- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Будущее пиролизных технологий зависит от РОП
Сейчас ведутся активные споры вокруг проекта НПА конвертера кодов товаров и отходов. Одним из вопросов, вызвавших дебаты в профессиональном сообществе, является отсутствие пиролиза, как технологии утилизации для исполнения расширенной ответственности производителей (РОП), в текущей версии документа, которая должна определить правила работы с 1 января 2024 года. Более 30 компаний, использующих пиролиз в своей работе, отраслевые ассоциации, власти регионов и производители пиролизных установок направили свои предложения на regulation.gov.ru в целях включения пиролизных технологий в конвертер для целей исполнения РОП 4 и 5 группы (группа № 4 «Нефтепродукты», группа № 5 «Шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие»).
Ассоциация утилизаторов отходов «Клевер» решила поговорить с экспертами отрасли, чтобы разобраться в ситуации. Подчеркнем, Ассоциация поддерживает все виды экологичной утилизации отходов, например, утилизация резинотехнических изделий (РТИ) может проходить с использованием разных способов, в том числе производства крошки, пиролиза и утилизации в цементных печах. Весь объем и спектр РТИ и масел одним единственным способом переработать невозможно. При этом исключение одного из способов из РОП дискриминирует компании, которые его используют, по отношению к другим.
Ассоциация «Клевер»: Как можно охарактеризовать развитие пиролизных технологий в России и в мире?
Антон Хамин, руководитель Комитета по пиролизу СРО «Клевер», директор «Кузнецкэкология»: «На сегодняшний день порядка 15% всех образующихся отходов шин в РФ перерабатываются методом пиролиза. Еще 10 лет назад эта цифра была менее 5%. Пиролиз в настоящее время является самым динамично развивающимся сегментом в переработке шин. При этом в удаленных регионах, таких как, например, Кузбасс, уже порядка 40% шин перерабатываются методом пиролиза. И это очень важно, потому что в такой стране, как Россия, с ее масштабами и расстояниями, не каждый продукт переработки отходов можно транспортировать на 4-7 тысяч километров для реализации. Также очень значимым является пиролиз в переработке других отработанных резино-технических изделий, таких как конвейерные ленты, рукава высокого давления, шланги, коврики и так далее. Большинство этих изделий невозможно переработать и не перерабатывается на сегодняшний день в крошку, а это тоже огромные объемы. Эти изделия попадают на несанкционированные свалки или на полигоны. Отмечу, что в других странах, доля пиролизных технологий растет еще быстрее – на сегодняшний день по всему миру пиролизных установок уже более 5000 штук».
Клевер: Бытует мнение, что технология пиролиза не соответствует концепции экономики замкнутого цикла.
Антон Хамин: «Пиролиз полностью отвечает концепции экономики замкнутого цикла - все получаемые продукты возвращаются в хозяйственный оборот, это полностью безотходное производство, в отличие кстати от производства крошки. В частности, технический углерод – это продукт с бесконечным количеством циклов, т.к. реализуется для производства резино-технических изделий. В составе РТИ он снова вернется к нам на переработку, и мы снова произведем из него технический углерод, а это замкнутый цикл навсегда.
Важно, что самым главным отличием продуктов пиролиза от других является то, что мы заменяем первичное сырье на более дешевое сырье. Мы увеличиваем конкурентоспособность компаний, производителей асфальта, резино-технических изделий, строительных материалов и многого другого. Мы удешевляем готовые изделия, тем самым влияя в своей части и на экономику страны в целом.
То есть мы, имея средства РОП от производителей товаров, возвращаем в экономику продукты с более низкой стоимостью и не уступающие по качеству. И поэтому пиролиз полностью соответствует принципам цикличной экономики».
Наталья Трубецкая, исполнительный директор Кузбасской Ассоциации переработчиков отходов: «Мы возмущены тем, что есть такое предубеждение, что пиролиз не соответствует экономике замкнутого цикла. Низкотемпературный пиролиз соответствует всем требованиям природоохранного законодательства. Кроме того, в процессе переработки производится новая востребованная продукция, которая полностью вовлекается в промышленный оборот.
Производимая продукция применяется как в нашем регионе, допустим, на асфальтовых заводах, зерносушилках, в котельных, так и отправляется в другие регионы, заменяя первичное топливо и удешевляя себестоимость данных производств. Также очень важно отметить, что технический углерод, получаемый методом пиролиза шин, является сырьем для малоответственных РТИ, то есть шланги, другие РТИ впоследствии будут также переработаны методом пиролиза. А, следовательно, эти продукты, благодаря такой технологии, имеют бесконечный жизненный цикл. Крошка, по нашему мнению, не имеет такой цикличности, как эти продукты утилизации».
Александр Кротов, генеральный директор «Барс»: «Я уверен, что именно пиролиз полностью соответствует концепции и целям экономики замкнутого цикла. Все продукты, получаемые в результате такой технологии, полностью используются в дальнейшем. Спрос на них стабильно высокий. Если говорить про нашу компанию, поскольку мы используем еще инсинерацию и обезвреживание, то при утилизации РТИ ни одного килограмма отходов не уезжает на полигон. Подчеркну, что сама технология низкотемпературного пиролиза – безотходная, «зеленая»».
Клевер: Есть суждение, что только при помощи крошки можно перерабатывать весь образующийся объем шин и РТИ, пиролиз не нужен.
Наталья Трубецкая: «В Кузбассе более 35% всех образующихся шин перерабатывается методом пиролиза. Изначально в нашем регионе преобладали предприятия по переработке шин с производством резиновой крошки, и они испытывали проблемы со сбытом и сезонностью работы. Транспортирование резиновой крошки к основным центрам сбыта (западные регионы РФ) экономически нецелесообразно из-за высокой стоимости. Поэтому стали появляться предприятия, утилизирующие шины методом пиролиза. В нашем регионе порядка 15 компаний по переработке шин, развиваются и конкурируют между собой.
И, конечно же, есть виды РТИ, которые в крошку никак не перерабатываются. Это такие, как транспортерная конвейерная лента, это РВД-рукава, шланги, загрязненные РТИ и мелкая шина. Все эти отходы эффективно перерабатывают только методом пиролиза. То есть без пиролиза эти виды РТИ окажутся на полигонах».
Клевер: Продукция, получаемая в результате пиролиза, не имеет спроса. Это всего лишь еще один вид отходов, так ли это?
СПРАВКА. Продукция пиролиза: - пиролизная жидкость: полноценно заменяет виды жидкого топлива, используемые в котельных, зерносушилках, на асфальтовых заводах, плавильных производствах и проч.; - технический углерод: применяется как наполнитель для неответственных РТИ, как черный сегмент для ЛКИ и строительной отрасли, в пылеугольных котельных и инсинераторах, газификаторах, в металлургии; - металлокорд: реализуется как металлолом. В отличие от металлокорда, полученного в результате производства крошки, не имеет остаточного включения резины и технического корда; - пиролизный газ: используется как энергоноситель в собственном производственном цикле, дополнительный источник энергии для отопления и любых других сопутствующих термических процессов. |
Антон Хамин: «Продукция пиролиза, сделанная на качественном оборудовании добросовестными компаниями, более чем востребована. Пиролизная жидкость, которая заменяет собой в большом количестве технологических процессов практически все виды жидких топлив – это и мазут, и сырая нефть, и дизельное топливо, и тяжелый газойль. На сегодняшний день практически все пиролизные компании имеют профицитный сбыт. Это означает, что сбыт и потребность нашей клиентской базы превышает наши производственные возможности в несколько раз. Технический углерод также очень востребованный материал при должном отношении к качеству этого продукта, его основным потребителем является сегмент малоответственных РТИ. Это крупные предприятия, в том числе крупнейшие резинотехнические холдинги в стране, где объем замещения первичного сырья на вторичное год от года растет. Также технический углерод применяется и в других отраслях, замещая другие более дорогостоящие различные наполнители в строительной отрасли.
Только в сегменте неответственных резинотехнических изделий потребность в пиролизном углероде оценивается в 30 тысяч тонн в год. При этом производится не более 3 тысяч тонн, но динамика увеличения производства такого продукта растет, и мы можем все эти 30 тысяч тонн со временем заменить на пиролизный углерод. Речь идет только про неответственное, а есть еще сегмент малоответственных РТИ, сегмент сельскохозяйственных шин и экспортные рынки. Потенциал этой технологии в части пиролизного углерода большой, а пиролизная жидкость вообще востребована всегда и во всех регионах».
Александр Кротов: «Наша компания начала заниматься пиролизными технологиями в 2021 году. Предварительно мы рассматривали, какие технологии утилизации РТИ мы будем использовать в Норильске – утилизацию крупногабаритный шин, покрышек методом низкотемпературного пиролиза или механическую утилизацию в крошку. Транспортирование продукции переработки РТИ в другие регионы из Норильска нерентабельно. Кроме того, мы поняли, что в Норильске крошка и продукты из нее не используются из-за отсутствия в программах по благоустройству города и особенностей ее применения при низких температурах. Поэтому мы сделали выбор в пользу низкотемпературного пиролиза.
Основной продукцией переработки нашей компании является пиролизная жидкость. В Норильске есть потребители этого топлива: это различные предприятия, у которых есть необходимость обогрева своих производственных помещений в условиях сибирских холодов. Также в этом году мы вывозили печное топливо в Красноярск.
В металлургии используется технический углерод или сухоуглеродистый остаток в качестве восстановителя в металлургических процессах, его применяют в черной металлургии. Тот же самый коксовый орешек, это по сути дела углерод, который восстанавливает окисленные металлы из формы оксида, но непосредственно в металлическую форму, его используют и в цветной металлургии. В Норильске у нас два завода, которые выпускают цветные металлы, на один из них мы будем поставлять коксовый орешек.
И остается металлокорд. У металлокорда качество не такое, как у цельного металла, так называемого 3А – куски стали, куски конструктивных металлов. С использованием пресса его брикетируют и в таком виде отправляют на предприятие, которое использует металлолом в таком виде».
Алексей Курочкин, заместитель директора «Роса-1»: «Есть целая группа масел, у которых температуры кипения фракций ниже 450 градусов, все они могут перерабатываться только по технологиям низкотемпературного пиролиза, других способов нет. Это трансформаторные, осевые, обкаточные, масла от термической обработки металлов, цилиндровые масла, отработанные нефтепродукты от гудронов, битумов – группа очень большая и по номенклатуре, и по объему.
Возникает большой соблазн такие отходы использовать как компонент для производства топлива или сжигать как есть, но это запрещено законодательством. Что же делать с такими отходами в удалённых территориях РФ, например? Как вариант решения – это переработка по технологии пиролиза. Основным продуктом переработки получается пиролизное масло, которое, как минимум, можно безопасно использовать в виде топлива или как компонент для производства топлив. Как максимум, пиролизное масло можно дальше переработать в базовое масло, и у нашей компании есть такая технология. А уже из базового масла можно произвести более 50 наименований готовой продукции, которая на рынке имеет устойчивый спрос. На экономику замкнутого цикла здесь работает все – при переработке мы не теряем никаких полезных компонентов, утилизируем по экологически обоснованной технологии».
Ассоциация «Клевер»: Говорят, что крошки в стране и так не хватает. Предприятия, производящие крошку, недозагружены. Пиролиз создает конкуренцию.
Евгений Кренц, директор Ассоциации «Шинэкология»:
«Мы, как ассоциация, образовались в большей степени как производители крошки и регенерата. Примерно через 10 лет после создания, в 2010-2012 году, поняли, что необходима диверсификация. Мы растем по 5-10% по объему в год. У нас есть сбыт, но и дефицит крошки тоже есть. Я считаю, что дефицит может сохраняться еще несколько лет, а потом придется применять диверсификацию. Мы, конечно, пытаемся расширить применение крошки в дорожном строительстве, в подстилках для скота и так далее, но это подходит не для всех регионов, а только с развитым сельским хозяйством или для городов с большой численностью населения для покрытия площадок или дорог. В других районах целесообразно использовать пиролиз. Мы считаем, что крошка не сможет занять все 100% переработки РТИ, тем более что некоторые виды шин с трудом подлежат утилизации механическим методом. Также повторная переработка покрытий площадок в крошку возможна не всегда. Учитывая, что подложкой площадок может являться гравий или старый асфальт или еще что-то, то механической переработкой утилизировать покрытие не получится. И в этом случае проще провести пиролиз.
Мы видим, что эти две технологии однозначно нужно поддерживать, чтобы они работали в связке. У нас есть примеры, когда производители крошки дополнительно организуют пиролиз, как параллельную технологию, а есть компании, использующие пиролиз, развивают производство крошки, также как параллельный продукт».
Ассоциация «Клевер»: Насколько пиролиз экологичная технология и есть ли отечественные производители оборудования?
Алексей Курочкин: «Существует достаточное количество документов, ГОСТов, которые регламентируют одним из видов переработки – пиролиз. Например, есть ГОСТ 53828.42-2018, где в основных направлениях утилизации отработанных масел есть пункт – «пиролиз отработанных масел с получением твердых, жидких и газообразных продуктов». Это также один из видов переработки, который давно используется и включен в подзаконные акты. На основании этой технологии люди получают лицензию и, соответственно, работают. Отечественное оборудование есть и по своим характеристикам ничем не уступает импортному».
Александр Кротов: «Я сам эколог и могу утверждать, что при технологии пиролизной утилизации ничего не попадает в атмосферу, а все, что мы выгружаем из реактора, в полной мере переходит в товарную продукцию, которая реализуется дальше сторонним потребителям».
Вячеслав Филиппенков, директор ООО «НПП Динамика»: «Многие путают процесс пиролиза со сжиганием, что абсолютно некорректно: технология пиролиза предусматривает утилизацию отходов в герметичных условиях (в самом определении пиролиза звучит «без доступа кислорода»), при правильной технологии он максимально дружественен для окружающей среды.
Мы начали работать с пиролизными установками с 2012-2013 года, сначала как операторы и технологи. В 2015 году основали компанию, которая занималась наладкой сторонних установок пиролиза, а с 2017 - наладили производство собственных линий. За прошедшее время выпустили более двух десятков установок. Подчеркну, мы прошли ГЭЭ, подтвердив экологическую безопасность выпускаемого оборудования и сделав технологию легитимной для лицензирования при утилизации отходов. Предприятия отрасли самостоятельно приобретают наше оборудование и возвращаются с повторными заказами, что говорит как о развитии рынка пиролиза, так и об устойчивом спросе и востребованности отечественного оборудования»
Ассоциация «Клевер»: Некоторые считают, что РОП не нужен для стимулирования развития пиролизных технологий.
Антон Хамин: «Во-первых, считаем исключение пиролиза из РОП в принципе неправомерным. Пиролиз – это одна из технологий переработки шин, которые существуют в России. Она отражена во множестве нормативных документов, в справочнике наилучших доступных технологий, во вновь переизданном ГОСТе на шины, соответствует всем требованиям действующего законодательства, и поэтому мы считаем, что пиролиз, как и любая другая технология, имеет право на РОП. Мы должны быть в одинаковых условиях с другими производителями, должна быть добросовестная конкуренция и нормальный рынок.
Себестоимость переработки шин с помощью пиролиза сопоставима с себестоимостью переработки шин в крошку. Мы находимся в равных условиях с точки зрения технологий. И их конкуренция должна протекать в нормальном рыночном ключе.
Особенно важны средства РОП для пиролиза в контексте развития технологий с точки зрения глубины переработки, так как уже на сегодняшний день этим методом получаются продукты и их производные, используемые в буро-взрывных работах, в флотационном обогащении угля, ведутся разработки новых продуктов, такие как промышленные сорбенты, повышается качество технического углерода, который впоследствии мы сможем поставлять для ответственных изделий, сельскохозяйственных шин и на зарубежные рынки, где есть спрос на эту продукцию.
Средства РОП также важны для того, чтобы на удаленных и северных территориях такие проекты были инвестиционно привлекательны, были направлены, на эффективность сбора, увеличение плеча сбора, стимулирование развития компаний на северных территориях, где гораздо выше затраты. Соответственно, средства РОП напрямую влияют и повлияют дальше на то, чтобы в таких территориях, как Норильск, Якутия, Магадан, Дальний Восток появлялись пиролизные предприятия. Сейчас они развиваются благодаря этим деньгам, а предприятия-инвесторы и предприятия-инициаторы этих проектов ориентированы на то, что РОП в структуре дохода присутствует».
Наталья Трубецкая: «Кузбасс — это промышленный регион, где развита добыча угля открытым способом и образуется большое количество крупногабаритных шин карьерных самосвалов (КГШ), которые отправляются на переработку. Благодаря РОП отходопереработчики не требуют плату за переработку шин и даже платят, несмотря на большое транспортное плечо и высокую стоимость транспортирования. При этом существует и другая проблема – это шины от населения или грузовые шины, которые образуются у мелких юридических лиц. Такие отходы сейчас зачастую попадают на полигон или оказываются на несанкционированных свалках. Для их сбора необходима организация специальных мест, и расходы на это должны покрываться за счет средств РОП.
Важно, что благодаря РОП компании не взимают плату за переработку шин, и даже платят за транспортировку, несмотря на удаленность логистики и на высокую стоимость доставки».
Евгений Кренц: «Сейчас у компаний, перерабатывающих с помощью пиролиза, есть право использования РОП. Забрать у них это право – это значит ухудшить их условия и сократить возможности для развития. Второй аргумент, не всё перерабатывается механическим методом. Многие РТИ можно переработать только пиролизом. Третий аргумент, на удаленных территориях, особенно в анклавах, откуда невыгодно вывозить крошку, экономически более целесообразно использовать готовую продукцию для обогрева местных производств. И еще один аргумент: это многократная цикличность оборота продуктов пиролиза – углерода и пиролизной жидкости.
Алексей Курочкин: «Культура сбора, транспортировки и утилизации (переработки) в стране находится на уровне становления и возможность реального оператора на рынке переработки получить экономическое стимулирование своей деятельности в системе РОП однозначно необходима! Здесь наша позиция совпадает с компаниями, которые занимаются переработкой шин по технологии пиролиза. Однако, также необходимо «отсеять» недобросовестных переработчиков, которые прикрываются полученными лицензиями, а реально занимаются только перепродажей отходов и фальсификацией документов».
Вячеслав Филиппенков: «Я считаю, что исключение пиролиза из РОП – это не что иное как попытка повлиять на рынок. Для нашей компании это будет означать сокращение заказов и необходимость перестроиться на другие сегменты. В целом для отрасли это повлечет отсутствие инвестиций в кадры и в развитие технологий».
Александр Кротов: «Не понимаю, почему пиролиз не отнесли к утилизизации в текущей версии документа. Есть все ТУ, государственные экологические экспертизы, сертификаты, практика использования продукции в результате пиролиза. Рассчитываем, что регулятор изменит свою позицию».
Будущее пиролизных технологий зависит от РОП
Сейчас ведутся активные споры вокруг проекта НПА конвертера кодов товаров и отходов. Одним из вопросов, вызвавших дебаты в профессиональном сообществе, является отсутствие пиролиза, как технологии утилизации для исполнения расширенной ответственности производителей (РОП), в текущей версии документа, которая должна определить правила работы с 1 января 2024 года. Более 30 компаний, использующих пиролиз в своей работе, отраслевые ассоциации, власти регионов и производители пиролизных установок направили свои предложения на regulation.gov.ru в целях включения пиролизных технологий в конвертер для целей исполнения РОП 4 и 5 группы (группа № 4 «Нефтепродукты», группа № 5 «Шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие»).
Ассоциация утилизаторов отходов «Клевер» решила поговорить с экспертами отрасли, чтобы разобраться в ситуации. Подчеркнем, Ассоциация поддерживает все виды экологичной утилизации отходов, например, утилизация резинотехнических изделий (РТИ) может проходить с использованием разных способов, в том числе производства крошки, пиролиза и утилизации в цементных печах. Весь объем и спектр РТИ и масел одним единственным способом переработать невозможно. При этом исключение одного из способов из РОП дискриминирует компании, которые его используют, по отношению к другим.
Ассоциация «Клевер»: Как можно охарактеризовать развитие пиролизных технологий в России и в мире?
Антон Хамин, руководитель Комитета по пиролизу СРО «Клевер», директор «Кузнецкэкология»: «На сегодняшний день порядка 15% всех образующихся отходов шин в РФ перерабатываются методом пиролиза. Еще 10 лет назад эта цифра была менее 5%. Пиролиз в настоящее время является самым динамично развивающимся сегментом в переработке шин. При этом в удаленных регионах, таких как, например, Кузбасс, уже порядка 40% шин перерабатываются методом пиролиза. И это очень важно, потому что в такой стране, как Россия, с ее масштабами и расстояниями, не каждый продукт переработки отходов можно транспортировать на 4-7 тысяч километров для реализации. Также очень значимым является пиролиз в переработке других отработанных резино-технических изделий, таких как конвейерные ленты, рукава высокого давления, шланги, коврики и так далее. Большинство этих изделий невозможно переработать и не перерабатывается на сегодняшний день в крошку, а это тоже огромные объемы. Эти изделия попадают на несанкционированные свалки или на полигоны. Отмечу, что в других странах, доля пиролизных технологий растет еще быстрее – на сегодняшний день по всему миру пиролизных установок уже более 5000 штук».
Клевер: Бытует мнение, что технология пиролиза не соответствует концепции экономики замкнутого цикла.
Антон Хамин: «Пиролиз полностью отвечает концепции экономики замкнутого цикла - все получаемые продукты возвращаются в хозяйственный оборот, это полностью безотходное производство, в отличие кстати от производства крошки. В частности, технический углерод – это продукт с бесконечным количеством циклов, т.к. реализуется для производства резино-технических изделий. В составе РТИ он снова вернется к нам на переработку, и мы снова произведем из него технический углерод, а это замкнутый цикл навсегда.
Важно, что самым главным отличием продуктов пиролиза от других является то, что мы заменяем первичное сырье на более дешевое сырье. Мы увеличиваем конкурентоспособность компаний, производителей асфальта, резино-технических изделий, строительных материалов и многого другого. Мы удешевляем готовые изделия, тем самым влияя в своей части и на экономику страны в целом.
То есть мы, имея средства РОП от производителей товаров, возвращаем в экономику продукты с более низкой стоимостью и не уступающие по качеству. И поэтому пиролиз полностью соответствует принципам цикличной экономики».
Наталья Трубецкая, исполнительный директор Кузбасской Ассоциации переработчиков отходов: «Мы возмущены тем, что есть такое предубеждение, что пиролиз не соответствует экономике замкнутого цикла. Низкотемпературный пиролиз соответствует всем требованиям природоохранного законодательства. Кроме того, в процессе переработки производится новая востребованная продукция, которая полностью вовлекается в промышленный оборот.
Производимая продукция применяется как в нашем регионе, допустим, на асфальтовых заводах, зерносушилках, в котельных, так и отправляется в другие регионы, заменяя первичное топливо и удешевляя себестоимость данных производств. Также очень важно отметить, что технический углерод, получаемый методом пиролиза шин, является сырьем для малоответственных РТИ, то есть шланги, другие РТИ впоследствии будут также переработаны методом пиролиза. А, следовательно, эти продукты, благодаря такой технологии, имеют бесконечный жизненный цикл. Крошка, по нашему мнению, не имеет такой цикличности, как эти продукты утилизации».
Александр Кротов, генеральный директор «Барс»: «Я уверен, что именно пиролиз полностью соответствует концепции и целям экономики замкнутого цикла. Все продукты, получаемые в результате такой технологии, полностью используются в дальнейшем. Спрос на них стабильно высокий. Если говорить про нашу компанию, поскольку мы используем еще инсинерацию и обезвреживание, то при утилизации РТИ ни одного килограмма отходов не уезжает на полигон. Подчеркну, что сама технология низкотемпературного пиролиза – безотходная, «зеленая»».
Клевер: Есть суждение, что только при помощи крошки можно перерабатывать весь образующийся объем шин и РТИ, пиролиз не нужен.
Наталья Трубецкая: «В Кузбассе более 35% всех образующихся шин перерабатывается методом пиролиза. Изначально в нашем регионе преобладали предприятия по переработке шин с производством резиновой крошки, и они испытывали проблемы со сбытом и сезонностью работы. Транспортирование резиновой крошки к основным центрам сбыта (западные регионы РФ) экономически нецелесообразно из-за высокой стоимости. Поэтому стали появляться предприятия, утилизирующие шины методом пиролиза. В нашем регионе порядка 15 компаний по переработке шин, развиваются и конкурируют между собой.
И, конечно же, есть виды РТИ, которые в крошку никак не перерабатываются. Это такие, как транспортерная конвейерная лента, это РВД-рукава, шланги, загрязненные РТИ и мелкая шина. Все эти отходы эффективно перерабатывают только методом пиролиза. То есть без пиролиза эти виды РТИ окажутся на полигонах».
Клевер: Продукция, получаемая в результате пиролиза, не имеет спроса. Это всего лишь еще один вид отходов, так ли это?
СПРАВКА. Продукция пиролиза: - пиролизная жидкость: полноценно заменяет виды жидкого топлива, используемые в котельных, зерносушилках, на асфальтовых заводах, плавильных производствах и проч.; - технический углерод: применяется как наполнитель для неответственных РТИ, как черный сегмент для ЛКИ и строительной отрасли, в пылеугольных котельных и инсинераторах, газификаторах, в металлургии; - металлокорд: реализуется как металлолом. В отличие от металлокорда, полученного в результате производства крошки, не имеет остаточного включения резины и технического корда; - пиролизный газ: используется как энергоноситель в собственном производственном цикле, дополнительный источник энергии для отопления и любых других сопутствующих термических процессов. |
Антон Хамин: «Продукция пиролиза, сделанная на качественном оборудовании добросовестными компаниями, более чем востребована. Пиролизная жидкость, которая заменяет собой в большом количестве технологических процессов практически все виды жидких топлив – это и мазут, и сырая нефть, и дизельное топливо, и тяжелый газойль. На сегодняшний день практически все пиролизные компании имеют профицитный сбыт. Это означает, что сбыт и потребность нашей клиентской базы превышает наши производственные возможности в несколько раз. Технический углерод также очень востребованный материал при должном отношении к качеству этого продукта, его основным потребителем является сегмент малоответственных РТИ. Это крупные предприятия, в том числе крупнейшие резинотехнические холдинги в стране, где объем замещения первичного сырья на вторичное год от года растет. Также технический углерод применяется и в других отраслях, замещая другие более дорогостоящие различные наполнители в строительной отрасли.
Только в сегменте неответственных резинотехнических изделий потребность в пиролизном углероде оценивается в 30 тысяч тонн в год. При этом производится не более 3 тысяч тонн, но динамика увеличения производства такого продукта растет, и мы можем все эти 30 тысяч тонн со временем заменить на пиролизный углерод. Речь идет только про неответственное, а есть еще сегмент малоответственных РТИ, сегмент сельскохозяйственных шин и экспортные рынки. Потенциал этой технологии в части пиролизного углерода большой, а пиролизная жидкость вообще востребована всегда и во всех регионах».
Александр Кротов: «Наша компания начала заниматься пиролизными технологиями в 2021 году. Предварительно мы рассматривали, какие технологии утилизации РТИ мы будем использовать в Норильске – утилизацию крупногабаритный шин, покрышек методом низкотемпературного пиролиза или механическую утилизацию в крошку. Транспортирование продукции переработки РТИ в другие регионы из Норильска нерентабельно. Кроме того, мы поняли, что в Норильске крошка и продукты из нее не используются из-за отсутствия в программах по благоустройству города и особенностей ее применения при низких температурах. Поэтому мы сделали выбор в пользу низкотемпературного пиролиза.
Основной продукцией переработки нашей компании является пиролизная жидкость. В Норильске есть потребители этого топлива: это различные предприятия, у которых есть необходимость обогрева своих производственных помещений в условиях сибирских холодов. Также в этом году мы вывозили печное топливо в Красноярск.
В металлургии используется технический углерод или сухоуглеродистый остаток в качестве восстановителя в металлургических процессах, его применяют в черной металлургии. Тот же самый коксовый орешек, это по сути дела углерод, который восстанавливает окисленные металлы из формы оксида, но непосредственно в металлическую форму, его используют и в цветной металлургии. В Норильске у нас два завода, которые выпускают цветные металлы, на один из них мы будем поставлять коксовый орешек.
И остается металлокорд. У металлокорда качество не такое, как у цельного металла, так называемого 3А – куски стали, куски конструктивных металлов. С использованием пресса его брикетируют и в таком виде отправляют на предприятие, которое использует металлолом в таком виде».
Алексей Курочкин, заместитель директора «Роса-1»: «Есть целая группа масел, у которых температуры кипения фракций ниже 450 градусов, все они могут перерабатываться только по технологиям низкотемпературного пиролиза, других способов нет. Это трансформаторные, осевые, обкаточные, масла от термической обработки металлов, цилиндровые масла, отработанные нефтепродукты от гудронов, битумов – группа очень большая и по номенклатуре, и по объему.
Возникает большой соблазн такие отходы использовать как компонент для производства топлива или сжигать как есть, но это запрещено законодательством. Что же делать с такими отходами в удалённых территориях РФ, например? Как вариант решения – это переработка по технологии пиролиза. Основным продуктом переработки получается пиролизное масло, которое, как минимум, можно безопасно использовать в виде топлива или как компонент для производства топлив. Как максимум, пиролизное масло можно дальше переработать в базовое масло, и у нашей компании есть такая технология. А уже из базового масла можно произвести более 50 наименований готовой продукции, которая на рынке имеет устойчивый спрос. На экономику замкнутого цикла здесь работает все – при переработке мы не теряем никаких полезных компонентов, утилизируем по экологически обоснованной технологии».
Ассоциация «Клевер»: Говорят, что крошки в стране и так не хватает. Предприятия, производящие крошку, недозагружены. Пиролиз создает конкуренцию.
Евгений Кренц, директор Ассоциации «Шинэкология»:
«Мы, как ассоциация, образовались в большей степени как производители крошки и регенерата. Примерно через 10 лет после создания, в 2010-2012 году, поняли, что необходима диверсификация. Мы растем по 5-10% по объему в год. У нас есть сбыт, но и дефицит крошки тоже есть. Я считаю, что дефицит может сохраняться еще несколько лет, а потом придется применять диверсификацию. Мы, конечно, пытаемся расширить применение крошки в дорожном строительстве, в подстилках для скота и так далее, но это подходит не для всех регионов, а только с развитым сельским хозяйством или для городов с большой численностью населения для покрытия площадок или дорог. В других районах целесообразно использовать пиролиз. Мы считаем, что крошка не сможет занять все 100% переработки РТИ, тем более что некоторые виды шин с трудом подлежат утилизации механическим методом. Также повторная переработка покрытий площадок в крошку возможна не всегда. Учитывая, что подложкой площадок может являться гравий или старый асфальт или еще что-то, то механической переработкой утилизировать покрытие не получится. И в этом случае проще провести пиролиз.
Мы видим, что эти две технологии однозначно нужно поддерживать, чтобы они работали в связке. У нас есть примеры, когда производители крошки дополнительно организуют пиролиз, как параллельную технологию, а есть компании, использующие пиролиз, развивают производство крошки, также как параллельный продукт».
Ассоциация «Клевер»: Насколько пиролиз экологичная технология и есть ли отечественные производители оборудования?
Алексей Курочкин: «Существует достаточное количество документов, ГОСТов, которые регламентируют одним из видов переработки – пиролиз. Например, есть ГОСТ 53828.42-2018, где в основных направлениях утилизации отработанных масел есть пункт – «пиролиз отработанных масел с получением твердых, жидких и газообразных продуктов». Это также один из видов переработки, который давно используется и включен в подзаконные акты. На основании этой технологии люди получают лицензию и, соответственно, работают. Отечественное оборудование есть и по своим характеристикам ничем не уступает импортному».
Александр Кротов: «Я сам эколог и могу утверждать, что при технологии пиролизной утилизации ничего не попадает в атмосферу, а все, что мы выгружаем из реактора, в полной мере переходит в товарную продукцию, которая реализуется дальше сторонним потребителям».
Вячеслав Филиппенков, директор ООО «НПП Динамика»: «Многие путают процесс пиролиза со сжиганием, что абсолютно некорректно: технология пиролиза предусматривает утилизацию отходов в герметичных условиях (в самом определении пиролиза звучит «без доступа кислорода»), при правильной технологии он максимально дружественен для окружающей среды.
Мы начали работать с пиролизными установками с 2012-2013 года, сначала как операторы и технологи. В 2015 году основали компанию, которая занималась наладкой сторонних установок пиролиза, а с 2017 - наладили производство собственных линий. За прошедшее время выпустили более двух десятков установок. Подчеркну, мы прошли ГЭЭ, подтвердив экологическую безопасность выпускаемого оборудования и сделав технологию легитимной для лицензирования при утилизации отходов. Предприятия отрасли самостоятельно приобретают наше оборудование и возвращаются с повторными заказами, что говорит как о развитии рынка пиролиза, так и об устойчивом спросе и востребованности отечественного оборудования»
Ассоциация «Клевер»: Некоторые считают, что РОП не нужен для стимулирования развития пиролизных технологий.
Антон Хамин: «Во-первых, считаем исключение пиролиза из РОП в принципе неправомерным. Пиролиз – это одна из технологий переработки шин, которые существуют в России. Она отражена во множестве нормативных документов, в справочнике наилучших доступных технологий, во вновь переизданном ГОСТе на шины, соответствует всем требованиям действующего законодательства, и поэтому мы считаем, что пиролиз, как и любая другая технология, имеет право на РОП. Мы должны быть в одинаковых условиях с другими производителями, должна быть добросовестная конкуренция и нормальный рынок.
Себестоимость переработки шин с помощью пиролиза сопоставима с себестоимостью переработки шин в крошку. Мы находимся в равных условиях с точки зрения технологий. И их конкуренция должна протекать в нормальном рыночном ключе.
Особенно важны средства РОП для пиролиза в контексте развития технологий с точки зрения глубины переработки, так как уже на сегодняшний день этим методом получаются продукты и их производные, используемые в буро-взрывных работах, в флотационном обогащении угля, ведутся разработки новых продуктов, такие как промышленные сорбенты, повышается качество технического углерода, который впоследствии мы сможем поставлять для ответственных изделий, сельскохозяйственных шин и на зарубежные рынки, где есть спрос на эту продукцию.
Средства РОП также важны для того, чтобы на удаленных и северных территориях такие проекты были инвестиционно привлекательны, были направлены, на эффективность сбора, увеличение плеча сбора, стимулирование развития компаний на северных территориях, где гораздо выше затраты. Соответственно, средства РОП напрямую влияют и повлияют дальше на то, чтобы в таких территориях, как Норильск, Якутия, Магадан, Дальний Восток появлялись пиролизные предприятия. Сейчас они развиваются благодаря этим деньгам, а предприятия-инвесторы и предприятия-инициаторы этих проектов ориентированы на то, что РОП в структуре дохода присутствует».
Наталья Трубецкая: «Кузбасс — это промышленный регион, где развита добыча угля открытым способом и образуется большое количество крупногабаритных шин карьерных самосвалов (КГШ), которые отправляются на переработку. Благодаря РОП отходопереработчики не требуют плату за переработку шин и даже платят, несмотря на большое транспортное плечо и высокую стоимость транспортирования. При этом существует и другая проблема – это шины от населения или грузовые шины, которые образуются у мелких юридических лиц. Такие отходы сейчас зачастую попадают на полигон или оказываются на несанкционированных свалках. Для их сбора необходима организация специальных мест, и расходы на это должны покрываться за счет средств РОП.
Важно, что благодаря РОП компании не взимают плату за переработку шин, и даже платят за транспортировку, несмотря на удаленность логистики и на высокую стоимость доставки».
Евгений Кренц: «Сейчас у компаний, перерабатывающих с помощью пиролиза, есть право использования РОП. Забрать у них это право – это значит ухудшить их условия и сократить возможности для развития. Второй аргумент, не всё перерабатывается механическим методом. Многие РТИ можно переработать только пиролизом. Третий аргумент, на удаленных территориях, особенно в анклавах, откуда невыгодно вывозить крошку, экономически более целесообразно использовать готовую продукцию для обогрева местных производств. И еще один аргумент: это многократная цикличность оборота продуктов пиролиза – углерода и пиролизной жидкости.
Алексей Курочкин: «Культура сбора, транспортировки и утилизации (переработки) в стране находится на уровне становления и возможность реального оператора на рынке переработки получить экономическое стимулирование своей деятельности в системе РОП однозначно необходима! Здесь наша позиция совпадает с компаниями, которые занимаются переработкой шин по технологии пиролиза. Однако, также необходимо «отсеять» недобросовестных переработчиков, которые прикрываются полученными лицензиями, а реально занимаются только перепродажей отходов и фальсификацией документов».
Вячеслав Филиппенков: «Я считаю, что исключение пиролиза из РОП – это не что иное как попытка повлиять на рынок. Для нашей компании это будет означать сокращение заказов и необходимость перестроиться на другие сегменты. В целом для отрасли это повлечет отсутствие инвестиций в кадры и в развитие технологий».
Александр Кротов: «Не понимаю, почему пиролиз не отнесли к утилизизации в текущей версии документа. Есть все ТУ, государственные экологические экспертизы, сертификаты, практика использования продукции в результате пиролиза. Рассчитываем, что регулятор изменит свою позицию».
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность