Квоты сброса сточных вод в поверхностные водные объекты: пряников на всех не хватает

В продолжение поднятой в прошлом номере темы[1] о предоставлении прав пользования водными объектами, точнее о тех проблемах, которые возникают при оформлении разрешительной документации, в этой статье поговорим еще об одном непреодолимом препятствии на этом пути.

Предоставление водного объекта в пользование 

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 утверждены новые Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила).

Согласно законодательству водный объект может использоваться в различных целях, а именно:

• для сброса сточных вод;

• строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

• разведки и добычи полезных ископаемых;

• забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель либо для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и др.

При этом основная доля решений о предоставлении водных объектов в пользование приходится на сброс сточных вод в водные объекты.

Подача документов о предоставлении водного объекта в пользование 

Порядок подачи документов в уполномоченный орган един для всех лиц.

1. В целях предоставления водного объекта в пользование заявитель обращается с заявлением в уполномоченный орган по месту расположения водного объекта. В заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указывается ряд сведений, в т.ч. параметры водопользования — объем сточной воды, сброшенной в поверхностный водный объект.

2. Уполномоченный орган рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным Правилами; оценивает их полноту и достоверность; выполняет проверку соответствия указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов (далее — СКИОВО) квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты (п. 23 Правил).

Важно понять, с какой целью разрабатываются СКИОВО. Данные схемы призваны выражать отношение к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предусмотрено в ч. 1 ст. 9 Конституции РФ. СКИОВО являются информационной базой выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании и осуществлении федеральных и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также для установления лимитов субъектам РФ по водопотреблению и водоотведению.

СКИОВО разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В разработке схем принимают участие Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, Минсельхоз России, Росгидромет, Ростехнадзор, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ.

Также при разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития субъектов РФ. СКИОВО устанавливают:

• целевые показатели качества воды в водных объектах;

• перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

• водохозяйственные балансы по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;

• лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта;

• лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;

квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, выделяемые для каждого субъекта РФ и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков.

СКИОВО имеют особенность: сброс сточных вод квотирован в разрезе водохозяйственных участков для конкретных субъектов РФ и не ранжирован по конкретным водопользователям.

Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет.

Действующим законодательством установлено, что в СКИОВО могут вноситься изменения до истечения срока их действия.

В соответствии со ст. 33 Водного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» и Приказом Минприроды России от 04.07.2007 № 169 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов» разработана и утверждена Приказом Московско-Окского бассейнового водного управления[2] Федерального агентства водных ресурсов от 11.09.2015 № 240 Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Оки (напомним, что бóльшая часть территории Московской области относится к бассейну р. Оки).

В 2021 г. указанная схема продлена до 01.04.2029 Приказом МОБВУ от 19.01.2021 № 15.

3. Если уполномоченным органом установлено несоответствие заявленных параметров водопользования установленным СКИОВО квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, это является основанием для направления заявителю мотивированного отказа в предоставлении водного объекта в пользование.

Необходимость актуализации СКИОВО 

Практика показала, что на территории Московской области по большинству водохозяйственных участков имеются превышения установленной квоты сброса сточных вод, что делает невозможным оформление и регистрацию решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в государственном водном реестре для очередных заявителей — многих юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

Н.С. Новосельцева, эксперт в сфере водопользования

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2022.

Квоты сброса сточных вод в поверхностные водные объекты: пряников на всех не хватает

В продолжение поднятой в прошлом номере темы[1] о предоставлении прав пользования водными объектами, точнее о тех проблемах, которые возникают при оформлении разрешительной документации, в этой статье поговорим еще об одном непреодолимом препятствии на этом пути.

Предоставление водного объекта в пользование 

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 утверждены новые Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила).

Согласно законодательству водный объект может использоваться в различных целях, а именно:

• для сброса сточных вод;

• строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

• разведки и добычи полезных ископаемых;

• забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель либо для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и др.

При этом основная доля решений о предоставлении водных объектов в пользование приходится на сброс сточных вод в водные объекты.

Подача документов о предоставлении водного объекта в пользование 

Порядок подачи документов в уполномоченный орган един для всех лиц.

1. В целях предоставления водного объекта в пользование заявитель обращается с заявлением в уполномоченный орган по месту расположения водного объекта. В заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указывается ряд сведений, в т.ч. параметры водопользования — объем сточной воды, сброшенной в поверхностный водный объект.

2. Уполномоченный орган рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным Правилами; оценивает их полноту и достоверность; выполняет проверку соответствия указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов (далее — СКИОВО) квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты (п. 23 Правил).

Важно понять, с какой целью разрабатываются СКИОВО. Данные схемы призваны выражать отношение к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предусмотрено в ч. 1 ст. 9 Конституции РФ. СКИОВО являются информационной базой выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании и осуществлении федеральных и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также для установления лимитов субъектам РФ по водопотреблению и водоотведению.

СКИОВО разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В разработке схем принимают участие Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, Минсельхоз России, Росгидромет, Ростехнадзор, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ.

Также при разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития субъектов РФ. СКИОВО устанавливают:

• целевые показатели качества воды в водных объектах;

• перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

• водохозяйственные балансы по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;

• лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта;

• лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;

квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, выделяемые для каждого субъекта РФ и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков.

СКИОВО имеют особенность: сброс сточных вод квотирован в разрезе водохозяйственных участков для конкретных субъектов РФ и не ранжирован по конкретным водопользователям.

Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет.

Действующим законодательством установлено, что в СКИОВО могут вноситься изменения до истечения срока их действия.

В соответствии со ст. 33 Водного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» и Приказом Минприроды России от 04.07.2007 № 169 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов» разработана и утверждена Приказом Московско-Окского бассейнового водного управления[2] Федерального агентства водных ресурсов от 11.09.2015 № 240 Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Оки (напомним, что бóльшая часть территории Московской области относится к бассейну р. Оки).

В 2021 г. указанная схема продлена до 01.04.2029 Приказом МОБВУ от 19.01.2021 № 15.

3. Если уполномоченным органом установлено несоответствие заявленных параметров водопользования установленным СКИОВО квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, это является основанием для направления заявителю мотивированного отказа в предоставлении водного объекта в пользование.

Необходимость актуализации СКИОВО 

Практика показала, что на территории Московской области по большинству водохозяйственных участков имеются превышения установленной квоты сброса сточных вод, что делает невозможным оформление и регистрацию решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в государственном водном реестре для очередных заявителей — многих юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

Н.С. Новосельцева, эксперт в сфере водопользования

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам