Электронная версия журнала

Как правильно вести контроль выбросов в периоды НМУ?

«Справочник эколога» №7 2019 / Вопрос — ответ

В конце 2016 г. наше предприятие получило разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании ранее согласованного проекта предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). В проекте ПДВ мы отнесли предприятие к 3 категории и, сославшись на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012), не разработали план мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

В 2019 г. по результатам плановой проверки предприятия инспектор Росприроднадзора выдал предписание о разработке данного плана. При разработке плана мы столкнулись со следующими вопросами.

 

1. К какому контролю — экологическому или внутрипроизводственному — относятся замеры в периоды НМУ?

2. Какая лаборатория должна проводить замеры в периоды НМУ — аккредитованная или достаточно аттестованной (на предприятии есть аттестованная лаборатория)? Данный вопрос мы задавали специалистам Минприроды и Росприроднадзора, но точного ответа не получили.

3. Являются ли источниками, на которых уменьшаются выбросы в периоды НМУ:

• котельная, работающая на природном газе;

• дыхательные клапаны, расположенные на емкостях с природным газом, которые срабатывают в случае, если давление в емкости превышает максимально допустимое?

4. Совпадают ли методы контроля в плане мероприятий в периоды НМУ и в проекте ПДВ?

5. У предприятия специфические загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух (для большей части из них даже нет сертифицированных методик для определения концентраций), а также есть нагретые источники выбросов с температурой до +3000 °С — определять концентрации веществ в периоды НМУ на таких источниках затруднительно. Можно ли в плане мероприятий поставить инструментальный замер только для III режима работы предприятия?

 

Для того чтобы дать развернутый ответ на вопрос, прежде всего рассмотрим законодательные требования к разработке плана мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха[1].

Обязанность по разработке и выполнению плана мероприятий в периоды НМУ закреплена в ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ:

 

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей

[…]
3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели[2], имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
[…]

 

Ранее, до внесения изменений[3] в ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ, при разработке плана мероприятий в периоды НМУ мы опирались на требования РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85), который гласит: «Предприятия, не включенные в перечень объектов, получающих предупреждения о возможных НМУ, по согласованию с МЦГМС, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ не разрабатывают».

Списки предприятий составлялись территориальными органами Росгидромета, и только такие объекты получали уведомления о наступлении НМУ и, соответственно, разрабатывали план мероприятий. Сейчас такие списки еще составляются в некоторых регионах страны, однако в каждом субъекте есть свои собственные нормативные акты, регламентирующие необходимость разработки планов мероприятий в периоды НМУ.

Например, согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 09.08.2017 № 318-п «Об утверждении порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и сельских поселениях Ставропольского края, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края формирует и утверждает перечень хозяйствующих субъектов, обязанных осуществлять мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. В данный перечень включены предприятия, которые имеют 1 или 2 категорию воздействия.

 

Обратите внимание

Указанные категории — это не категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а категории, которые ранее рассчитывались в ходе разработки проекта предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). Категория предприятия определялась исходя из максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых источником выброса, в контрольных точках.

 

В Ставропольском крае при получении информации о наступлении НМУ от Росгидромета Министерство передает ее хозяйствующим субъектам телефонограммой либо по электронной почте, посредством факсимильной связи, иными доступными средствами связи.

Для приема предупреждений о НМУ на объектах хозяйственной деятельности приказом руководителя назначаются ответственные лица, которые по факту поступления информации регистрируют ее в журнале для записи предупреждений (оповещений) о НМУ (форма журнала приведена в приложении 4 к РД 52.04.52-85) и сообщают содержание предупреждения всем подразделениям. При получении информации предприятия обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованным планом мероприятий.

 

Для согласования плана мероприятий в периоды НМУ предприятия представляют в Министерство материалы по временному сокращению выбросов в соответствии с п. 5.5 РД 52.04.52-85. Министерство письменно уведомляет о согласовании либо об отказе в согласовании мероприятий в течение 30 рабочих дней со дня представления материалов.

При прекращении НМУ субъекты хозяйственной деятельности, включенные в перечень, фиксируют сведения о проведенных мероприятиях, времени и продолжительности их проведения и в течение 5 рабочих дней представляют отчеты о проведенных мероприятиях, включая результаты инструментальных замеров при их наличии:

• в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, — в территориальный орган Росприроднадзора;

• в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — в Министерство.

 

К какому контролю — экологическому или внутрипроизводственному — относятся замеры в периоды НМУ?

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль; далее — ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды[4].

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, не включают в программу ПЭК план мероприятий в периоды НМУ.

Кроме ПЭК на объектах хозяйственной деятельности проводится производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, цель которого — обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Данное требование предусмотрено ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 03.08.2018) и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В связи с этим на предприятии должна быть разработана программа производственного контроля, которая включает:

• перечень нормативных документов с учетом вида деятельности предприятия;

• список лиц, ответственных за проведение производственного контроля;

• планы мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов;

• список работников, обязанных проходить медосмотр и специальную подготовку;

• порядок информирования органов государственного надзора о возникновении аварийных ситуаций, создающих опасность для людей.

Программа санитарного контроля также не включает план мероприятий в периоды НМУ.

Таким образом, контроль выбросов в периоды НМУ можно отнести к общим экологическим требованиям, установленным федеральным законодательством, и стоит такой контроль особняком.

 

Какая лаборатория должна проводить замеры в периоды НМУ — аккредитованная или достаточно аттестованной?

РД 52.04.52-85, на основании которого разрабатываются и осуществляются мероприятия в периоды НМУ, не содержит особых требований об аттестации и аккредитации лаборатории, которая будет выполнять замеры в периоды НМУ.

 

Извлечение
из РД 52.04.52-85

9.1. Плановая проверка

Плановую проверку предприятий контролирующие органы проводят не реже одного раза в два года. Она предусматривает полное и глубокое рассмотрение всех основных вопросов, связанных с разработкой, оценкой, оформлением и контролем мероприятий по сокращению выбросов для первого, второго и третьего режимов работы предприятий в периоды НМУ.
[…]
Путем использования расчетных, экспериментальных и балансовых методов необходимо проверить полноту и достоверность данных, представленных в таблицах, фактическим выбросам при режимах 1, 2, 3.
При проверке устанавливают:
[…]
наличие на предприятии лаборатории по контролю выбросов загрязняющих веществ[5], осуществляющей замеры непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны;
обеспеченность лаборатории технической документацией, измерительными и испытательными средствами;
[…]

 

Поскольку контроль в периоды НМУ не относится напрямую к ПЭК, соответственно, нет формальных оснований требовать наличия аккредитации у лаборатории, проводящей контроль выбросов в периоды НМУ. Однако налицо правовой пробел, в связи с чем могут возникнуть спорные требования со стороны контролирующих органов.

 

Являются ли источниками, на которых уменьшаются выбросы в периоды НМУ:
• котельная, работающая на природном газе;
• дыхательные клапаны, расположенные на емкостях с природным газом, которые срабатывают в случае, если давление в емкости превышает максимально допустимое?

Согласно РД 52.04.52-85 при разработке мероприятий в периоды НМУ следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект. С этой целью используют формулы для расчета максимальной концентрации примесей в воздухе (См) для горячих и холодных выбросов (формулы (1) и (2) РД 52.04.52-85 соответственно) в зависимости от рельефа, климата, параметров выбросов.

Из формул (1) и (2) видно, что См значительно уменьшается с увеличением высоты трубы, особенно в случае горячих выбросов. Следовательно, в периоды НМУ при прочих равных условиях необходимо в первую очередь сокращать низкие выбросы.

Концентрация примесей зависит от числа труб, через которые поступает в атмосферу заданное количество вредных веществ. Эта зависимость особенно существенна в случае холодных выбросов. В связи с этим в периоды НМУ следует в первую очередь снижать выбросы, поступающие в атмосферу из большого числа мелких источников.

Значение См уменьшается с увеличением перегрева выходящих газов по отношению к окружающему воздуху. Чем холоднее выбросы, тем более эффективным для уменьшения приземных концентраций является их кратковременное сокращение.

Для эффективного предотвращения повышения уровня загрязнения воздуха в периоды НМУ следует в первую очередь сокращать низкие, рассредоточенные, холодные выбросы.

 

Извлечение
из РД 52.04.52-85

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ

[…]
При разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий необходимо учитывать следующее:
1) мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;
2) мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;
3) осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.
[…]

 

Таким образом, чтобы определить, нужно ли включать котельную и дыхательные клапаны в план мероприятий, следует провести расчет по формулам (1) и (2) РД 52.04.52-85 либо воспользоваться расчетом из проекта ПДВ для оценки приземных концентраций веществ от данных источников. В приложении 6 к РД 52.04.52-85 содержатся примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности, в т.ч. мероприятия на котельных и на предприятиях химической промышленности.

 

Совпадают ли методы контроля в плане мероприятий в периоды НМУ и в проекте ПДВ?

У предприятия специфические загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух, а также есть нагретые источники выбросов с температурой до +3000 °С. Можно ли в плане мероприятий поставить инструментальный замер только для III режима работы предприятия?

План-график контроля, приведенный в проекте ПДВ, разрабатывался на основании Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

В данном документе представлен образец плана-графика контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и в контрольных точках (на постах).

В настоящее время проект ПДВ выведен из правового поля для всех объектов, кроме объектов I категории до получения ими комплексного экологического разрешения и объектов II категории до представления ими декларации о воздействии на окружающую среду. Соответственно, результаты расчетов из проекта ПДВ для объектов III и IV категорий можно использовать лишь для справки.

План-график контроля в проекте ПДВ и план мероприятий в периоды НМУ не обязательно должны совпадать по своим характеристикам, в т.ч. по методам контроля.

В соответствии с РД 52.04.52-85 контроль степени эффективности сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляют с помощью инструментальных, балансовых и других методов. Однако в каких случаях используется инструментальный метод, не указано, кроме уточнения, что при наступлении НМУ 1 степени среди прочих мероприятий нужно обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

Можно сделать вывод, что инструментальный контроль необходим на газоочистных установках, в остальных же случаях метод контроля остается на усмотрение предприятия. Следовательно, если измерить выбросы специфических веществ нет возможности из-за отсутствия сертифицированных методик и «нагретости» источников, вполне возможно осуществлять контроль расчетным методом.

 

[1] Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

[4] Пункт 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).

[5] Здесь и далее выделено автором.

На вопрос отвечает М. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2019.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.