Отдаем журнал бесплатно!

Наилучшие и доступные, но как бы новые и неизвестные?

В статье поговорим об ИТС НДТ[1] и отнесении технологий к объектам ГЭЭ[2].

 

С введения в действие в 1995 г. Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и до 01.03.2027 к числу объектов ГЭЭ относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Критерии новизны, к сожалению, не установлены. Это породило неопределенность и продолжает создавать основу для споров между предприятиями и органами государственного экологического контроля относительно того, необходимо ли проводить ГЭЭ на конкретную технику или технологию.

 

Имеет место также формальный подход: если ГЭЭ на технологию была проведена, но в период, когда положительные заключения ГЭЭ на технологию еще не были бессрочными (т. е. в период с 1995 до конца 2020 гг.), то по истечении срока действия положительного заключения ГЭЭ предъявляется требование о повторном проведении ГЭЭ. Это, по нашему мнению, является излишним, если технология осталась неизменной, поскольку фактор «новизны» уже точно отсутствует.

В 2011 г. Минприроды России также сформулировало мнение, что к новым технологиям и технике относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию технологии (техника).

В связи с этим требуется ли проведение ГЭЭ на технологию, которая описана в ИТС НДТ:

• если сведения о проведении ГЭЭ на такую технологию отсутствуют в реестре заключений ГЭЭ;

• или срок действия положительного заключения ГЭЭ на такую технологию истек?

Нормы законодательства

В статье 28.1 «Наилучшие доступные технологии» Федерального закона № 7-ФЗ[3] установлены следующие нормы:

1) применение НДТ направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию НВОС[4] (п. 1);

2) определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве НДТ для конкретной области применения, утверждение методических рекомендаций по определению технологии в качестве НДТ осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти[5] (в настоящее время — Минпромторг России), который создает технические рабочие группы, включающие, в частности, экспертов заинтересованных ФОИВ, государственных научных организаций (п. 3);

3) сочетанием критериев достижения целей охраны окружающей среды для определения НДТ являются, в частности (п. 4):

• наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами РФ показатели;

• применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

• промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах НВОС.

Обратите внимание
Учитывая приведенные нормы можно утверждать, что в ИТС НДТ не попадают случайные технологии:
• они уже внедрены на двух и более объектах — это подтверждает предсказуемость последствий применения технологий для окружающей среды и приемлемый уровень воздействия;
• технологии известны принимающим участие в создании ИТС НДТ экспертам заинтересованных ФОИВ и представителям научных организаций.

 

ИТС НДТ содержат (п. 6 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ):

• методологию определения НДТ;

• описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т. ч. перечень основного технологического оборудования;

• оценку преимуществ внедрения НДТ для окружающей среды и др.

Участниками определения технологии в качестве НДТ являются (п. 3 Правил № 1458[6]):

• Минпромторг России;

• Росстандарт;

• ФОИВ в установленных сферах деятельности (например, в ТРГ 15 по ИТС НДТ «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)» входили представители Минприроды России, Росприроднадзора, Минэнерго России, Минэкономразвития России);

• Бюро НДТ;

• межведомственный совет по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий;

• технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии».

В связи с этим сомнительно включение в перечень НДТ технологий, которые могут нести неопределенные риски для окружающей среды и требуют дополнительного подтверждения их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды посредством проведения ГЭЭ.

Применение технологии из ИТС НДТ на двух и более объектах НВОС — а это необходимое условие для включения технологии в справочник — также свидетельствует о том, что такие объекты НВОС эксплуатируются и, соответственно, являются объектами государственного экологического контроля, т. е. в отношении них проводятся в установленном порядке контрольные (надзорные) мероприятия.

Поскольку ГЭЭ проводится для оценки «намечаемой» деятельности, то вряд ли можно считать, что такая процедура является подходящей превентивной мерой в данном случае.

Более того, включение определенной технологии в ИТС НДТ и таким образом признание ее одной их наилучших можно рассматривать как рекомендацию государства к ее применению. Полагаем, что процедуры выбора технологии в качестве НДТ минимизируют возможность применения непроверенных и опасных технологий.

Позиции Минприроды и Минпромторга

Возвращаясь к поставленному выше вопросу, озвучим полученные нами официальные позиции Минприроды и Минпромторга России.

 

[1] Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

[2] Государственная экологическая экспертиза.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.12.2024).

[4] Негативное воздействие на окружающую среду.

[5] Далее — ФОИВ.

[6] Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 (в ред. от 17.11.2022).

Д.М. Мишуков, генеральный директор Юридического центра промышленной экологии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Наилучшие и доступные, но как бы новые и неизвестные?

В статье поговорим об ИТС НДТ[1] и отнесении технологий к объектам ГЭЭ[2].

 

С введения в действие в 1995 г. Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и до 01.03.2027 к числу объектов ГЭЭ относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Критерии новизны, к сожалению, не установлены. Это породило неопределенность и продолжает создавать основу для споров между предприятиями и органами государственного экологического контроля относительно того, необходимо ли проводить ГЭЭ на конкретную технику или технологию.

 

Имеет место также формальный подход: если ГЭЭ на технологию была проведена, но в период, когда положительные заключения ГЭЭ на технологию еще не были бессрочными (т. е. в период с 1995 до конца 2020 гг.), то по истечении срока действия положительного заключения ГЭЭ предъявляется требование о повторном проведении ГЭЭ. Это, по нашему мнению, является излишним, если технология осталась неизменной, поскольку фактор «новизны» уже точно отсутствует.

В 2011 г. Минприроды России также сформулировало мнение, что к новым технологиям и технике относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию технологии (техника).

В связи с этим требуется ли проведение ГЭЭ на технологию, которая описана в ИТС НДТ:

• если сведения о проведении ГЭЭ на такую технологию отсутствуют в реестре заключений ГЭЭ;

• или срок действия положительного заключения ГЭЭ на такую технологию истек?

Нормы законодательства

В статье 28.1 «Наилучшие доступные технологии» Федерального закона № 7-ФЗ[3] установлены следующие нормы:

1) применение НДТ направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию НВОС[4] (п. 1);

2) определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве НДТ для конкретной области применения, утверждение методических рекомендаций по определению технологии в качестве НДТ осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти[5] (в настоящее время — Минпромторг России), который создает технические рабочие группы, включающие, в частности, экспертов заинтересованных ФОИВ, государственных научных организаций (п. 3);

3) сочетанием критериев достижения целей охраны окружающей среды для определения НДТ являются, в частности (п. 4):

• наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами РФ показатели;

• применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

• промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах НВОС.

Обратите внимание
Учитывая приведенные нормы можно утверждать, что в ИТС НДТ не попадают случайные технологии:
• они уже внедрены на двух и более объектах — это подтверждает предсказуемость последствий применения технологий для окружающей среды и приемлемый уровень воздействия;
• технологии известны принимающим участие в создании ИТС НДТ экспертам заинтересованных ФОИВ и представителям научных организаций.

 

ИТС НДТ содержат (п. 6 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ):

• методологию определения НДТ;

• описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т. ч. перечень основного технологического оборудования;

• оценку преимуществ внедрения НДТ для окружающей среды и др.

Участниками определения технологии в качестве НДТ являются (п. 3 Правил № 1458[6]):

• Минпромторг России;

• Росстандарт;

• ФОИВ в установленных сферах деятельности (например, в ТРГ 15 по ИТС НДТ «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)» входили представители Минприроды России, Росприроднадзора, Минэнерго России, Минэкономразвития России);

• Бюро НДТ;

• межведомственный совет по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий;

• технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии».

В связи с этим сомнительно включение в перечень НДТ технологий, которые могут нести неопределенные риски для окружающей среды и требуют дополнительного подтверждения их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды посредством проведения ГЭЭ.

Применение технологии из ИТС НДТ на двух и более объектах НВОС — а это необходимое условие для включения технологии в справочник — также свидетельствует о том, что такие объекты НВОС эксплуатируются и, соответственно, являются объектами государственного экологического контроля, т. е. в отношении них проводятся в установленном порядке контрольные (надзорные) мероприятия.

Поскольку ГЭЭ проводится для оценки «намечаемой» деятельности, то вряд ли можно считать, что такая процедура является подходящей превентивной мерой в данном случае.

Более того, включение определенной технологии в ИТС НДТ и таким образом признание ее одной их наилучших можно рассматривать как рекомендацию государства к ее применению. Полагаем, что процедуры выбора технологии в качестве НДТ минимизируют возможность применения непроверенных и опасных технологий.

Позиции Минприроды и Минпромторга

Возвращаясь к поставленному выше вопросу, озвучим полученные нами официальные позиции Минприроды и Минпромторга России.

 

[1] Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

[2] Государственная экологическая экспертиза.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.12.2024).

[4] Негативное воздействие на окружающую среду.

[5] Далее — ФОИВ.

[6] Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 (в ред. от 17.11.2022).

Д.М. Мишуков, генеральный директор Юридического центра промышленной экологии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам