Отдаем журнал бесплатно!

Взыскание платы за негативное воздействие на работу ЦСВ: на что обратить внимание абоненту?

В статье разберем кейс о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ) с предприятия оборонной промышленности. В настоящее время спор находится на стадии кассационного обжалования. Рассмотрим два основных направления, на которых строится защита предприятия, а в конце статьи выделим рекомендации для абонентов — на что им следует обращать внимание.

 

Споры о взыскании платы за негативное воздействие на работу ЦСВ довольно распространены в России, т.к. практически каждое крупное предприятие сбрасывает свои сточные воды в ЦСВ. Оператор ЦСВ собирает и очищает сточные воды, поступающие к нему от абонентов, а затем сбрасывает их в водные объекты.

Абоненты нередко нарушают требования к качеству сбрасываемых вод, поэтому на систему ЦСВ оказывается повышенная нагрузка: необходимо очистить не только те вещества и объемы, которые обозначены в договоре, но и то, что было сброшено сверх него. Это не всегда получается сделать, поэтому оператор ЦСВ несет ответственность за загрязнение водных объектов.

Обратите внимание

Для того чтобы стимулировать абонентов строить локальные очистные сооружения и соблюдать требования к качеству сточных вод, законодатель предусмотрел ряд плат с повышающими коэффициентами, которые даже при незначительном превышении нормативов могут составлять значительные суммы (миллионы рублей).

 

К ним относятся[1]:

• плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, объема сточных вод;

• плата за негативное воздействие на работу ЦСВ, фактически причиненный ущерб ЦСВ;

• компенсация расходов, связанных с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод;

• плата за вред, причиненный водному объекту.

Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ предназначена компенсировать оператору убытки, возникающие вследствие повреждения ЦСВ и нарушения ее работы сбросом сточных вод с превышением нормативов по составу.

Для того чтобы защитить клиента, необходимо было провести работу по двум основным направлениям — проверить соблюдение правил контроля состава и свойств сточных вод, а также соблюдение лабораторией порядка проведения исследований проб.

Проверяем, соблюдаются ли правила контроля состава и свойств сточных вод

Порядок контроля состава и свойств сточных вод регламентируется Правилами № 644, а также Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод. В настоящее время действуют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Однако в рассматриваемом деле сброс с превышением нормативов был зафиксирован до вступления в силу указанного Постановления, поэтому порядок был проверен на соответствие Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (далее — Правила № 525).

Оператор ЦСВ отбирает контрольную пробу, а в случае отбора абонентом параллельной — также резервную пробу. Резервная проба используется для разрешения спора сторон: если результаты анализа контрольной и параллельной проб существенно различаются, вскрывается резервная проба. Истинное значение концентраций определяется на основе среднего арифметического значения резервной и той параллельной пробы, результаты которой меньше отличаются от резервной.

В данном деле расчет был осуществлен на основе результатов контрольной и резервной проб. Однако в ходе рассмотрения спора была выявлена недействительность результатов параллельной пробы (анализ провела лаборатория с прекращенной аккредитацией) и резервной пробы (лаборатория нарушила область аккредитации и применила недействительные методики). Оператор ЦСВ произвел перерасчет платы на основе результатов контрольной пробы в нарушение требований п. 37 Правил № 525.

Еще с этапа отбора проб сторонами был инициирован спор о значениях концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, а п. 37 Правил № 525 предусматривает для такого случая расчет платы за негативное воздействие только на основе результатов параллельной и резервной проб (среднее арифметическое).

Учитывая, что истец сам выбрал лабораторию для исследования резервной пробы, он тем самым лишил абонента права на установление истинных значений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.

Обратите внимание

Расчет платы только на основе результатов исследования контрольной пробы грубо нарушил баланс интересов сторон. Это позволило оператору ЦСВ злоупотреблять правом: направлять пробы для исследования в лабораторию с нарушениями (намеренно либо из-за небрежного выбора лаборатории) и обосновывать не предусмотренный Правилами № 525 для такого случая возврат к расчету платы только на основе протокола контрольной пробы.

 

Пункт 37 Правил № 525, предусматривающий расчет платы на негативное воздействие на работу ЦСВ на основе нескольких результатов исследований (параллельной и резервной проб), основан на том, что проводимые исследования по разным причинам не обеспечивают точность измерений (в силу применения разных методов исследования, отступления от данного метода и иных).

Именно поэтому в случае несогласия сторон с порядком проведения и результатами исследований расчет осуществляется на основе результатов анализа нескольких проб (одной из параллельных и резервной). При наличии спора возврат к расчету на основе контрольной пробы невозможен, т.к. это нарушит право абонента на установление истинных концентраций загрязняющих веществ. Данный аргумент не был принят судом во внимание, однако он может быть применен в иных спорах данной категории, т.к. баланс интересов сторон — основополагающий принцип правового регулирования.

К сведению

Если оператор ЦСВ в дальнейшем транспортирует пробы в лабораторию, то именно оператор ЦСВ должен соблюсти требования к объему, материалам, консервации и пломбировке емкостей. Нормы о материале, способе консервации и объеме емкостей закреплены во всех методиках, регламентирующих отбор. Несоблюдение требований к материалу, консервации и объему емкостей может повлечь отмену результатов исследования проб, т.к. это нарушение искажает результаты анализа.

 

В данном деле были проанализированы протоколы отбора и анализа проб, а также журнал регистрации проб. В актах отбора и протоколах не совпадали номера емкостей и номера проб, в журнале регистрации проб не были указаны номера пломб, а шаблон протокола отбора содержал уже заранее впечатанную информацию о материале, консервантах и объеме емкостей. В таком случае абонент имел право указать в акте возражение о несоответствии процедуры отбора указанным требованиям, но предприятие таким правом не воспользовалось.

Номера пломб в документах были указаны, хотя их написание не совпадало по документам, что затрудняло возможность отследить их идентичность. Здесь важно отметить, что существенным нарушением является только отсутствие номеров пломб. Если протокол отбора и протокол исследования проб не содержат информации о пломбировке, результаты исследований таких проб не могут лечь в основу расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Проверяем действия лаборатории

Для проверки протоколов исследования аккредитованных лиц существует специальная процедура в рамках Закона № 412-ФЗ[2].

 

 

[1] Подпункт «ж» п. 35, подп. «г» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 23.11.2021; далее — Правила № 644).

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 11.06.2021).

П.В. Позднякова, ведущий юрист Адвокатского бюро г. Москвы Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Взыскание платы за негативное воздействие на работу ЦСВ: на что обратить внимание абоненту?

В статье разберем кейс о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ) с предприятия оборонной промышленности. В настоящее время спор находится на стадии кассационного обжалования. Рассмотрим два основных направления, на которых строится защита предприятия, а в конце статьи выделим рекомендации для абонентов — на что им следует обращать внимание.

 

Споры о взыскании платы за негативное воздействие на работу ЦСВ довольно распространены в России, т.к. практически каждое крупное предприятие сбрасывает свои сточные воды в ЦСВ. Оператор ЦСВ собирает и очищает сточные воды, поступающие к нему от абонентов, а затем сбрасывает их в водные объекты.

Абоненты нередко нарушают требования к качеству сбрасываемых вод, поэтому на систему ЦСВ оказывается повышенная нагрузка: необходимо очистить не только те вещества и объемы, которые обозначены в договоре, но и то, что было сброшено сверх него. Это не всегда получается сделать, поэтому оператор ЦСВ несет ответственность за загрязнение водных объектов.

Обратите внимание

Для того чтобы стимулировать абонентов строить локальные очистные сооружения и соблюдать требования к качеству сточных вод, законодатель предусмотрел ряд плат с повышающими коэффициентами, которые даже при незначительном превышении нормативов могут составлять значительные суммы (миллионы рублей).

 

К ним относятся[1]:

• плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, объема сточных вод;

• плата за негативное воздействие на работу ЦСВ, фактически причиненный ущерб ЦСВ;

• компенсация расходов, связанных с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод;

• плата за вред, причиненный водному объекту.

Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ предназначена компенсировать оператору убытки, возникающие вследствие повреждения ЦСВ и нарушения ее работы сбросом сточных вод с превышением нормативов по составу.

Для того чтобы защитить клиента, необходимо было провести работу по двум основным направлениям — проверить соблюдение правил контроля состава и свойств сточных вод, а также соблюдение лабораторией порядка проведения исследований проб.

Проверяем, соблюдаются ли правила контроля состава и свойств сточных вод

Порядок контроля состава и свойств сточных вод регламентируется Правилами № 644, а также Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод. В настоящее время действуют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Однако в рассматриваемом деле сброс с превышением нормативов был зафиксирован до вступления в силу указанного Постановления, поэтому порядок был проверен на соответствие Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (далее — Правила № 525).

Оператор ЦСВ отбирает контрольную пробу, а в случае отбора абонентом параллельной — также резервную пробу. Резервная проба используется для разрешения спора сторон: если результаты анализа контрольной и параллельной проб существенно различаются, вскрывается резервная проба. Истинное значение концентраций определяется на основе среднего арифметического значения резервной и той параллельной пробы, результаты которой меньше отличаются от резервной.

В данном деле расчет был осуществлен на основе результатов контрольной и резервной проб. Однако в ходе рассмотрения спора была выявлена недействительность результатов параллельной пробы (анализ провела лаборатория с прекращенной аккредитацией) и резервной пробы (лаборатория нарушила область аккредитации и применила недействительные методики). Оператор ЦСВ произвел перерасчет платы на основе результатов контрольной пробы в нарушение требований п. 37 Правил № 525.

Еще с этапа отбора проб сторонами был инициирован спор о значениях концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, а п. 37 Правил № 525 предусматривает для такого случая расчет платы за негативное воздействие только на основе результатов параллельной и резервной проб (среднее арифметическое).

Учитывая, что истец сам выбрал лабораторию для исследования резервной пробы, он тем самым лишил абонента права на установление истинных значений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.

Обратите внимание

Расчет платы только на основе результатов исследования контрольной пробы грубо нарушил баланс интересов сторон. Это позволило оператору ЦСВ злоупотреблять правом: направлять пробы для исследования в лабораторию с нарушениями (намеренно либо из-за небрежного выбора лаборатории) и обосновывать не предусмотренный Правилами № 525 для такого случая возврат к расчету платы только на основе протокола контрольной пробы.

 

Пункт 37 Правил № 525, предусматривающий расчет платы на негативное воздействие на работу ЦСВ на основе нескольких результатов исследований (параллельной и резервной проб), основан на том, что проводимые исследования по разным причинам не обеспечивают точность измерений (в силу применения разных методов исследования, отступления от данного метода и иных).

Именно поэтому в случае несогласия сторон с порядком проведения и результатами исследований расчет осуществляется на основе результатов анализа нескольких проб (одной из параллельных и резервной). При наличии спора возврат к расчету на основе контрольной пробы невозможен, т.к. это нарушит право абонента на установление истинных концентраций загрязняющих веществ. Данный аргумент не был принят судом во внимание, однако он может быть применен в иных спорах данной категории, т.к. баланс интересов сторон — основополагающий принцип правового регулирования.

К сведению

Если оператор ЦСВ в дальнейшем транспортирует пробы в лабораторию, то именно оператор ЦСВ должен соблюсти требования к объему, материалам, консервации и пломбировке емкостей. Нормы о материале, способе консервации и объеме емкостей закреплены во всех методиках, регламентирующих отбор. Несоблюдение требований к материалу, консервации и объему емкостей может повлечь отмену результатов исследования проб, т.к. это нарушение искажает результаты анализа.

 

В данном деле были проанализированы протоколы отбора и анализа проб, а также журнал регистрации проб. В актах отбора и протоколах не совпадали номера емкостей и номера проб, в журнале регистрации проб не были указаны номера пломб, а шаблон протокола отбора содержал уже заранее впечатанную информацию о материале, консервантах и объеме емкостей. В таком случае абонент имел право указать в акте возражение о несоответствии процедуры отбора указанным требованиям, но предприятие таким правом не воспользовалось.

Номера пломб в документах были указаны, хотя их написание не совпадало по документам, что затрудняло возможность отследить их идентичность. Здесь важно отметить, что существенным нарушением является только отсутствие номеров пломб. Если протокол отбора и протокол исследования проб не содержат информации о пломбировке, результаты исследований таких проб не могут лечь в основу расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Проверяем действия лаборатории

Для проверки протоколов исследования аккредитованных лиц существует специальная процедура в рамках Закона № 412-ФЗ[2].

 

 

[1] Подпункт «ж» п. 35, подп. «г» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 23.11.2021; далее — Правила № 644).

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 11.06.2021).

П.В. Позднякова, ведущий юрист Адвокатского бюро г. Москвы Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам