Отдаем журнал бесплатно!

Административный регламент по государственному учету объектов НВОС: лучше поздно, чем никогда

Ключевые вопросы

Необходимые документы и способы их подачи

Отказ в приеме документов и предоставлении госуслуги

Прием и регистрация документов

Постановка объекта НВОС на государственный учет

Актуализация сведений об объекте НВОС

Снятие объекта НВОС с государственного учета

Выдача дубликата свидетельства

Исправление ошибок, допущенных при внесении сведений

 

Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — важнейший этап регулирования и контроля воздействия хозяйствующих субъектов. Объекты НВОС ставятся на учет в органах Росприроднадзора или уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — ОИВС РФ) в зависимости от уровня надзора — федерального или регионального.

Реестры объектов НВОС ведутся отдельно — на федеральном и региональном уровнях. При этом объекты федерального уровня надзора вносятся в федеральный реестр силами Росприроднадзора, но могут вноситься и другими уполномоченными органами, если в регионе существует такая договоренность о передаче полномочий. Объекты регионального уровня надзора вносятся в региональный реестр только уполномоченными ОИВС РФ.

 

Функция ведения федерального реестра объектов НВОС закреплена за Росприроднадзором подп. 5.5(10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 27.07.2019).

Кроме того, в п. 10 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила № 572), также указано, что данную функцию осуществляет Росприроднадзор. Однако соответствующий административный регламент, согласно которому Росприроднадзор обязан работать в данном направлении, появился только сейчас, когда практически все объекты НВОС уже три-четыре года как поставлены на учет.

Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее — Административный регламент), утвержден Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2020).

В настоящей статье кратко рассмотрим административные процедуры постановки на учет объектов НВОС федерального уровня надзора, актуализации сведений о таких объектах, снятия их с учета и другие процедуры, регламентированные новым документом.

Общие положения

Административный регламент определяет:

• сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Росприроднадзора, а также ОИВС РФ, которым полномочия по предоставлению госуслуги переданы на основании соглашений[1];

• порядок взаимодействия между территориальными органами Росприроднадзора, уполномоченными ОИВС РФ, их должностными лицами, а также порядок взаимодействия Росприроднадзора и его территориальных органов с органами государственной власти и иными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Заявителями при предоставлении госуслуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, а также лица, действующие от их имени по доверенности, обратившиеся с заявкой или заявлением о предоставлении госуслуги.

Информирование по вопросам предоставления госуслуги осуществляется в обычном порядке:

• по телефону;

• письменным обращениям;

• электронной почте;

• путем размещения информации на стендах и на сайте территориальных органов Росприроднадзора и уполномоченных ОИВС РФ, а также на портале госуслуг.

 

Извлечение
из Административного регламента

[…]
6. При осуществлении устного консультирования должностные лица Росприроднадзора или его территориального органа, уполномоченного органа исполнительной власти обязаны в соответствии с поступившим запросом предоставлять информацию по следующим вопросам:
о входящих номерах, под которыми зарегистрированы документы, и о результатах предоставления государственной услуги;
о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);
о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги;
о сроках предоставления государственной услуги.
[…]

 

Согласно Административному регламенту возможны следующие результаты предоставления госуслуги:

 

Процедура

Результат

Постановка объекта НВОС на государственный учет

Выдача заявителю свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет

Перенаправление сведений об объекте НВОС в ОИВС РФ (если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору)

Направление заявителю уведомления об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет

Актуализация сведений об объекте НВОС

Выдача заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС

Перенаправление сведений об объекте НВОС в ОИВС РФ

Направление заявителю уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС

Снятие объекта НВОС с государственного учета

Выдача заявителю свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета

Направление заявителю уведомления об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета

Выдача дубликата свидетельства

Выдача заявителю дубликата свидетельства (о постановке объекта НВОС на государственный учет, об актуализации сведений об объекте НВОС, о снятии объекта НВОС с государственного учета)

Направление заявителю уведомления об отказе в выдаче дубликата свидетельства

 

Сроки предоставления госуслуги (п. 12 Административного регламента):

• постановка объекта НВОС на государственный учет — 10 дней со дня подачи заявки;

• актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства — 10 рабочих дней со дня поступления заявления;

• отказ в постановке объекта НВОС на учет, актуализации сведений об объекте НВОС, снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства — 5 рабочих дней со дня поступления заявки, заявления и документов, необходимых для предоставления госуслуги.

Как видим, постановка на учет займет 10 календарных дней, а остальные процедуры — несколько больше времени, т.к. счет идет в рабочих днях. Возможно, это опечатка.

Необходимые документы и способы их подачи

Для постановки объекта НВОС на учет нужно подать заявку по форме, установленной Минприроды России[2], тогда как для других форм данной госуслуги подаются заявления (об актуализации, о снятии с учета, о выдаче дубликата).

 

[1] См. ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020).

[2] См. Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 27.09.2016).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Административный регламент по государственному учету объектов НВОС: лучше поздно, чем никогда

Ключевые вопросы

Необходимые документы и способы их подачи

Отказ в приеме документов и предоставлении госуслуги

Прием и регистрация документов

Постановка объекта НВОС на государственный учет

Актуализация сведений об объекте НВОС

Снятие объекта НВОС с государственного учета

Выдача дубликата свидетельства

Исправление ошибок, допущенных при внесении сведений

 

Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — важнейший этап регулирования и контроля воздействия хозяйствующих субъектов. Объекты НВОС ставятся на учет в органах Росприроднадзора или уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — ОИВС РФ) в зависимости от уровня надзора — федерального или регионального.

Реестры объектов НВОС ведутся отдельно — на федеральном и региональном уровнях. При этом объекты федерального уровня надзора вносятся в федеральный реестр силами Росприроднадзора, но могут вноситься и другими уполномоченными органами, если в регионе существует такая договоренность о передаче полномочий. Объекты регионального уровня надзора вносятся в региональный реестр только уполномоченными ОИВС РФ.

 

Функция ведения федерального реестра объектов НВОС закреплена за Росприроднадзором подп. 5.5(10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 27.07.2019).

Кроме того, в п. 10 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила № 572), также указано, что данную функцию осуществляет Росприроднадзор. Однако соответствующий административный регламент, согласно которому Росприроднадзор обязан работать в данном направлении, появился только сейчас, когда практически все объекты НВОС уже три-четыре года как поставлены на учет.

Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее — Административный регламент), утвержден Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2020).

В настоящей статье кратко рассмотрим административные процедуры постановки на учет объектов НВОС федерального уровня надзора, актуализации сведений о таких объектах, снятия их с учета и другие процедуры, регламентированные новым документом.

Общие положения

Административный регламент определяет:

• сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Росприроднадзора, а также ОИВС РФ, которым полномочия по предоставлению госуслуги переданы на основании соглашений[1];

• порядок взаимодействия между территориальными органами Росприроднадзора, уполномоченными ОИВС РФ, их должностными лицами, а также порядок взаимодействия Росприроднадзора и его территориальных органов с органами государственной власти и иными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Заявителями при предоставлении госуслуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, а также лица, действующие от их имени по доверенности, обратившиеся с заявкой или заявлением о предоставлении госуслуги.

Информирование по вопросам предоставления госуслуги осуществляется в обычном порядке:

• по телефону;

• письменным обращениям;

• электронной почте;

• путем размещения информации на стендах и на сайте территориальных органов Росприроднадзора и уполномоченных ОИВС РФ, а также на портале госуслуг.

 

Извлечение
из Административного регламента

[…]
6. При осуществлении устного консультирования должностные лица Росприроднадзора или его территориального органа, уполномоченного органа исполнительной власти обязаны в соответствии с поступившим запросом предоставлять информацию по следующим вопросам:
о входящих номерах, под которыми зарегистрированы документы, и о результатах предоставления государственной услуги;
о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);
о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги;
о сроках предоставления государственной услуги.
[…]

 

Согласно Административному регламенту возможны следующие результаты предоставления госуслуги:

 

Процедура

Результат

Постановка объекта НВОС на государственный учет

Выдача заявителю свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет

Перенаправление сведений об объекте НВОС в ОИВС РФ (если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору)

Направление заявителю уведомления об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет

Актуализация сведений об объекте НВОС

Выдача заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС

Перенаправление сведений об объекте НВОС в ОИВС РФ

Направление заявителю уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС

Снятие объекта НВОС с государственного учета

Выдача заявителю свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета

Направление заявителю уведомления об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета

Выдача дубликата свидетельства

Выдача заявителю дубликата свидетельства (о постановке объекта НВОС на государственный учет, об актуализации сведений об объекте НВОС, о снятии объекта НВОС с государственного учета)

Направление заявителю уведомления об отказе в выдаче дубликата свидетельства

 

Сроки предоставления госуслуги (п. 12 Административного регламента):

• постановка объекта НВОС на государственный учет — 10 дней со дня подачи заявки;

• актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства — 10 рабочих дней со дня поступления заявления;

• отказ в постановке объекта НВОС на учет, актуализации сведений об объекте НВОС, снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства — 5 рабочих дней со дня поступления заявки, заявления и документов, необходимых для предоставления госуслуги.

Как видим, постановка на учет займет 10 календарных дней, а остальные процедуры — несколько больше времени, т.к. счет идет в рабочих днях. Возможно, это опечатка.

Необходимые документы и способы их подачи

Для постановки объекта НВОС на учет нужно подать заявку по форме, установленной Минприроды России[2], тогда как для других форм данной госуслуги подаются заявления (об актуализации, о снятии с учета, о выдаче дубликата).

 

[1] См. ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020).

[2] См. Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 27.09.2016).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам