Отдаем журнал бесплатно!

Объекты НВОС III категории: почему рост затрат на охрану окружающей среды не ведет к улучшению ее качества

Именно объекты III категории усиленно ждали реформы системы экологического нормирования. Однако по прошествии полутора лет можно говорить о том, что в результате дублирования полномочий органов исполнительной власти, наличия устаревших нормативных правовых актов, лоббирования вносимых изменений различными творческими коллективами административная нагрузка на такие объекты значительно возросла.

Новая система нормирования

В 2014 г. начался процесс реформирования системы контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Система природоохранного законодательства, созданная еще в 70–80-х гг. прошлого века и скопированная в 90-х, основывалась на том, что все юридические лица должны пройти идентичную процедуру оценки. Сохранение подобной практики означало рост избыточных расходов для малых предприятий и недостаточную эффективность для крупных загрязнителей.

Концепция презумпции экологической опасности, на которой строилась система со времен СССР, признана избыточной и необоснованно затратной для большинства представителей бизнеса на территории Российской Федерации. Доводы о том, что к автосервису и машиностроительному заводу не должны предъявляться идентичные требования, легли в основу изменений, вносимых в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и иные законодательные акты Российской Федерации.

 

Новая система заработала с 2019 г. За основу был взят принцип дифференцирования предприятий по уровню негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).

Предприятия разделили на четыре категории:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

 

К сведению

При подготовке изменений декларировалась простая и понятная цель. Предприятия, оказывающие значительное воздействие, должны быть законодательно мотивированы на внедрение новых технологий и снижение НВОС. Одновременно предприятия, оказывающие незначительное воздействие, планировалось освободить от избыточных правовых барьеров.

 

Именно предприятия III категории усиленно ждали указанных изменений. В преддверии 2019 г. интенсивно гуляло мнение, что бесполезная переписка с госорганами наконец-то прекратится и можно будет направить освободившиеся ресурсы на развитие бизнеса. На стадии разработки новой системы предприятиям III категории обещали, что от них потребуется только формальная подача отчета один раз в год. Однако сегодня мы видим, что административная нагрузка на такие объекты значительно возросла. Причины тому — дублирование полномочий органов исполнительной власти, наличие устаревших нормативных правовых актов, а также лоббирование вносимых изменений различными творческими коллективами.

С.О. Клюева, заместитель директора АНО «Равноправие»
М.Ю. Кочнов, кандидат технических наук, начальник отдела АНО «Равноправие»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Объекты НВОС III категории: почему рост затрат на охрану окружающей среды не ведет к улучшению ее качества

Именно объекты III категории усиленно ждали реформы системы экологического нормирования. Однако по прошествии полутора лет можно говорить о том, что в результате дублирования полномочий органов исполнительной власти, наличия устаревших нормативных правовых актов, лоббирования вносимых изменений различными творческими коллективами административная нагрузка на такие объекты значительно возросла.

Новая система нормирования

В 2014 г. начался процесс реформирования системы контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Система природоохранного законодательства, созданная еще в 70–80-х гг. прошлого века и скопированная в 90-х, основывалась на том, что все юридические лица должны пройти идентичную процедуру оценки. Сохранение подобной практики означало рост избыточных расходов для малых предприятий и недостаточную эффективность для крупных загрязнителей.

Концепция презумпции экологической опасности, на которой строилась система со времен СССР, признана избыточной и необоснованно затратной для большинства представителей бизнеса на территории Российской Федерации. Доводы о том, что к автосервису и машиностроительному заводу не должны предъявляться идентичные требования, легли в основу изменений, вносимых в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и иные законодательные акты Российской Федерации.

 

Новая система заработала с 2019 г. За основу был взят принцип дифференцирования предприятий по уровню негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).

Предприятия разделили на четыре категории:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

 

К сведению

При подготовке изменений декларировалась простая и понятная цель. Предприятия, оказывающие значительное воздействие, должны быть законодательно мотивированы на внедрение новых технологий и снижение НВОС. Одновременно предприятия, оказывающие незначительное воздействие, планировалось освободить от избыточных правовых барьеров.

 

Именно предприятия III категории усиленно ждали указанных изменений. В преддверии 2019 г. интенсивно гуляло мнение, что бесполезная переписка с госорганами наконец-то прекратится и можно будет направить освободившиеся ресурсы на развитие бизнеса. На стадии разработки новой системы предприятиям III категории обещали, что от них потребуется только формальная подача отчета один раз в год. Однако сегодня мы видим, что административная нагрузка на такие объекты значительно возросла. Причины тому — дублирование полномочий органов исполнительной власти, наличие устаревших нормативных правовых актов, а также лоббирование вносимых изменений различными творческими коллективами.

С.О. Клюева, заместитель директора АНО «Равноправие»
М.Ю. Кочнов, кандидат технических наук, начальник отдела АНО «Равноправие»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2020.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам