Электронная версия журнала

НВОС, которого нет: за что платить, если объекту не присвоена категория?

«Справочник эколога» №5 2019 / Экологические платежи

С 01.01.2019 в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), IIV категорий применяется дифференцированный подход к нормированию и оформлению разрешительной документации. Вместе с тем законодателем не решен вопрос о постановке на учет объектов, при эксплуатации которых происходит исключительно образование отходов (объекты так называемой V категории). Рассмотрим указанную проблему в контексте взимания платы за НВОС и ведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК).

 

Термину «объект» в российском законодательстве в зависимости от рассматриваемой отрасли или подотрасли права может присваиваться множество определений.

Например, в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) содержится понятие «объект капитального строительства» — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.

В отрасли экологического права используется понятие «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду».

 

Словарь

Объект, оказывающий НВОС, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков[1].

 

Использование в данном понятии термина «другой объект» позволяет не привязывать указанное определение исключительно к объектам капитального строительства в соответствии с ГрК РФ. Фактически единственным отличительным признаком объекта НВОС от иных видов объектов является наличие негативного воздействия.

Отметим, что ранее действовавшие редакции Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 16) указывали на конкретные виды НВОС:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

• иные виды НВОС.

 

В действующей редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ указаны исключительно виды НВОС, за которые взимается плата:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

При этом ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ содержит определение понятия «негативное воздействие на окружающую среду», на основании чего можно сделать вывод, что НВОС формально не ограничивается видами, указанными в ст. 16 данного Федерального закона.

При постановке объекта НВОС на государственный учет в форме соответствующей заявки указываются исключительно:

• сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

• сведения о выпусках и сбросах сточных вод;

• сведения о размещении отходов производства и потребления.

Следовательно, законодателем в качестве объекта НВОС понимается сооружение или территория, частью которых являются стационарные источники выбросов, сбросов или же объект размещения отходов. На практике использование данного определения для идентификации объекта НВОС осложнено рядом правовых пробелов.

Дифференцированный подход

Напомним, что 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие дифференцированный подход к нормированию и оформлению соответствующей разрешительной документации для объектов различных категорий:

• для объектов I категории предусмотрена необходимость оформления комплексного экологического разрешения;

• для объектов II категории — представление декларации о воздействии на окружающую среду;

• для объектов III категории — направление по итогам отчетного периода отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Объекты IV категории освобождены от необходимости оформления разрешительной документации и представления специальной отчетности.

Анализ изменений, вносимых в природоохранные акты, показывает, что основным элементом при регулировании общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, должен стать объект НВОС.

Указанную позицию подтверждает тот факт, что:

• ПЭК, разработка программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;

• заполнение декларации о плате за НВОС;

• составление формы № 2-ТП (воздух);

• документирование результатов инструментального определения показателей выбросов в отчете о результатах инвентаризации выбросов[2],

осуществляются в отношении объектов НВОС.

Таким образом, согласно логике законодателя всем объектам, при эксплуатации которых осуществляются выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, должна быть присвоена одна из четырех категорий.

Однако практика правоприменения выявила проблему, с которой природопользователи сталкивались на протяжении многих лет при внесении платы за НВОС: кто должен нести ответственность за НВОС при размещении отходов?

Ранее эта проблема возникала в основном в контексте определения лица, ответственного за внесение платы за размещение отходов, в настоящее время данная проблема связана с постановкой на учет объектов «V категории».

 

К сведению

Под объектами «V категории» понимаются те объекты, в отношении которых был получен отказ в постановке на государственный учет в силу отсутствия видов НВОС, перечисленных в ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, но в процессе эксплуатации которых образуются отходы.

 

 

 

[1] Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] Обратите внимание: 26.04.2019 вступил в силу новый порядок инвентаризации выбросов.

О том, чем «новая» инвентаризация будет отличаться от «старой» и как заполнить таблицы отчета о результатах инвентаризации выбросов, см.: Ламихова М. Пример заполнения отчета о результатах инвентаризации выбросов // Справочник эколога. 2019. № 2. С. 42–55 (прим редакции).

Н.С. Зиновкин, ведущий юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2019.

Получить статью целиком бесплатно

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.