Отдаем журнал бесплатно!

Учет передвижных источников при инвентаризации выбросов: основные вопросы, не дающие покоя

Ключевые вопросы
Что такое передвижные источники и как их учитывать
Свежее разъяснение Минприроды России

 

При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух у проектировщиков и экологов производства часто возникают вопросы по учету передвижных источников. Эксперты, порой трудящиеся в одних и тех же сферах, имеют совершенно противоположные мнения, которые сбивают с толку и, не разрешая проблем, могут приводить к отказам контролирующих органов при согласовании проектов, а в некоторых случаях и к штрафам при проверках.

Так, в статье «Необходимо ли учитывать сторонний транспорт, проезжающий по территории предприятия, в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ?»[1] указано, что «приезжающий в течение дня на территорию предприятия автотранспорт, не принадлежащий этому предприятию, чья погрузка, разгрузка производится именно на территории предприятия, должен быть учтен в инвентаризации как передвижные ИЗАВ[2]». Так ли это? Какой номер ИЗАВ в таком случае присваивать и какому объекту? Кроме этих вопросов возникает еще масса подобных, часть из которых попробуем разобрать в этой статье.

Что такое передвижные источники и как их учитывать

Что же такое передвижные источники? Как их учитывать? Нужно ли их нормировать, т. е. должен ли их выброс быть добавлен в НДВ[3] и указан в расчете рассеивания?

Словарь
Передвижной источник
— транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса[4].
Транспортное средство — наземное самоходное устройство категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп)[5].

 

Из определений становится понятно, что к транспортным средствам относятся все виды автомобилей и прицепов, которые могут быть использованы. Но использованы кем и как?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к порядку проведения инвентаризации[6], а именно к п. 5 Порядка № 871:

При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ[7], и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.

 

 

Иными словами, по мнению автора, должны учитываться автомобили, которые принадлежат предприятию и эксплуатируются им же. Если бы в данном пункте мы читали: «При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и/или эксплуатируются (функционируют) на данном объекте», то тогда при инвентаризации возникала бы необходимость учета транспортных средств, эксплуатирующихся или функционирующих на площадке предприятия и при этом не принадлежащих ему.

При этом согласно п. 15 Порядка № 871:

Нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности.

 

А как вести учет транспорта, не принадлежащего хозяйствующему субъекту (и ему, соответственно, неподконтрольного), в Порядке № 871 не указано.

Обращаясь к тому же п. 5 Порядка № 871, важно помнить:

При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ следующих видов:
автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте ОНВ;
[…]

 

Это значит, что если при работе предприятия некоторые виды техники используются крайне редко, то их выброс также необходимо учитывать.

Отдельного внимания требует часть рассматриваемого п. 5 Порядка № 871, посвященная праву не учитывать некоторые виды транспорта:

 

Скачайте полную статью, нажав на кнопку Получить статью целиком бесплатно.

 

[2] Источники загрязнения атмосферного воздуха.

[3] Нормативы допустимых выбросов.

[4] Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 08.08.2024).

[5] Пункт 7 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 08.07.2024).

[6] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок № 871), утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

[7] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

М.М. Калита, генеральный директор ООО «Аудитмедиа», Центр экологического проектирования и аудита, эколог-аудитор, эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Учет передвижных источников при инвентаризации выбросов: основные вопросы, не дающие покоя

Ключевые вопросы
Что такое передвижные источники и как их учитывать
Свежее разъяснение Минприроды России

 

При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух у проектировщиков и экологов производства часто возникают вопросы по учету передвижных источников. Эксперты, порой трудящиеся в одних и тех же сферах, имеют совершенно противоположные мнения, которые сбивают с толку и, не разрешая проблем, могут приводить к отказам контролирующих органов при согласовании проектов, а в некоторых случаях и к штрафам при проверках.

Так, в статье «Необходимо ли учитывать сторонний транспорт, проезжающий по территории предприятия, в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ?»[1] указано, что «приезжающий в течение дня на территорию предприятия автотранспорт, не принадлежащий этому предприятию, чья погрузка, разгрузка производится именно на территории предприятия, должен быть учтен в инвентаризации как передвижные ИЗАВ[2]». Так ли это? Какой номер ИЗАВ в таком случае присваивать и какому объекту? Кроме этих вопросов возникает еще масса подобных, часть из которых попробуем разобрать в этой статье.

Что такое передвижные источники и как их учитывать

Что же такое передвижные источники? Как их учитывать? Нужно ли их нормировать, т. е. должен ли их выброс быть добавлен в НДВ[3] и указан в расчете рассеивания?

Словарь
Передвижной источник
— транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса[4].
Транспортное средство — наземное самоходное устройство категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп)[5].

 

Из определений становится понятно, что к транспортным средствам относятся все виды автомобилей и прицепов, которые могут быть использованы. Но использованы кем и как?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к порядку проведения инвентаризации[6], а именно к п. 5 Порядка № 871:

При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ[7], и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.

 

 

Иными словами, по мнению автора, должны учитываться автомобили, которые принадлежат предприятию и эксплуатируются им же. Если бы в данном пункте мы читали: «При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и/или эксплуатируются (функционируют) на данном объекте», то тогда при инвентаризации возникала бы необходимость учета транспортных средств, эксплуатирующихся или функционирующих на площадке предприятия и при этом не принадлежащих ему.

При этом согласно п. 15 Порядка № 871:

Нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности.

 

А как вести учет транспорта, не принадлежащего хозяйствующему субъекту (и ему, соответственно, неподконтрольного), в Порядке № 871 не указано.

Обращаясь к тому же п. 5 Порядка № 871, важно помнить:

При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ следующих видов:
автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте ОНВ;
[…]

 

Это значит, что если при работе предприятия некоторые виды техники используются крайне редко, то их выброс также необходимо учитывать.

Отдельного внимания требует часть рассматриваемого п. 5 Порядка № 871, посвященная праву не учитывать некоторые виды транспорта:

 

Скачайте полную статью, нажав на кнопку Получить статью целиком бесплатно.

 

[2] Источники загрязнения атмосферного воздуха.

[3] Нормативы допустимых выбросов.

[4] Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 08.08.2024).

[5] Пункт 7 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 08.07.2024).

[6] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок № 871), утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

[7] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

М.М. Калита, генеральный директор ООО «Аудитмедиа», Центр экологического проектирования и аудита, эколог-аудитор, эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам