Вопрос о допустимости взыскания вреда, причиненного почвам, в случаях, когда фактическое содержание ЗВ не превышает установленные нормативы качества, остается предметом острых дискуссий в сфере экологического права.
Несложно догадаться, что в подобных ситуациях сторонами спора выступают природопользователи, эксплуатирующие объекты хозяйственной и (или) иной деятельности на землях населенных пунктов, и органы государственного экологического контроля (надзора), стремящиеся привлечь к ответственности за любое фиксируемое воздействие на почвы.
Однако формально-юридическая и методологическая оценка таких ситуаций требует более глубокого анализа действующих правовых норм и методик исчисления вреда.
Статья посвящена:
- правовому анализу условий, при которых факт изменения качества почв действительно свидетельствует о причинении вреда, подлежащего возмещению;
- опровержению ошибочных подходов, приравнивающих любое присутствие химических веществ в почве к обстоятельствам, указывающим на причинения вреда окружающей среде.
По общему правилу, закрепленному в Методике № 238[1], ключевым критерием для признания факта причинения вреда почвам в результате загрязнения служит превышение содержания загрязняющих веществ по сравнению с нормативами качества окружающей среды для почв.
[1] Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (в ред. от 18.11.2021).