Государственные реестры объектов НВОС с сентября 2022 года: корректировка

Завершаем[1] рассмотрение закрученных донельзя новых правил создания и ведения государственного реестра, которые уже начали действовать 01.09.2022[2]. В статье разбираемся с корректировкой учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), содержащихся в государственном реестре объектов НВОС (далее — государственный реестр).

Корректировка учетных сведений 

Согласно п. 37 Правил № 830 актуализация и корректировка учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре (далее — корректировка), осуществляются в порядке, установленном пп. 6–10 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[3], и в соответствии с Правилами № 830.

Включение сведений об объекте НВОС в государственный реестр, исключение из него таких сведений и их актуализация — вот и все, что предусматривает Закон № 7-ФЗ при государственном учете объектов НВОС.

Корректировка — новый механизм устранения ошибок в государственном реестре, основанный на собранной практике применения правил создания и ведения государственного реестра[4], действующих с 05.07.2016 по 31.08.2022. Корректировка предусмотрена только Правилами № 830 и включает в себя несколько оснований для прохождения данной процедуры:

• изменение Критериев № 2398[5];

• выявление фактов внесения в государственный реестр об одном и том же объекте НВОС 2 раза и более;

• утрата объектом НВОС единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности;

• объединение объектов НВОС по единому назначению и (или) установление неразрывной физической или технологической связанности;

• исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестре.

Сложно сказать, учитывают ли Правила № 830 все возможные случаи корректировки, в которых нуждаются правоприменители, и во всех ли случаях применим алгоритм действий, предписанный данным документом, однако сбор новой практики начнется уже с сентября 2022 г., а там появятся дополнительные поводы совершенствования системы.

При наступлении одного из указанных случаев содержащиеся в государственном реестре учетные сведения об объекте НВОС корректируются уполномоченным на ведение государственного реестра органом по своей инициативе и (или) по заявлению юридического лица (далее — ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (далее — ИП), осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте.

Изменение Критериев № 2398

В случае изменения Критериев № 2398 уполномоченный на ведение государственного реестра орган самостоятельно корректирует учетные сведения об объекте НВОС в государственном реестре и по итогу выдает ЮЛ или ИП, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.

 

Если при изменении Критериев № 2398 учетные сведения об объектах НВОС подлежат включению (исключению) в федеральный или региональные государственные реестры, то уполномоченный на ведение государственного реестра орган направляет в электронном виде с использованием средств государственного реестра сведения о таких объектах НВОС в орган исполнительной власти субъекта РФ, территориальный орган Росприроднадзора, а также обеспечивает включение представленных учетных сведений об объектах НВОС в государственный реестр.

При этом со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 ЮЛ или ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, вправе подать в уполномоченный на ведение государственного реестра орган заявление о корректировке присвоенной объекту НВОС категории (далее — заявление о корректировке) (см. схему).

 

Заявление о корректировке в обязательном порядке должно содержать:

• полное и сокращенное (при наличии) наименование ЮЛ, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного ЮЛ в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных ЮЛ (для иностранных ЮЛ), ИНН[6], код по ОКПО[7] или фамилию, имя, отчество (при наличии) ИП, его основной государственный регистрационный номер, ИНН (при наличии), код по ОКПО;

• наименование объекта НВОС, поставленного на государственный учет;

• место нахождения объекта НВОС;

• код объекта НВОС в государственном реестре;

• ранее присвоенную категорию объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, с указанием абзаца (при наличии), подпункта, пункта Критериев № 2398;

• категорию объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, на присвоение которой претендуют ЮЛ или ИП, с указанием абзаца (при наличии), подпункта, пункта Критериев № 2398;

• основания и доводы, на из-за которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения.

К заявлению о корректировке могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы ЮЛ или ИП о соответствии объекта НВОС, на котором ЮЛ или ИП осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, категории объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, на присвоение которой они претендуют.

Срок рассмотрения уполномоченным органом на ведение государственного реестра упомянутого выше заявления и приложенных к нему документов должен составлять не более 15 рабочих дней с даты регистрации такого заявления.

По результатам рассмотрения заявления о корректировке может быть принято мотивированное решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении, содержащее причины отказа и обоснование принятого решения.

Причины отказа в удовлетворении заявления о корректировке

• отсутствие в таком заявлении обязательных сведений, предусмотренных п. 52 Правил № 830;

• представление неполных и (или) недостоверных сведений;

• несоответствие объекта НВОС, на котором ЮЛ или ИП осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, категории объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, на присвоение которой они претендуют

 

Первый момент, на который следует обратить внимание при корректировке категории объекта НВОС, это сроки, которые представляются ЮЛ или ИП, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, категория которого изменилась в связи с вступлением в силу изменений Критериев № 2398. Так, имеется 6 месяцев до смены категории по инициативе ЮЛ или ИП, по истечении которых инициативу возьмет в свои руки уполномоченный орган на ведение государственного реестра.

Второй момент — это формулировка самого основания в Правилах № 830, в связи с которой могут последовать новые преграды для смены категории объекта НВОС. Учетные сведения об объекте НВОС корректируются в случае «изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий» (п. 42 Правил № 830). Это понятие выведено Правилами № 830, и означает «критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"» (подп. «б» п. 15 Правил № 830).

Критерии № 2398 действуют с 01.01.2021 (по 31.12.2026) с изменениями от 07.10.2021, внесенными Постановлением Правительства РФ от 07.10.2021 № 1703. При их вступлении в силу природопользователи во многих регионах России столкнулись с невозможностью или трудностью смены категории объекта НВОС в связи с отсутствием в действующем законодательстве основания актуализации в случае изменения критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, включая внесение изменений в сами критерии.

Процедура корректировки подразумевает создание дополнительного механизма при ведении государственного реестра для устранения пробела, однако изложенная в Правилах № 830 формулировка основания подталкивает ожидание очередных изменений Критериев № 2398 для смены категории объекта НВОС, и никак не распространяется на действующие Критерии № 2398, которые вступили в силу полтора года назад.

Одинаковые объекты НВОС

В случае внесения в государственный реестр учетных сведений 2 и более раз об одном и том же объекте НВОС, в т.ч. в случае выявления данного факта при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, ЮЛ и ИП подают в уполномоченный орган на ведение государственного реестра заявление об исключении учетных сведений об объекте НВОС из государственного реестра (далее — заявление об исключении) в отношении того объекта НВОС, сведения о котором предполагается исключить из государственного реестра.


[1] Подробнее см.:

–  Эндеко А.И. Государственные реестры объектов НВОС с сентября 2022 года // Справочник эколога. 2022. № 7. С. 8–19;

Эндеко А.И. Государственные реестры объектов НВОС с сентября 2022 года: актуализация, снятие // Справочник эколога. 2022. № 8. С. 7–14.

[2] См. Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (вступили в силу 01.09.2022; далее – Правила № 830).

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[4] См. Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (в ред. от 20.04.2022; утратили силу 31.08.2022).

[5] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[6] Идентификационный номер налогоплательщика.

[7] Общероссийский классификатор предприятий и организаций.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2022.

Государственные реестры объектов НВОС с сентября 2022 года: корректировка

Завершаем[1] рассмотрение закрученных донельзя новых правил создания и ведения государственного реестра, которые уже начали действовать 01.09.2022[2]. В статье разбираемся с корректировкой учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), содержащихся в государственном реестре объектов НВОС (далее — государственный реестр).

Корректировка учетных сведений 

Согласно п. 37 Правил № 830 актуализация и корректировка учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре (далее — корректировка), осуществляются в порядке, установленном пп. 6–10 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[3], и в соответствии с Правилами № 830.

Включение сведений об объекте НВОС в государственный реестр, исключение из него таких сведений и их актуализация — вот и все, что предусматривает Закон № 7-ФЗ при государственном учете объектов НВОС.

Корректировка — новый механизм устранения ошибок в государственном реестре, основанный на собранной практике применения правил создания и ведения государственного реестра[4], действующих с 05.07.2016 по 31.08.2022. Корректировка предусмотрена только Правилами № 830 и включает в себя несколько оснований для прохождения данной процедуры:

• изменение Критериев № 2398[5];

• выявление фактов внесения в государственный реестр об одном и том же объекте НВОС 2 раза и более;

• утрата объектом НВОС единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности;

• объединение объектов НВОС по единому назначению и (или) установление неразрывной физической или технологической связанности;

• исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестре.

Сложно сказать, учитывают ли Правила № 830 все возможные случаи корректировки, в которых нуждаются правоприменители, и во всех ли случаях применим алгоритм действий, предписанный данным документом, однако сбор новой практики начнется уже с сентября 2022 г., а там появятся дополнительные поводы совершенствования системы.

При наступлении одного из указанных случаев содержащиеся в государственном реестре учетные сведения об объекте НВОС корректируются уполномоченным на ведение государственного реестра органом по своей инициативе и (или) по заявлению юридического лица (далее — ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (далее — ИП), осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте.

Изменение Критериев № 2398

В случае изменения Критериев № 2398 уполномоченный на ведение государственного реестра орган самостоятельно корректирует учетные сведения об объекте НВОС в государственном реестре и по итогу выдает ЮЛ или ИП, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.

 

Если при изменении Критериев № 2398 учетные сведения об объектах НВОС подлежат включению (исключению) в федеральный или региональные государственные реестры, то уполномоченный на ведение государственного реестра орган направляет в электронном виде с использованием средств государственного реестра сведения о таких объектах НВОС в орган исполнительной власти субъекта РФ, территориальный орган Росприроднадзора, а также обеспечивает включение представленных учетных сведений об объектах НВОС в государственный реестр.

При этом со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 ЮЛ или ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, вправе подать в уполномоченный на ведение государственного реестра орган заявление о корректировке присвоенной объекту НВОС категории (далее — заявление о корректировке) (см. схему).

 

Заявление о корректировке в обязательном порядке должно содержать:

• полное и сокращенное (при наличии) наименование ЮЛ, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного ЮЛ в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных ЮЛ (для иностранных ЮЛ), ИНН[6], код по ОКПО[7] или фамилию, имя, отчество (при наличии) ИП, его основной государственный регистрационный номер, ИНН (при наличии), код по ОКПО;

• наименование объекта НВОС, поставленного на государственный учет;

• место нахождения объекта НВОС;

• код объекта НВОС в государственном реестре;

• ранее присвоенную категорию объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, с указанием абзаца (при наличии), подпункта, пункта Критериев № 2398;

• категорию объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, на присвоение которой претендуют ЮЛ или ИП, с указанием абзаца (при наличии), подпункта, пункта Критериев № 2398;

• основания и доводы, на из-за которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения.

К заявлению о корректировке могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы ЮЛ или ИП о соответствии объекта НВОС, на котором ЮЛ или ИП осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, категории объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, на присвоение которой они претендуют.

Срок рассмотрения уполномоченным органом на ведение государственного реестра упомянутого выше заявления и приложенных к нему документов должен составлять не более 15 рабочих дней с даты регистрации такого заявления.

По результатам рассмотрения заявления о корректировке может быть принято мотивированное решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении, содержащее причины отказа и обоснование принятого решения.

Причины отказа в удовлетворении заявления о корректировке

• отсутствие в таком заявлении обязательных сведений, предусмотренных п. 52 Правил № 830;

• представление неполных и (или) недостоверных сведений;

• несоответствие объекта НВОС, на котором ЮЛ или ИП осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, категории объекта НВОС в зависимости от уровня НВОС, на присвоение которой они претендуют

 

Первый момент, на который следует обратить внимание при корректировке категории объекта НВОС, это сроки, которые представляются ЮЛ или ИП, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, категория которого изменилась в связи с вступлением в силу изменений Критериев № 2398. Так, имеется 6 месяцев до смены категории по инициативе ЮЛ или ИП, по истечении которых инициативу возьмет в свои руки уполномоченный орган на ведение государственного реестра.

Второй момент — это формулировка самого основания в Правилах № 830, в связи с которой могут последовать новые преграды для смены категории объекта НВОС. Учетные сведения об объекте НВОС корректируются в случае «изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий» (п. 42 Правил № 830). Это понятие выведено Правилами № 830, и означает «критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"» (подп. «б» п. 15 Правил № 830).

Критерии № 2398 действуют с 01.01.2021 (по 31.12.2026) с изменениями от 07.10.2021, внесенными Постановлением Правительства РФ от 07.10.2021 № 1703. При их вступлении в силу природопользователи во многих регионах России столкнулись с невозможностью или трудностью смены категории объекта НВОС в связи с отсутствием в действующем законодательстве основания актуализации в случае изменения критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, включая внесение изменений в сами критерии.

Процедура корректировки подразумевает создание дополнительного механизма при ведении государственного реестра для устранения пробела, однако изложенная в Правилах № 830 формулировка основания подталкивает ожидание очередных изменений Критериев № 2398 для смены категории объекта НВОС, и никак не распространяется на действующие Критерии № 2398, которые вступили в силу полтора года назад.

Одинаковые объекты НВОС

В случае внесения в государственный реестр учетных сведений 2 и более раз об одном и том же объекте НВОС, в т.ч. в случае выявления данного факта при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, ЮЛ и ИП подают в уполномоченный орган на ведение государственного реестра заявление об исключении учетных сведений об объекте НВОС из государственного реестра (далее — заявление об исключении) в отношении того объекта НВОС, сведения о котором предполагается исключить из государственного реестра.


[1] Подробнее см.:

–  Эндеко А.И. Государственные реестры объектов НВОС с сентября 2022 года // Справочник эколога. 2022. № 7. С. 8–19;

Эндеко А.И. Государственные реестры объектов НВОС с сентября 2022 года: актуализация, снятие // Справочник эколога. 2022. № 8. С. 7–14.

[2] См. Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (вступили в силу 01.09.2022; далее – Правила № 830).

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[4] См. Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (в ред. от 20.04.2022; утратили силу 31.08.2022).

[5] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[6] Идентификационный номер налогоплательщика.

[7] Общероссийский классификатор предприятий и организаций.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2022.

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Обязательные требования в вопросах и ответах
Три шпаргалки по инвентаризации: выбросы, сбросы, отходы
Охрана атмосферного воздуха. Инвентаризация. Нормирование
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам