Отдаем журнал бесплатно!

Правовая квалификация новой техники и технологии в целях получения лицензии на утилизацию отходов I–IV классов опасности

Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 утверждена Стратегия Национальной безопасности РФ, которой установлено, что достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, в которые в том числе входит задача по развитию индустрии утилизации отходов и вторичного использования.
Ключевые темы: вовлечение отходов во вторичный оборот, получение положительного заключения ГЭЭ и лицензии, судебная практика, оформленная в виде практических кейсов, рекомендации для определения признаков новой технологии в процедуре получения ГЭЭ.

Приоритетным способом обращения с отходами является их утилизация, цель которой — максимально вовлечь отходы во вторичный оборот. Обеспечение хозяйствующими субъектами утилизации отходов является одним из основополагающих принципов при реализации задач по вовлечению во вторичное использование.

Все это требует от утилизаторов создания собственной инфраструктуры по утилизации отходов I–IV классов опасности и получения соответствующей лицензии. На практике утилизаторы сталкиваются с многочисленными проблемами при прохождении процедуры получения положительного заключения ГЭЭ[1].

Далее в статье рассмотрим практические кейсы, основанные на выводах судебной практики. Они помогут сориентироваться при проектировании и принятии решений будущим и действующим утилизаторам, а значит — подготовиться и оценить риски, связанные с отказом и последствиями отказа в выдаче положительного заключения ГЭЭ.

Требования к соискателю лицензии (лицензиату) 

Требование, обязывающее получить лицензию, установлено в Положении о лицензировании[2], в подп. «г» п. 3 которого среди прочих названы следующие лицензионные требования проведения работ по утилизации отходов I–IV классов опасности:
1) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения ГЭЭ (в случаях, определенных Законом № 174-ФЗ[3]);
2) использование лицензиатом объекта утилизации отходов I–IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение ГЭЭ для работ по утилизации отходов I–IV классов опасности.

До января 2021 г. действовало Положение о лицензировании (утвержденное утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062), устанавливающее требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения ГЭЭ только в отношении работ по обезвреживанию и (или) размещению отходов IIV классов опасности — во исполнение требований п. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.

Проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации отходов (кроме твердых коммунальных, применяемых в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов)), не является отдельным объектом ГЭЭ, поэтому в части нового требования, установленного подп. «г» п. 3 Положения о лицензировании, необходимо учитывать положение п. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.

Новая техника, технология 

В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ объектами ГЭЭ федерального уровня являются проекты технической документации:
• на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду;
• на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

При этом в действующем законодательстве отсутствует правовая определенность в вопросе, какие именно техника, технология, вещества являются новыми.

С 2010 г. уполномоченные органы в своих разъяснениях дублируют позицию Минприроды России, изложенную в письме от 07.10.2020 № 05-12-44/26282, согласно которой к новым относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию (испытания, исследования) техника, технология, вещества. При этом детального обоснования органами не сформулировано.

Организации для проведения работ по утилизации отходов I–IV классов опасности приобретают оборудование и планируют применение технологии, которая, как правило, не является новой и изобретена была много лет назад, а значит не требует наличия положительного заключения ГЭЭ. Несмотря на это, Росприроднадзор отказывает в выдаче лицензии для проведения работ по утилизации отходов I–IV классов опасности, в частности, ссылаясь на позицию Минприроды России (письмо от 07.10.2020 № 05-12-44/26282), согласно которой в случае, если по проектам технической документации на такие технику, технологию, вещество не утверждалось в установленном порядке положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ, соответствующие проекты технической документации подлежат представлению в Росприроднадзор для организации и проведения ГЭЭ.

Комментарий
Необходимость прохождения ГЭЭ в отношении уже существующего оборудования или применяемых многие годы технологий вызывает обоснованные сомнения, т.к. ГЭЭ подлежат непосредственно проекты технической документации только на новые технику, технологию, новые вещества, разработчиками которых соискатели лицензии (лицензиаты) не являются.


Чтобы обезопасить себя от претензий контролирующих органов, связанных с необходимостью наличия положительного заключения ГЭЭ, можно использовать Банк данных о технологиях утилизации и обезвреживания отходов[4], формирующийся на основании п. 25 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, т.к.:
• разработчики технологий добровольно передают в Росприроднадзор информацию о технологиях;
• Банк данных является открытым информационным ресурсом, который размещен на официальном сайте Росприроднадзора;
• по мнению Росприроднадзора все, что опубликовано в Банке данных,  не новое: «Информация об используемых технологиях уже включена в Банк данных».

По данной проблематике активно формируется судебная практика, признающая отказы в предоставлении лицензии незаконными ввиду недоказанности Росприроднадзором того обстоятельства, что заявленная технология и техника являются новыми.

Далее привели примеры из судебной практики, которые основаны на выводах судебной практики, являются реальными рекомендациями для определения признаков новой технологии в процедуре получения ГЭЭ, где показана правовая квалификация новой техники и технологии в целях обжалования отказа в получения лицензии на утилизацию отходов IIV классов опасности и последствия отказа в выдаче положительного заключения ГЭЭ.


[1] Государственная экологическая экспертиза.

[2] Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (в ред. от 13.04.2022).

[3] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 14.07.2022).

[4] Далее — Банк данных.

Е.В. Жаров, адвокат, кандидат наук, член Адвокатской палаты города Москвы, управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Правовая квалификация новой техники и технологии в целях получения лицензии на утилизацию отходов I–IV классов опасности

Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 утверждена Стратегия Национальной безопасности РФ, которой установлено, что достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, в которые в том числе входит задача по развитию индустрии утилизации отходов и вторичного использования.
Ключевые темы: вовлечение отходов во вторичный оборот, получение положительного заключения ГЭЭ и лицензии, судебная практика, оформленная в виде практических кейсов, рекомендации для определения признаков новой технологии в процедуре получения ГЭЭ.

Приоритетным способом обращения с отходами является их утилизация, цель которой — максимально вовлечь отходы во вторичный оборот. Обеспечение хозяйствующими субъектами утилизации отходов является одним из основополагающих принципов при реализации задач по вовлечению во вторичное использование.

Все это требует от утилизаторов создания собственной инфраструктуры по утилизации отходов I–IV классов опасности и получения соответствующей лицензии. На практике утилизаторы сталкиваются с многочисленными проблемами при прохождении процедуры получения положительного заключения ГЭЭ[1].

Далее в статье рассмотрим практические кейсы, основанные на выводах судебной практики. Они помогут сориентироваться при проектировании и принятии решений будущим и действующим утилизаторам, а значит — подготовиться и оценить риски, связанные с отказом и последствиями отказа в выдаче положительного заключения ГЭЭ.

Требования к соискателю лицензии (лицензиату) 

Требование, обязывающее получить лицензию, установлено в Положении о лицензировании[2], в подп. «г» п. 3 которого среди прочих названы следующие лицензионные требования проведения работ по утилизации отходов I–IV классов опасности:
1) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения ГЭЭ (в случаях, определенных Законом № 174-ФЗ[3]);
2) использование лицензиатом объекта утилизации отходов I–IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение ГЭЭ для работ по утилизации отходов I–IV классов опасности.

До января 2021 г. действовало Положение о лицензировании (утвержденное утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062), устанавливающее требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения ГЭЭ только в отношении работ по обезвреживанию и (или) размещению отходов IIV классов опасности — во исполнение требований п. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.

Проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации отходов (кроме твердых коммунальных, применяемых в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов)), не является отдельным объектом ГЭЭ, поэтому в части нового требования, установленного подп. «г» п. 3 Положения о лицензировании, необходимо учитывать положение п. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.

Новая техника, технология 

В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ объектами ГЭЭ федерального уровня являются проекты технической документации:
• на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду;
• на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

При этом в действующем законодательстве отсутствует правовая определенность в вопросе, какие именно техника, технология, вещества являются новыми.

С 2010 г. уполномоченные органы в своих разъяснениях дублируют позицию Минприроды России, изложенную в письме от 07.10.2020 № 05-12-44/26282, согласно которой к новым относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию (испытания, исследования) техника, технология, вещества. При этом детального обоснования органами не сформулировано.

Организации для проведения работ по утилизации отходов I–IV классов опасности приобретают оборудование и планируют применение технологии, которая, как правило, не является новой и изобретена была много лет назад, а значит не требует наличия положительного заключения ГЭЭ. Несмотря на это, Росприроднадзор отказывает в выдаче лицензии для проведения работ по утилизации отходов I–IV классов опасности, в частности, ссылаясь на позицию Минприроды России (письмо от 07.10.2020 № 05-12-44/26282), согласно которой в случае, если по проектам технической документации на такие технику, технологию, вещество не утверждалось в установленном порядке положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ, соответствующие проекты технической документации подлежат представлению в Росприроднадзор для организации и проведения ГЭЭ.

Комментарий
Необходимость прохождения ГЭЭ в отношении уже существующего оборудования или применяемых многие годы технологий вызывает обоснованные сомнения, т.к. ГЭЭ подлежат непосредственно проекты технической документации только на новые технику, технологию, новые вещества, разработчиками которых соискатели лицензии (лицензиаты) не являются.


Чтобы обезопасить себя от претензий контролирующих органов, связанных с необходимостью наличия положительного заключения ГЭЭ, можно использовать Банк данных о технологиях утилизации и обезвреживания отходов[4], формирующийся на основании п. 25 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, т.к.:
• разработчики технологий добровольно передают в Росприроднадзор информацию о технологиях;
• Банк данных является открытым информационным ресурсом, который размещен на официальном сайте Росприроднадзора;
• по мнению Росприроднадзора все, что опубликовано в Банке данных,  не новое: «Информация об используемых технологиях уже включена в Банк данных».

По данной проблематике активно формируется судебная практика, признающая отказы в предоставлении лицензии незаконными ввиду недоказанности Росприроднадзором того обстоятельства, что заявленная технология и техника являются новыми.

Далее привели примеры из судебной практики, которые основаны на выводах судебной практики, являются реальными рекомендациями для определения признаков новой технологии в процедуре получения ГЭЭ, где показана правовая квалификация новой техники и технологии в целях обжалования отказа в получения лицензии на утилизацию отходов IIV классов опасности и последствия отказа в выдаче положительного заключения ГЭЭ.


[1] Государственная экологическая экспертиза.

[2] Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (в ред. от 13.04.2022).

[3] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 14.07.2022).

[4] Далее — Банк данных.

Е.В. Жаров, адвокат, кандидат наук, член Адвокатской палаты города Москвы, управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам