Проверки Ростехнадзора: определяем сроки и объемы самостоятельно

Руководство ждет от специалистов, управляющих промышленной безопасностью на предприятии, нулевой статистики по нарушениям и прохождения проверок без штрафов. Чтобы достичь таких показателей, важно понимать, какие именно обязательные требования нужно соблюсти и владеть информацией о назначении проверок. В статье мы расскажем и покажем, как получить эту информацию.

Программа профилактики: что это такое и зачем она нужна 

Ростехнадзор разрабатывает программы профилактики нарушений обязательных требований (далее — программа профилактики) в соответствии с требованиями нормативных актов, а именно:

 

  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 11 июня 2021 г.);
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2021 г.; далее — Федеральный закон № 248-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 6 октября 2021 г.);
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».

В соответствии с указанными нормами программа профилактики утверждается ежегодно и размещается на официальном сайте Ростехнадзора.

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год утверждена Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 469[1].

 

Пока мы готовили статью к печати, Ростехнадзор опубликовал еще две программы профилактики:

  • при осуществление федерального государственного энергетического надзора[2];

  • при осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений[3].

Мы обязательно уделим им внимание в следующем номере журнала.

Всем, кто управляет промышленной безопасностью на предприятии, мы настоятельно рекомендуем ежегодно знакомиться с программой профилактики, которую разрабатывает Ростехнадзор. В ней вы найдете информацию:

  • о наиболее часто выявляемых причинах аварий и несчастных случаев и учесть ее при планировании профилактических мероприятий внутри организации;
  • о том, какие профилактические мероприятия будет проводить Ростехнадзор в этом году, чтобы своевременно учесть в работе рекомендации органа надзора и не допустить нарушения обязательных требований, на которые он среагирует, инициируя внеплановую проверку.

Информация, аккумулированная в программе профилактики, дает представление о результатах надзорной деятельности, количестве и причинах аварий и смертельного травматизма:

  • в металлургической промышленности;
  • при эксплуатации ОРИД;
  • на ОПО, на которых используются подъемные сооружения;
  • в угольной промышленности;
  • на ОПО химического комплекса, предприятий оборонно-промышленного комплекса, ХПРС;
  • на объектах нефтегазового комплекса;
  • в горнорудной и нерудной промышленности;
  • при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения.

Посмотрим на это подробнее.

Статистика надзора в области промышленной безопасности

Кого и сколько проверил Ростехнадзор в 2021 году 

Анализируя состояние контрольно-надзорной деятельности в программе профилактики на 2022 г., Ростехнадзор отмечает, что по состоянию на 30 сентября 2021 г. под его контролем находилось 178 946 ОПО. Наибольшее количество ОПО — III и IV класса (см. рис. 1).

Обеспечивая выполнение контрольно-надзорной функции на всех этих объектах, в 2019 и 2020 гг. Ростехнадзор вошел в топ-4 самых активно проверяющих органов надзора, будучи аутсайдером этой четверки[4] (см. рис. 2).

Начиная с 2020 г. и до окончания 2022 г. в России действует «коронавирусный» мораторий на проведение проверок[5]. Президент России наделил Правительство РФ правом устанавливать меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим[6].

Мораторий на проверки в 2022 году не применяется в отношении:

  • объектов, на которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • субъектов малого и среднего предпринимательства, менее 3 лет назад административно наказанных за совершение грубого нарушения, либо принято решение о приостановлении (аннулировании) их лицензии;
  • лицензионных требований;
  • федерального госнадзора в области использования атомной энергии.

Правительство РФ воспользовалось этим правом дважды, установив мораторий в 2020[7] и в 2021 гг.[8] В ситуации пандемии предполагалось, что это позволит существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях.

К сведению

За 9 месяцев 2021 г. Ростехнадзор провел больше проверок, чем за весь 2020 г.

Причем внеплановые проверки в 2021 г. составили 53,7 % (см. рис. 3).

Как видно из диаграммы, большая часть проверок — внеплановые. Их интенсивность не зависит от класса опасности ОПО и эти проверки не попадают под действие моратория. Единственный способ не попасть под нее — не давать надзорным органам повода для назначения проверки. Для этого нужно понимать, какие требования в области промбезопасности предъявляются к деятельности предприятия. Об этом читайте в следующей статье. А пока разберемся, кого и как интенсивно проверял Ростехнадзор, и какие нарушения наиболее часто выявляет при внеплановых проверках.

Самый удобный способ получить статистические данные о проведенных Ростехнадзором проверках — это взять информацию с официального сайта службы, где размещены:

  • отчеты о правоприменительной практике (информация публикуется ежеквартально в сравнении с предыдущим кварталом);
  • программы профилактики нарушения обязательных требований (информация публикуется ежегодно в сравнении с предыдущим годом).

В таблице мы собрали данные по видам проверок, чтобы вы имели представление о том, какие объекты, по каким направлениям надзора и под какие КНМ попадают чаще всего. В 2021 г. в топ-3 вошли ОПО газораспределения и газопотребления, а также ОПО, на которых эксплуатируются ПС и ОРИД.

Таблица 1. Количество проверок по видам надзора за 9 месяцев 2021 г. (из программы профилактики)

[9]

Наиболее часто выявляемые причины аварий и смертельных несчастных случаев в 2021 г. 

 

Как правило, специалисты поднадзорных организаций недолюбливают «ревизоров», полагая, что не бывает проверок без штрафов. На самом деле суть деятельности контролеров — снизить риск причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Охраняемые законом ценности — это жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности .

Взяв данные из программы профилактики Ростехнадзора на 2022 г., мы обобщили статистику аварий и несчастных случаев (далее — НС) со смертельным исходом в динамике за 2020 г. и 9 месяцев 2021 г. и их основные причины. Как видите, основная причина — это низкий уровень производственного контроля.

Профилактические мероприятия Ростехнадзора в 2022 г. 

В соответствии с программой профилактики в 2022 г. Ростехнадзор осуществляет пять видов профилактических мероприятий:

  1. информирование;
  2. обобщение правоприменительной практики;
  3. объявление предостережений;
  4. стимулирование добросовестности;
  5. консультирование.

Информирование 

В соответствии со ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ Ростехнадзор осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. На официальном сайте Ростехнадзора[10] размещаются:

  • перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции[11];
  • руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ[12];
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
  • перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
  • программы профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий)[13];
  • сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований[14];
  • сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц[15];
  • доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа[16].

Обобщение правоприменительной практики

Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного надзора готовится Ростехнадзором один раз в год. Документ размещается на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным[17].

Таким образом, в 2022 году доклад по итогам обобщения правоприменительной практики за 2021 г. Ростехнадзор опубликует не позднее 1 апреля 2022 г. Доклады за предшествующие года Ростехнадзор публиковал раз в полгода, их можно почитать на его официальном сайте в разделе «Открытый Ростехнадзор»[18].

Объявление предостережений

Территориальное управление Ростехнадзора[19] объявляет юрлицу, ИП, эксплуатирующим ОПО, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, если получило сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, независимо от того, причинен ущерб или нет[20]. В предостережении Ростехнадзор предложит юрлицу или ИП принять меры по недопущению нарушения или по исправлению ситуации, если нарушение допущено.

Программой профилактики в 2022 г. предусмотрен  рост количества выданных Ростехнадзором предостережений в 5 % (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика объявленных Ростехнадзором в 2020-2021 гг. предостережений и планируемый показатель на 2022 г.

Стимулирование добросовестности

Чтобы мотивировать юрлиц, ИП, эксплуатирующих ОПО, соблюдать обязательные требования, Ростехнадзор и его территориальные органы проводят оценку их добросовестности. Тем, кто соответствует критериям добросовестности, плановые проверки назначаются на 1 год реже (см. табл. 3).

Таблица 3. Периодичность проведения выездных плановых проверок в зависимости от классов ОПО и соответствия критериям добросовестности

Установлено всего три критерия оценки добросовестности:

  1. отсутствие в течение 5 лет до даты проведения оценки на ОПО, эксплуатируемом юрлицом, ИП, аварий и инцидентов, несчастных случаев (в том числе групповых);
  2. наличие системы управления промышленной безопасностью (вне зависимости от класса опасности ОПО);
  3. соблюдение обязательных требований к страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.

Если вами выполнены все три критерия, то имеет смысл заявить об этом Ростехнадзору, чтобы сэкономить ресурсы времени и сил свои и Ростехнадзора при проведении проверок. Для этого следуйте алгоритму.

Периодичность и дата подачи заявления о соблюдении критериев добросовестности нормативно не установлена, но мы рекомендуем обращаться в срок до 1 июля текущего года, если хотите, чтобы критерии добросовестности были применены к периодичности проверок в следующем году.

Консультирование 

В соответствии с пп. 58-64 Постановления Правительства РФ № 1082 должностные лица территориальных органов Ростехнадзора по обращениям юрлиц, ИП, эксплуатирующих ОПО, осуществляют консультирование.

Консультирование – это:

  • разъяснение положений НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках проверок;
  • разъяснение НПА, регламентирующих порядок осуществления самих проверок;
  • разъяснение порядка обжалования действий или бездействия должностных лиц Ростехнадзора.

Обратиться за консультацией вы можете письменно или устно.

Письменное консультирование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ[21]. Письменное обращение Вы можете отправить письмо с просьбой разъяснить положения НПА (как это чаще всего бывает) в бумажном виде почтой на адрес, указанный на сайте службы или электронным письмом через форму обращения на сайте или на электронную почту.

Устное консультирование может осуществляться должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже 1 раза в месяц в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаемым на его официальном сайте в сети Интернет.

План-график должен содержать:

  • даты, время проведения консультирования;
  • номер (номера) телефона (телефонов) и (или) указание на специальный сервис видео-конференц-связи;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, проводящего консультирование.

При поступлении 10 однотипных обращений по вопросам разъяснения НПА территориальное управление Ростехнадзора обязано подготовить письменное разъяснение и разместить его на своем официальном сайте.

Возникли вопросы? Задайте их через форму обращения на сайте Ростехнадзора[22], если есть в запасе 30 календарных дней на ожидание ответа. Также Вы можете направить свои вопросы к нам в редакцию через форму обращения на сайте журнала[23].

РЕЗЮМЕ

1. Используйте информацию о причинах аварийности и травматизма для того, чтобы выявить возможные риски в собственной производственной деятельности и своевременно их учесть и разработать мероприятия по их ликвидации или снижению до приемлемого уровня.

2. Помните, что на сайте Ростехнадзора много полезной информации в помощь в Вашей работе.

3. Закон обязывает Ростехнадзор давать разъяснения обязательных требований. Пользуйте формой обратной связи, чтобы получить официальный ответ на важные для Вас вопросы.

 

 

[1] https://clck.ru/ahurS.

[2] https://clck.ru/ajdeC.

[3] https://clck.ru/ajdeF.

[4] Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. — 2020–2021 / С. М. Плаксин (рук. авт. кол.), И. А. Абузярова и др.; Российский союз промышленников и предпринимателей; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 148 с.

[5] Подробнее читайте в статье: Подберезина С. Г. Мораторий на проверки-2022: тонкости применения // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2021. — № 5. — С. 8–12.

[6] Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 30 декабря 2021 г.).

[7] Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[8] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[9] Без учета проверок после аварии на шахте «Листвяжная» компании «СДС-Уголь» в Кузбассе.

[10] https://www.gosnadzor.ru/.

[11] https://clck.ru/ahvG2.

[12] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2021 г.).

[13] https://clck.ru/apZTJ.

[14] https://clck.ru/apZtv.

[15] https://clck.ru/apZj3.

[16] https://clck.ru/apZnP.

[17] Согласно п. 41 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» (далее – Постановление Правительства РФ № 1082).

[18] https://clck.ru/apZnP.

[19] Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган).

[20] Согласно пп. 42-49 Постановления Правительства РФ № 1082.

[21] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.).

[22] https://www.gosnadzor.ru/public/reception/feedback/.

[23] https://www.profiz.ru/pb/free-consulting/.

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Статья опубликована в журнале «Промышленная безопасность» № 1, 2022.

Проверки Ростехнадзора: определяем сроки и объемы самостоятельно

Руководство ждет от специалистов, управляющих промышленной безопасностью на предприятии, нулевой статистики по нарушениям и прохождения проверок без штрафов. Чтобы достичь таких показателей, важно понимать, какие именно обязательные требования нужно соблюсти и владеть информацией о назначении проверок. В статье мы расскажем и покажем, как получить эту информацию.

Программа профилактики: что это такое и зачем она нужна 

Ростехнадзор разрабатывает программы профилактики нарушений обязательных требований (далее — программа профилактики) в соответствии с требованиями нормативных актов, а именно:

 

  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 11 июня 2021 г.);
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2021 г.; далее — Федеральный закон № 248-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 6 октября 2021 г.);
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».

В соответствии с указанными нормами программа профилактики утверждается ежегодно и размещается на официальном сайте Ростехнадзора.

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год утверждена Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 469[1].

 

Пока мы готовили статью к печати, Ростехнадзор опубликовал еще две программы профилактики:

  • при осуществление федерального государственного энергетического надзора[2];

  • при осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений[3].

Мы обязательно уделим им внимание в следующем номере журнала.

Всем, кто управляет промышленной безопасностью на предприятии, мы настоятельно рекомендуем ежегодно знакомиться с программой профилактики, которую разрабатывает Ростехнадзор. В ней вы найдете информацию:

  • о наиболее часто выявляемых причинах аварий и несчастных случаев и учесть ее при планировании профилактических мероприятий внутри организации;
  • о том, какие профилактические мероприятия будет проводить Ростехнадзор в этом году, чтобы своевременно учесть в работе рекомендации органа надзора и не допустить нарушения обязательных требований, на которые он среагирует, инициируя внеплановую проверку.

Информация, аккумулированная в программе профилактики, дает представление о результатах надзорной деятельности, количестве и причинах аварий и смертельного травматизма:

  • в металлургической промышленности;
  • при эксплуатации ОРИД;
  • на ОПО, на которых используются подъемные сооружения;
  • в угольной промышленности;
  • на ОПО химического комплекса, предприятий оборонно-промышленного комплекса, ХПРС;
  • на объектах нефтегазового комплекса;
  • в горнорудной и нерудной промышленности;
  • при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения.

Посмотрим на это подробнее.

Статистика надзора в области промышленной безопасности

Кого и сколько проверил Ростехнадзор в 2021 году 

Анализируя состояние контрольно-надзорной деятельности в программе профилактики на 2022 г., Ростехнадзор отмечает, что по состоянию на 30 сентября 2021 г. под его контролем находилось 178 946 ОПО. Наибольшее количество ОПО — III и IV класса (см. рис. 1).

Обеспечивая выполнение контрольно-надзорной функции на всех этих объектах, в 2019 и 2020 гг. Ростехнадзор вошел в топ-4 самых активно проверяющих органов надзора, будучи аутсайдером этой четверки[4] (см. рис. 2).

Начиная с 2020 г. и до окончания 2022 г. в России действует «коронавирусный» мораторий на проведение проверок[5]. Президент России наделил Правительство РФ правом устанавливать меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим[6].

Мораторий на проверки в 2022 году не применяется в отношении:

  • объектов, на которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • субъектов малого и среднего предпринимательства, менее 3 лет назад административно наказанных за совершение грубого нарушения, либо принято решение о приостановлении (аннулировании) их лицензии;
  • лицензионных требований;
  • федерального госнадзора в области использования атомной энергии.

Правительство РФ воспользовалось этим правом дважды, установив мораторий в 2020[7] и в 2021 гг.[8] В ситуации пандемии предполагалось, что это позволит существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях.

К сведению

За 9 месяцев 2021 г. Ростехнадзор провел больше проверок, чем за весь 2020 г.

Причем внеплановые проверки в 2021 г. составили 53,7 % (см. рис. 3).

Как видно из диаграммы, большая часть проверок — внеплановые. Их интенсивность не зависит от класса опасности ОПО и эти проверки не попадают под действие моратория. Единственный способ не попасть под нее — не давать надзорным органам повода для назначения проверки. Для этого нужно понимать, какие требования в области промбезопасности предъявляются к деятельности предприятия. Об этом читайте в следующей статье. А пока разберемся, кого и как интенсивно проверял Ростехнадзор, и какие нарушения наиболее часто выявляет при внеплановых проверках.

Самый удобный способ получить статистические данные о проведенных Ростехнадзором проверках — это взять информацию с официального сайта службы, где размещены:

  • отчеты о правоприменительной практике (информация публикуется ежеквартально в сравнении с предыдущим кварталом);
  • программы профилактики нарушения обязательных требований (информация публикуется ежегодно в сравнении с предыдущим годом).

В таблице мы собрали данные по видам проверок, чтобы вы имели представление о том, какие объекты, по каким направлениям надзора и под какие КНМ попадают чаще всего. В 2021 г. в топ-3 вошли ОПО газораспределения и газопотребления, а также ОПО, на которых эксплуатируются ПС и ОРИД.

Таблица 1. Количество проверок по видам надзора за 9 месяцев 2021 г. (из программы профилактики)

[9]

Наиболее часто выявляемые причины аварий и смертельных несчастных случаев в 2021 г. 

 

Как правило, специалисты поднадзорных организаций недолюбливают «ревизоров», полагая, что не бывает проверок без штрафов. На самом деле суть деятельности контролеров — снизить риск причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Охраняемые законом ценности — это жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности .

Взяв данные из программы профилактики Ростехнадзора на 2022 г., мы обобщили статистику аварий и несчастных случаев (далее — НС) со смертельным исходом в динамике за 2020 г. и 9 месяцев 2021 г. и их основные причины. Как видите, основная причина — это низкий уровень производственного контроля.

Профилактические мероприятия Ростехнадзора в 2022 г. 

В соответствии с программой профилактики в 2022 г. Ростехнадзор осуществляет пять видов профилактических мероприятий:

  1. информирование;
  2. обобщение правоприменительной практики;
  3. объявление предостережений;
  4. стимулирование добросовестности;
  5. консультирование.

Информирование 

В соответствии со ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ Ростехнадзор осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. На официальном сайте Ростехнадзора[10] размещаются:

  • перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции[11];
  • руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ[12];
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
  • перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
  • программы профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий)[13];
  • сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований[14];
  • сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц[15];
  • доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа[16].

Обобщение правоприменительной практики

Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного надзора готовится Ростехнадзором один раз в год. Документ размещается на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным[17].

Таким образом, в 2022 году доклад по итогам обобщения правоприменительной практики за 2021 г. Ростехнадзор опубликует не позднее 1 апреля 2022 г. Доклады за предшествующие года Ростехнадзор публиковал раз в полгода, их можно почитать на его официальном сайте в разделе «Открытый Ростехнадзор»[18].

Объявление предостережений

Территориальное управление Ростехнадзора[19] объявляет юрлицу, ИП, эксплуатирующим ОПО, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, если получило сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, независимо от того, причинен ущерб или нет[20]. В предостережении Ростехнадзор предложит юрлицу или ИП принять меры по недопущению нарушения или по исправлению ситуации, если нарушение допущено.

Программой профилактики в 2022 г. предусмотрен  рост количества выданных Ростехнадзором предостережений в 5 % (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика объявленных Ростехнадзором в 2020-2021 гг. предостережений и планируемый показатель на 2022 г.

Стимулирование добросовестности

Чтобы мотивировать юрлиц, ИП, эксплуатирующих ОПО, соблюдать обязательные требования, Ростехнадзор и его территориальные органы проводят оценку их добросовестности. Тем, кто соответствует критериям добросовестности, плановые проверки назначаются на 1 год реже (см. табл. 3).

Таблица 3. Периодичность проведения выездных плановых проверок в зависимости от классов ОПО и соответствия критериям добросовестности

Установлено всего три критерия оценки добросовестности:

  1. отсутствие в течение 5 лет до даты проведения оценки на ОПО, эксплуатируемом юрлицом, ИП, аварий и инцидентов, несчастных случаев (в том числе групповых);
  2. наличие системы управления промышленной безопасностью (вне зависимости от класса опасности ОПО);
  3. соблюдение обязательных требований к страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.

Если вами выполнены все три критерия, то имеет смысл заявить об этом Ростехнадзору, чтобы сэкономить ресурсы времени и сил свои и Ростехнадзора при проведении проверок. Для этого следуйте алгоритму.

Периодичность и дата подачи заявления о соблюдении критериев добросовестности нормативно не установлена, но мы рекомендуем обращаться в срок до 1 июля текущего года, если хотите, чтобы критерии добросовестности были применены к периодичности проверок в следующем году.

Консультирование 

В соответствии с пп. 58-64 Постановления Правительства РФ № 1082 должностные лица территориальных органов Ростехнадзора по обращениям юрлиц, ИП, эксплуатирующих ОПО, осуществляют консультирование.

Консультирование – это:

  • разъяснение положений НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках проверок;
  • разъяснение НПА, регламентирующих порядок осуществления самих проверок;
  • разъяснение порядка обжалования действий или бездействия должностных лиц Ростехнадзора.

Обратиться за консультацией вы можете письменно или устно.

Письменное консультирование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ[21]. Письменное обращение Вы можете отправить письмо с просьбой разъяснить положения НПА (как это чаще всего бывает) в бумажном виде почтой на адрес, указанный на сайте службы или электронным письмом через форму обращения на сайте или на электронную почту.

Устное консультирование может осуществляться должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже 1 раза в месяц в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаемым на его официальном сайте в сети Интернет.

План-график должен содержать:

  • даты, время проведения консультирования;
  • номер (номера) телефона (телефонов) и (или) указание на специальный сервис видео-конференц-связи;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, проводящего консультирование.

При поступлении 10 однотипных обращений по вопросам разъяснения НПА территориальное управление Ростехнадзора обязано подготовить письменное разъяснение и разместить его на своем официальном сайте.

Возникли вопросы? Задайте их через форму обращения на сайте Ростехнадзора[22], если есть в запасе 30 календарных дней на ожидание ответа. Также Вы можете направить свои вопросы к нам в редакцию через форму обращения на сайте журнала[23].

РЕЗЮМЕ

1. Используйте информацию о причинах аварийности и травматизма для того, чтобы выявить возможные риски в собственной производственной деятельности и своевременно их учесть и разработать мероприятия по их ликвидации или снижению до приемлемого уровня.

2. Помните, что на сайте Ростехнадзора много полезной информации в помощь в Вашей работе.

3. Закон обязывает Ростехнадзор давать разъяснения обязательных требований. Пользуйте формой обратной связи, чтобы получить официальный ответ на важные для Вас вопросы.

 

 

[1] https://clck.ru/ahurS.

[2] https://clck.ru/ajdeC.

[3] https://clck.ru/ajdeF.

[4] Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. — 2020–2021 / С. М. Плаксин (рук. авт. кол.), И. А. Абузярова и др.; Российский союз промышленников и предпринимателей; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 148 с.

[5] Подробнее читайте в статье: Подберезина С. Г. Мораторий на проверки-2022: тонкости применения // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2021. — № 5. — С. 8–12.

[6] Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 30 декабря 2021 г.).

[7] Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[8] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[9] Без учета проверок после аварии на шахте «Листвяжная» компании «СДС-Уголь» в Кузбассе.

[10] https://www.gosnadzor.ru/.

[11] https://clck.ru/ahvG2.

[12] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2021 г.).

[13] https://clck.ru/apZTJ.

[14] https://clck.ru/apZtv.

[15] https://clck.ru/apZj3.

[16] https://clck.ru/apZnP.

[17] Согласно п. 41 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» (далее – Постановление Правительства РФ № 1082).

[18] https://clck.ru/apZnP.

[19] Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган).

[20] Согласно пп. 42-49 Постановления Правительства РФ № 1082.

[21] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.).

[22] https://www.gosnadzor.ru/public/reception/feedback/.

[23] https://www.profiz.ru/pb/free-consulting/.

С. Г. Подберезина, эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Статья опубликована в журнале «Промышленная безопасность» № 1, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам