Отдаем журнал бесплатно!

Как изменились требования к контролю выбросов в атмосферный воздух?

Контроль выбросов — важная составляющая производственного экологического контроля (далее — ПЭК). Рассмотрим, как изменились требования к контролю выбросов на источниках в связи с утверждением требований к содержанию программы ПЭК[1] и вступлением в силу положений, касающихся нормирования выбросов загрязняющих веществ[2].

Требования к контролю выбросов до вступления в силу Приказа № 74

Ранее, до вступления в силу Приказа № 74, контроль выбросов на предприятии осуществлялся в рамках контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ).

Согласно разделу 3 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ОАО «НИИ Атмосфера», 2012) составлялся план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках выброса, который был одним из обязательных разделов проекта ПДВ.

Предприятие определяло категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества. В план-график не включались загрязняющие вещества, не подлежащие нормированию. При определении категории рассчитывались параметры, характеризующие влияние выброса отдельного вещества из источника на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий (жилой застройки и других нормируемых объектов). Всего было выделено 4 категории (I–IV) и 2 подкатегории (А и Б). Исходя из определенной категории устанавливалась периодичность контроля (от 1 раза в месяц до 1 раза в 5 лет).

 

Контроль выбросов проводился по той методике, согласно которой эти выбросы были определены в ходе инвентаризации (инструментальные или расчетные методы). При использовании расчетных методов контролировались основные параметры, входящие в расчетные формулы (расход топлива, продолжительность работы оборудования и др.).

Особые требования предъявлялись к стационарным источникам, оснащенным установками очистки газа (далее — газоочистные установки, ГОУ). Контроль выбросов на таких источниках, а также правила эксплуатации ГОУ регламентируются Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа».

 

Обратите внимание

Технический осмотр ГОУ и проверка показателей их работы, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже 2 раз в год, если документацией изготовителя установки или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

 

ПЭК на предприятии ранее осуществлялся в соответствии с ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля». В связи с тем что в данном ГОСТ не были указаны конкретные требования к программе, методикам определения выбросов и периодичности контроля, основным документом оставался план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках выброса, разработанный в рамках проекта ПДВ.

Изменения в требованиях к контролю выбросов

 

[1] См. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 74).

[2] См. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

О.С. Клочихина, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр по направлению «Экология и природопользование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Как изменились требования к контролю выбросов в атмосферный воздух?

Контроль выбросов — важная составляющая производственного экологического контроля (далее — ПЭК). Рассмотрим, как изменились требования к контролю выбросов на источниках в связи с утверждением требований к содержанию программы ПЭК[1] и вступлением в силу положений, касающихся нормирования выбросов загрязняющих веществ[2].

Требования к контролю выбросов до вступления в силу Приказа № 74

Ранее, до вступления в силу Приказа № 74, контроль выбросов на предприятии осуществлялся в рамках контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ).

Согласно разделу 3 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ОАО «НИИ Атмосфера», 2012) составлялся план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках выброса, который был одним из обязательных разделов проекта ПДВ.

Предприятие определяло категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества. В план-график не включались загрязняющие вещества, не подлежащие нормированию. При определении категории рассчитывались параметры, характеризующие влияние выброса отдельного вещества из источника на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий (жилой застройки и других нормируемых объектов). Всего было выделено 4 категории (I–IV) и 2 подкатегории (А и Б). Исходя из определенной категории устанавливалась периодичность контроля (от 1 раза в месяц до 1 раза в 5 лет).

 

Контроль выбросов проводился по той методике, согласно которой эти выбросы были определены в ходе инвентаризации (инструментальные или расчетные методы). При использовании расчетных методов контролировались основные параметры, входящие в расчетные формулы (расход топлива, продолжительность работы оборудования и др.).

Особые требования предъявлялись к стационарным источникам, оснащенным установками очистки газа (далее — газоочистные установки, ГОУ). Контроль выбросов на таких источниках, а также правила эксплуатации ГОУ регламентируются Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа».

 

Обратите внимание

Технический осмотр ГОУ и проверка показателей их работы, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже 2 раз в год, если документацией изготовителя установки или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

 

ПЭК на предприятии ранее осуществлялся в соответствии с ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля». В связи с тем что в данном ГОСТ не были указаны конкретные требования к программе, методикам определения выбросов и периодичности контроля, основным документом оставался план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках выброса, разработанный в рамках проекта ПДВ.

Изменения в требованиях к контролю выбросов

 

[1] См. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 74).

[2] См. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

О.С. Клочихина, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр по направлению «Экология и природопользование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2019.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам