Отсутствие сведений о береговой линии как препятствие для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование

В январе 2022 г. вступили в силу новые правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование[1] (далее — Правила), а также была утверждена новая типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование[2] (далее — Решение). Вновь принятыми Правилами установлен минимальный комплект документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование. Это сделано в целях упрощения процедуры оформления Решения и, конечно же, приветствуется. Но стало ли водопользователям проще?

Запрос о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта 

На территории Московской области полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности (за исключением водоемов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р), осуществляет Министерство экологии и природопользования Московской области (далее — Минэкологии Московской области). Именно сюда и нужно подать заявление. Но, чтобы сделать это, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование в случаях, указанных в п. 2 Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов РФ (далее — Росводресурсы) с запросом о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта, координатах местоположения береговой линии (границы водного объекта), содержащихся в ГВР[3] (п. 7 Правил).

Словарь

Государственный водный реестр — систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (в т.ч. об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях, о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, береговой линии, а также других зонах с особыми условиями их использования и др.), находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст. 31 Водного кодекса РФ).

В большинстве случаев описание границы водного объекта в ГВР отсутствует. Так, из 4 тысяч водных объектов Московской области едва ли 5 % имеют такое описание: оно есть только у водохранилищ (источники питьевого водоснабжения г. Москвы) и около 150 иных водных объектов. Таким образом, и территориальный орган Росводресурсов, в нашем случае Московско-Окское бассейновое водное управление (далее — МОБВУ), не может предоставить указанную информацию.

В формировании и наполнении ГВР, кроме Росводресурсов, участвуют более десяти федеральных ведомств: Росгидромет, Росреестр, Минсельхоз, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росморречфлот, Роснедра, Росрыболовство и др., а также субъекты РФ и муниципальные образования.

Предоставление данных идентификационных характеристик водного объекта в ГВР является полномочием Росгидромета (но только в отношении тех водных объектов, о которых в Росгидромете имеются сведения по гидрологической изученности) и органов исполнительной власти субъектов РФ[4]. Участвуя в организации и осуществлении мониторинга в рамках проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов водных объектов, они представляют полученные и обработанные данные в территориальные органы Росводресурсов.

Предоставление данных по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, прудов, озер в ГВР является полномочием субъекта РФ[5] (в нашем случае — Минэкологии Московской области). Данное полномочие реализуется за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций. Объем финансирования, направляемого на реализацию мероприятий по охране водного объекта (установление береговой линии), весьма ограничен.

Таким образом, ГВР содержит далеко не все сведения об изученных со времен СССР по настоящее время водоемах и водотоках. Постепенно он пополняется за счет вышеописанных механизмов, но это происходит медленно.

Обратите внимание

ГВР не связан с картографической основой, имеющейся в открытом доступе.

Изменения, внесенные в процесс получения Решения вновь принятыми документами, прежде всего Правилами, не позволяют многим юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателя, в т.ч. и тем, которые в течение длительного времени использовали водные объекты на основании лицензии на водопользование и решения о предоставлении водного объекта в пользование, оформить Решение.

Получение заявителем необходимых сведений 

Рассмотрим, какие сведения заявитель получает от МОБВУ.

Если заказчик не принадлежит к числу тех, кто оформляет право пользования изученными водными объектами, то в лучшем случае он получает ответ, гласящий, что сведения по формам 2.13-гвр, 2.14-гвр не могут быть предоставлены, но зато сведения по формам 1.9-гвр (табл.) и 2.1-гвр прилагаются к письму.

Таблица. Водные объекты. Изученность

Наименование водного объекта

Тип водного объекта

Код водного объекта

Принадлежность к гидрографической единице

Наличие сведений

Примечание

Гидрометрия

Морфометрия

Гидрохимия

Гидробиология

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Можно ли извлечь из формы 1.9-гвр информацию о месторасположении (координатах), предположим, выпуска сточных вод?

Нельзя, к этому мы еще вернемся.

В худшем случае в письме будут сведения только по форме 2.1-гвр. Это абсолютная гарантия, что Решение заявитель получить не сможет.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование 

Обсудим, что же заказчику в таком случае делать, а потом вернемся к рассмотрению лучшего случая.


[1] Постановление Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

[2] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.01.2022 № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления».

[3] Государственный водный реестр.

[4] См. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра», Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

[5] Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Н.С. Новосельцева, эксперт в сфере водопользования

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 2, 2022.

Отсутствие сведений о береговой линии как препятствие для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование

В январе 2022 г. вступили в силу новые правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование[1] (далее — Правила), а также была утверждена новая типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование[2] (далее — Решение). Вновь принятыми Правилами установлен минимальный комплект документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование. Это сделано в целях упрощения процедуры оформления Решения и, конечно же, приветствуется. Но стало ли водопользователям проще?

Запрос о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта 

На территории Московской области полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности (за исключением водоемов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р), осуществляет Министерство экологии и природопользования Московской области (далее — Минэкологии Московской области). Именно сюда и нужно подать заявление. Но, чтобы сделать это, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование в случаях, указанных в п. 2 Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов РФ (далее — Росводресурсы) с запросом о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта, координатах местоположения береговой линии (границы водного объекта), содержащихся в ГВР[3] (п. 7 Правил).

Словарь

Государственный водный реестр — систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (в т.ч. об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях, о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, береговой линии, а также других зонах с особыми условиями их использования и др.), находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст. 31 Водного кодекса РФ).

В большинстве случаев описание границы водного объекта в ГВР отсутствует. Так, из 4 тысяч водных объектов Московской области едва ли 5 % имеют такое описание: оно есть только у водохранилищ (источники питьевого водоснабжения г. Москвы) и около 150 иных водных объектов. Таким образом, и территориальный орган Росводресурсов, в нашем случае Московско-Окское бассейновое водное управление (далее — МОБВУ), не может предоставить указанную информацию.

В формировании и наполнении ГВР, кроме Росводресурсов, участвуют более десяти федеральных ведомств: Росгидромет, Росреестр, Минсельхоз, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росморречфлот, Роснедра, Росрыболовство и др., а также субъекты РФ и муниципальные образования.

Предоставление данных идентификационных характеристик водного объекта в ГВР является полномочием Росгидромета (но только в отношении тех водных объектов, о которых в Росгидромете имеются сведения по гидрологической изученности) и органов исполнительной власти субъектов РФ[4]. Участвуя в организации и осуществлении мониторинга в рамках проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов водных объектов, они представляют полученные и обработанные данные в территориальные органы Росводресурсов.

Предоставление данных по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, прудов, озер в ГВР является полномочием субъекта РФ[5] (в нашем случае — Минэкологии Московской области). Данное полномочие реализуется за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций. Объем финансирования, направляемого на реализацию мероприятий по охране водного объекта (установление береговой линии), весьма ограничен.

Таким образом, ГВР содержит далеко не все сведения об изученных со времен СССР по настоящее время водоемах и водотоках. Постепенно он пополняется за счет вышеописанных механизмов, но это происходит медленно.

Обратите внимание

ГВР не связан с картографической основой, имеющейся в открытом доступе.

Изменения, внесенные в процесс получения Решения вновь принятыми документами, прежде всего Правилами, не позволяют многим юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателя, в т.ч. и тем, которые в течение длительного времени использовали водные объекты на основании лицензии на водопользование и решения о предоставлении водного объекта в пользование, оформить Решение.

Получение заявителем необходимых сведений 

Рассмотрим, какие сведения заявитель получает от МОБВУ.

Если заказчик не принадлежит к числу тех, кто оформляет право пользования изученными водными объектами, то в лучшем случае он получает ответ, гласящий, что сведения по формам 2.13-гвр, 2.14-гвр не могут быть предоставлены, но зато сведения по формам 1.9-гвр (табл.) и 2.1-гвр прилагаются к письму.

Таблица. Водные объекты. Изученность

Наименование водного объекта

Тип водного объекта

Код водного объекта

Принадлежность к гидрографической единице

Наличие сведений

Примечание

Гидрометрия

Морфометрия

Гидрохимия

Гидробиология

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Можно ли извлечь из формы 1.9-гвр информацию о месторасположении (координатах), предположим, выпуска сточных вод?

Нельзя, к этому мы еще вернемся.

В худшем случае в письме будут сведения только по форме 2.1-гвр. Это абсолютная гарантия, что Решение заявитель получить не сможет.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование 

Обсудим, что же заказчику в таком случае делать, а потом вернемся к рассмотрению лучшего случая.


[1] Постановление Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

[2] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.01.2022 № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления».

[3] Государственный водный реестр.

[4] См. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра», Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

[5] Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Н.С. Новосельцева, эксперт в сфере водопользования

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 2, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам