. О сроках расследования причин аварий // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы. Ответы — 2021. — № 6. — С. 65.

[6] Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480; далее — старый Порядок.

[7] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205250016.

[8] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от  6 декабря 2021 г.; далее — Закон о госконтроле).

Т. Н. Гордюшина,
специалист по охране труда ООО «СтройИндустрия»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 4, 2022.

Порядок расследования аварий и инцидентов на ОПО: пять новшеств

Осенью вступят в силу изменения, внесенные в порядок расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения. Анализируем новшества и разъясняем, как реагировать на их введение.

 

Расследование причин аварий и инцидентов на ОПО регулируется:

• ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ[1];

• ст. 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ[2];

• Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения[3].

Приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126[4] внесены поправки в Порядок. Поправки преследовали три цели:

1. Конкретизировать срок проведения технического расследования причин аварии на ОПО (аварии ГТС) комиссией по техническому расследованию причин аварии.

2. Дать Ростехнадзору законную возможность обязывать эксплуатирующую ОПО организацию расследовать аварии, информацию о которых служба получила не из официального оперативного сообщения, а иными способами (из обращений граждан, общественников, СМИ, социальных сетей).

3. Уточнить отдельные формулировки Порядка и исправить ошибки.

Не все поправки повлияют на проведение расследования аварий и инцидентов, некоторые носят чисто редакторский характер. Мы не будем их брать во внимание и рассматривать в этой статье.

Уточнены сроки проведения технического расследования аварии.

Действующий Порядок — «постгильотинный» нормативный акт. Он вступил в силу 1 января 2021 г. Сразу выяснилось, что применение ряда его требований делает невозможной работу комиссии в силу того, что нарушена логика определения сроков отдельных этапов расследования. Эту проблему благодаря одному из постоянных подписчиков мы поднимали на страницах журнала[5]. Напомним ее суть.

Специалисты Ростехнадзора в процессе пересмотра нормативки «вместе с водой выплеснули и ребенка», сделав формулировку по сроку технического расследования аварии в п. 12 Порядка неопределенной. В старом Порядке[6] была корректная четкая формулировка: 30 календарных дней с момента подписания приказа о создании комиссии и до момента подписания акта. В пришедшем ему на смену документе срок расследования не установлен, зато установлен период от завершения расследования и до составления акта – не более 30 календарных дней:

Cрок расследования аварии

10 декабря 2021 г. мы передали номер с публикацией, посвященной проблеме применения Порядка, начальнику правового управления Ростехнадзора Дмитрию Яковлеву, который чуть ранее помог нашей редакции, разъяснив, какие все-таки сроки расследования нужно соблюдать.

25 мая 2022 г. был опубликован Приказ № 126 о внесении изменений в Порядок[7]. Он вступит в силу 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 января 2027 г.

Алгоритм проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения с 1 сентября 2022 г. станет таким же простым, как и в старом Порядке.

Алгоритм расследования аварии на ОПО

Уточнены цели технического расследования аварии.

Новая редакция Порядка обязывает с 1 сентября в ходе расследования установить не тех, кто виновен в аварии, а тех, кто допустил нарушения требований промышленной безопасности или требований к обеспечению безопасности ГТС, и суть нарушений:

Цели технического расследования аварии

Обратите внимание!

И если раньше комиссия устанавливала только меры по недопущению подобных аварий и профилактические меры по их предупреждению, то теперь комиссии нужно дополнительно выяснять, какие меры были предприняты, чтобы локализовать последствия аварии.

Итак, после 1 сентября 2022 г. комиссия в ходе проведения технического расследования причин аварии на ОПО или ГТС должна установить:

• обстоятельства и причины аварии;

• размер причиненного вреда;

• допущенные нарушения требований промышленной безопасности (требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений);

• лиц, допустивших эти нарушения;

• меры, которые приняты для локализации аварии и ликвидации ее последствий;

• меры по предупреждению подобных аварий

и зафиксировать эти выводы в материалах дела: акте расследования аварии и других документах.

Техническое расследование причин аварий может начаться по итогам проверки.

До 1 сентября 2022 г. единственным основанием для назначения комиссии, с которого начинается любое расследование аварии, было оперативное сообщение о случившемся.

Но не все эксплуатанты добросовестны. Бывает, что единственным источником информации о случившейся аварии является пост в соцсети или сообщение, пересылаемое в мессенджере.

С 1 сентября все изменится. Закон о госконтроле[8] гармонизирован с Порядком, и Ростехнадзор получил законное право инициировать расследование аварии после получения информации не только из оперативного сообщения, но и из других источников:

Источники информации об аварии

Способ реагирования надзорных ведомств на информацию об авариях, афишированную в сети, установлен ст. 58 Закона о госконтроле.

 

[1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 117-ФЗ).

[3] Утв. Приказом от 8 декабря 2020 г. № 503 (далее — Порядок).

[4] Приказ Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126 «О внесении изменений в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503» (далее — Приказ № 126).

[5] Подберезина С. Г. О сроках расследования причин аварий // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы. Ответы — 2021. — № 6. — С. 65.

[6] Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480; далее — старый Порядок.

[7] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205250016.

[8] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от  6 декабря 2021 г.; далее — Закон о госконтроле).

Т. Н. Гордюшина,
специалист по охране труда ООО «СтройИндустрия»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 4, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам