В статье поговорим об ИТС НДТ[1] и отнесении технологий к объектам ГЭЭ[2].
С введения в действие в 1995 г. Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и до 01.03.2027 к числу объектов ГЭЭ относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Критерии новизны, к сожалению, не установлены. Это породило неопределенность и продолжает создавать основу для споров между предприятиями и органами государственного экологического контроля относительно того, необходимо ли проводить ГЭЭ на конкретную технику или технологию.
Имеет место также формальный подход: если ГЭЭ на технологию была проведена, но в период, когда положительные заключения ГЭЭ на технологию еще не были бессрочными (т. е. в период с 1995 до конца 2020 гг.), то по истечении срока действия положительного заключения ГЭЭ предъявляется требование о повторном проведении ГЭЭ. Это, по нашему мнению, является излишним, если технология осталась неизменной, поскольку фактор «новизны» уже точно отсутствует.
В 2011 г. Минприроды России также сформулировало мнение, что к новым технологиям и технике относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию технологии (техника).
В связи с этим требуется ли проведение ГЭЭ на технологию, которая описана в ИТС НДТ:
• если сведения о проведении ГЭЭ на такую технологию отсутствуют в реестре заключений ГЭЭ;
• или срок действия положительного заключения ГЭЭ на такую технологию истек?
Нормы законодательства
В статье 28.1 «Наилучшие доступные технологии» Федерального закона № 7-ФЗ[3] установлены следующие нормы:
1) применение НДТ направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию НВОС[4] (п. 1);
2) определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве НДТ для конкретной области применения, утверждение методических рекомендаций по определению технологии в качестве НДТ осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти[5] (в настоящее время — Минпромторг России), который создает технические рабочие группы, включающие, в частности, экспертов заинтересованных ФОИВ, государственных научных организаций (п. 3);
3) сочетанием критериев достижения целей охраны окружающей среды для определения НДТ являются, в частности (п. 4):
• наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами РФ показатели;
• применение ресурсо- и энергосберегающих методов;
• промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах НВОС.
Обратите внимание
Учитывая приведенные нормы можно утверждать, что в ИТС НДТ не попадают случайные технологии:
• они уже внедрены на двух и более объектах — это подтверждает предсказуемость последствий применения технологий для окружающей среды и приемлемый уровень воздействия;
• технологии известны принимающим участие в создании ИТС НДТ экспертам заинтересованных ФОИВ и представителям научных организаций.
ИТС НДТ содержат (п. 6 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• методологию определения НДТ;
• описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т. ч. перечень основного технологического оборудования;
• оценку преимуществ внедрения НДТ для окружающей среды и др.
Участниками определения технологии в качестве НДТ являются (п. 3 Правил № 1458[6]):
• Минпромторг России;
• Росстандарт;
• ФОИВ в установленных сферах деятельности (например, в ТРГ 15 по ИТС НДТ «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)» входили представители Минприроды России, Росприроднадзора, Минэнерго России, Минэкономразвития России);
• Бюро НДТ;
• межведомственный совет по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий;
• технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии».
В связи с этим сомнительно включение в перечень НДТ технологий, которые могут нести неопределенные риски для окружающей среды и требуют дополнительного подтверждения их соответствия требованиям в области охраны окружающей среды посредством проведения ГЭЭ.
Применение технологии из ИТС НДТ на двух и более объектах НВОС — а это необходимое условие для включения технологии в справочник — также свидетельствует о том, что такие объекты НВОС эксплуатируются и, соответственно, являются объектами государственного экологического контроля, т. е. в отношении них проводятся в установленном порядке контрольные (надзорные) мероприятия.
Поскольку ГЭЭ проводится для оценки «намечаемой» деятельности, то вряд ли можно считать, что такая процедура является подходящей превентивной мерой в данном случае.
Более того, включение определенной технологии в ИТС НДТ и таким образом признание ее одной их наилучших можно рассматривать как рекомендацию государства к ее применению. Полагаем, что процедуры выбора технологии в качестве НДТ минимизируют возможность применения непроверенных и опасных технологий.
Позиции Минприроды и Минпромторга
Возвращаясь к поставленному выше вопросу, озвучим полученные нами официальные позиции Минприроды и Минпромторга России.
[1] Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.
[2] Государственная экологическая экспертиза.
[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.12.2024).
[4] Негативное воздействие на окружающую среду.
[5] Далее — ФОИВ.
[6] Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 (в ред. от 17.11.2022).