Отдаем журнал бесплатно!

Отход или не отход, вот в чем вопрос

Изменения[1], касающиеся статуса отходов, вступают в силу 01.03.2023. Причем одни и те же виды отходов могут быть как отходами (например, вторичными ресурсами), так и не отходами (например, вторичным сырьем или побочным продуктом).

В последнее время наблюдается большая активность законотворческих инициатив, приводящая к принятию различных видов обязательных требований в области охраны окружающей среды. А с появлением новых требований возникает еще больше путаницы, приводящей в ступор реальных исполнителей этих требований.

О том, что содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, т.е. требования должны быть ясными, логичными, понятными как правоприменителю, так и иным лицам и не должны приводить к противоречиям при их применении, прописано в Законе № 247-ФЗ[2] .

Но так ли это? Попробуем разобраться на примере отнесения веществ или предметов к отходам и не отходам.

Вторичные ресурсы 

Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

ЮЛ[3] и ИП[4], в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передают их другим лицам в целях утилизации.

В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами (Требования № 399[5]).

Что относится 

Исходя из понятия, приведенного в законе, к вторичным ресурсам могут быть отнесены: бумага, картон, пластик, стекло, металлолом, отработанные аккумуляторы, отработанные ртутные лампы и подобные отходы, которые планируется передавать другим организациям или федеральному оператору с целью утилизации, иными словами, предполагается их удаление с территории предприятия.

Обращение 

Вторичные ресурсы отнесены к отходам, поэтому при обращении с ними должны соблюдаться обязательные требования:
1) учет отходов;
2) составление паспортов на отходы I–IV классов опасности;
3) представление отчетности;
4) получение специального разрешения (в случае осуществления лицензируемых видов деятельности) и т.д.

Захоронение

Согласно Закону № 268-ФЗ такие отходы (вторичные ресурсы) с 01.01.2030 запрещается направлять на захоронение.

Исходя из норм действующего законодательства[6] захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается с 01.01.2017.

Правовое регулирование
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (начиная с 01.01.2018), установлен Распоряжением Правительства № 1589-р.

Какие требования исполнять природопользователю

Законом № 247 определено, что в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных актами различной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.

В случае действия, противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Таким образом, добросовестный природопользователь, исполняя требования одного из законодательных актов, имеющих равную юридическую силу, с 01.03.2023 до 01.01.2030 может:


[1] См. Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 268-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (в ред. от 24.09.2022).

[3] Юридические лица.

[4] Индивидуальные предприниматели.

[5] Требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.

[6] См. п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).


 

В.В. Никитина, эксперт Учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Отход или не отход, вот в чем вопрос

Изменения[1], касающиеся статуса отходов, вступают в силу 01.03.2023. Причем одни и те же виды отходов могут быть как отходами (например, вторичными ресурсами), так и не отходами (например, вторичным сырьем или побочным продуктом).

В последнее время наблюдается большая активность законотворческих инициатив, приводящая к принятию различных видов обязательных требований в области охраны окружающей среды. А с появлением новых требований возникает еще больше путаницы, приводящей в ступор реальных исполнителей этих требований.

О том, что содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, т.е. требования должны быть ясными, логичными, понятными как правоприменителю, так и иным лицам и не должны приводить к противоречиям при их применении, прописано в Законе № 247-ФЗ[2] .

Но так ли это? Попробуем разобраться на примере отнесения веществ или предметов к отходам и не отходам.

Вторичные ресурсы 

Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

ЮЛ[3] и ИП[4], в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передают их другим лицам в целях утилизации.

В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами (Требования № 399[5]).

Что относится 

Исходя из понятия, приведенного в законе, к вторичным ресурсам могут быть отнесены: бумага, картон, пластик, стекло, металлолом, отработанные аккумуляторы, отработанные ртутные лампы и подобные отходы, которые планируется передавать другим организациям или федеральному оператору с целью утилизации, иными словами, предполагается их удаление с территории предприятия.

Обращение 

Вторичные ресурсы отнесены к отходам, поэтому при обращении с ними должны соблюдаться обязательные требования:
1) учет отходов;
2) составление паспортов на отходы I–IV классов опасности;
3) представление отчетности;
4) получение специального разрешения (в случае осуществления лицензируемых видов деятельности) и т.д.

Захоронение

Согласно Закону № 268-ФЗ такие отходы (вторичные ресурсы) с 01.01.2030 запрещается направлять на захоронение.

Исходя из норм действующего законодательства[6] захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается с 01.01.2017.

Правовое регулирование
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (начиная с 01.01.2018), установлен Распоряжением Правительства № 1589-р.

Какие требования исполнять природопользователю

Законом № 247 определено, что в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных актами различной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.

В случае действия, противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Таким образом, добросовестный природопользователь, исполняя требования одного из законодательных актов, имеющих равную юридическую силу, с 01.03.2023 до 01.01.2030 может:


[1] См. Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 268-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (в ред. от 24.09.2022).

[3] Юридические лица.

[4] Индивидуальные предприниматели.

[5] Требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.

[6] См. п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).


 

В.В. Никитина, эксперт Учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам