Отдаем журнал бесплатно!

Опасные отходы после 1 марта 2022 года

Законом № 356-ФЗ[1] в систему обращения с отходами I и II классов опасности внесены существенные изменения. У многих возникает вопрос, как теперь действуют иные документы, регулирующие вопросы обращения с опасными отходами, в частности, Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314​,[2] и Требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399[3]?

Датой начала действия положений о федеральном операторе и договорах, заключаемых с ним на работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности, было определено 01.03.2022[4].

Несмотря на кажущуюся простоту вводимых новых правил, предписывающих переход всех отходов I и II классов опасности под контроль федерального оператора, в жизни такой простоты не получается.

Закон не распространяет свое действие на физические лица, при том что отходы I и II классов опасности у населения, безусловно, образуются (осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы).  У населения нет никаких обязательств перед федеральным оператором (ст. 14.2–14.4 Закона № 89-ФЗ[5]), граждане:

• не являются поставщиком информации об образующихся отходах I и II классов опасности;

• не обязаны координировать свои действия в отношении отходов I и II классов опасности с федеральной схемой обращения с указанными отходами;

• не обязаны заключать договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности и оплачивать его услуги.

У федерального оператора, несмотря на тот факт, что в его ведении находится весь объем отходов I и II классов опасности, также нет никаких обязательств перед гражданами в отношении образуемых последними отходов указанных классов опасности.

При этом население как потребитель услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) не должно складировать в контейнерах для ТКО осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, а также  батареи и аккумуляторы, т.к. указанные отходы могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы, а также нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО[6].

Правила № 2314 

К потребителям осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), относятся и физические лица (п. 2 Правил № 2314). Для этих потребителей Правилами № 2314 предусмотрен особый порядок обращения.

Порядок обращения 

Места накопления

Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп:

• определяются собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах (далее — МКД) или по их поручению управляющими компаниями в местах, являющихся общим имуществом собственников МКД, при условии их соответствия требованиям, установленным в п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме[7]

либо

• организуются органами местного самоуправления, в том числе и в случаях, когда сами собственники или управляющие компании не имеют возможности определить такое место.

Следовательно, лица, владеющие на любом законном праве помещением в МКД, могут самостоятельно определить место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп при условии, что такое место соответствует требованиям безопасности и надежности, чистоты и невмешательства в конструкции дома, доступности для всех проживающих (включая маломобильных граждан), а также не нарушает права и законные интересы жильцов. Помимо этого, а также в случаях невозможности определения таких мест накоплений в МКД, организацией создания таких мест должны заниматься органы местного самоуправления.

Пока мы видим, что о своих обязательствах и правах граждане и органы местного самоуправления знают мало, т.к. мест накопления образованных населением отработанных ртутьсодержащих ламп в стране не наблюдается.

Осуществление обращения

Обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами осуществляется операторами, которые ведут деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.

Прекращение действия 

Таким образом, Правила № 2314 не утрачивают свою силу и не прекращают своего действия, т.к. оператор по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами — это хозяйствующий субъект с лицензией на обращение с отходами I и II классов опасности, а п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ предусматривает работу операторов по обращению с отходами I и II классов опасности наравне с федеральным оператором. Условия взаимодействия таких операторов с федеральным оператором могут быть разными в зависимости от отходообразователя (юридические и физические лица) и от способа организации накопления (образования):

• сбор отходов I и II классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, операторами по обращению с отходами I и II классов опасности допускается при условии заключения указанными операторами с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;

• индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. При этом под хозяйственной и иной деятельностью можно рассматривать огромный спектр активности: от выемки брошенных отходов из собственных контейнеров, установленных в определенных органами местного самоуправления или управляющими компаниями (владельцами помещений в МКД) местах накопления, до покупки отходов у их собственников.

Кстати
Федеральный оператор осуществляет свою деятельность на возмездной основе, при этом физические лица не обязаны оплачивать работы федерального оператора по обращению с образованными ими отходами I и II классов опасности. А управляющие компании вместе с органами местного самоуправления не являются лицами, образовавшими отходы в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, и, следовательно, не обязаны заключать договор и оплачивать работы. Это означает, что если не существует заинтересованного в получении отходов оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, владеющего на любом законном праве объектами обезвреживания и (или) размещения, то места накопления, в частности, отработанных ртутьсодержащих ламп, не будет организовываться, а отходы будут выбрасываться в контейнеры с ТКО. А регоператоры, несмотря на правило, предписывающее им обеспечить извлечение таких отходов в результате обработки ТКО, могут этого не делать. Таким образом, объем отходов I и II классов опасности от населения, несмотря на масштабную кампанию с ежиками и батарейками, останется не охваченным самым главным игроком этой кампании — федеральным оператором.

Требования № 399 

В соответствии с положениями п. 4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ были утверждены требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности. Требования № 399 распространяют свое действие на граждан, на хозяйствующие субъекты, образующие отходы от своей деятельности, накапливающих чужие отходы с целью их передачи операторам, имеющие право на обращение с такими отходами, а также на самих операторов по обращению с отходами I–V классов опасности.

Разделы II, III и VII Требований № 339 устанавливают правила при обращении с такими группами однородных отходов, как «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств», «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» и «Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей». В указанные группы входят отходы II класса опасности, деятельность по обращению с которыми должна осуществляться в соответствии с федеральной схемой (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).

Особенности обращения 

Для указанных групп однородных отходов установлены следующие особенности обращения:

• не допускается смешивать их с иными отходами производства и потребления, в т.ч. с ТКО;

• сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов;


[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Далее — Правила № 2314.

[3] Далее — Требования № 399.

[4] Статья 3 Федерального закона от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» (в ред. от 02.07.2021).

[5] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

[6] Пункт 14 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (в ред. от 18.03.2021).

[7] Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. от 29.06.2020).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Опасные отходы после 1 марта 2022 года

Законом № 356-ФЗ[1] в систему обращения с отходами I и II классов опасности внесены существенные изменения. У многих возникает вопрос, как теперь действуют иные документы, регулирующие вопросы обращения с опасными отходами, в частности, Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314​,[2] и Требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399[3]?

Датой начала действия положений о федеральном операторе и договорах, заключаемых с ним на работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности, было определено 01.03.2022[4].

Несмотря на кажущуюся простоту вводимых новых правил, предписывающих переход всех отходов I и II классов опасности под контроль федерального оператора, в жизни такой простоты не получается.

Закон не распространяет свое действие на физические лица, при том что отходы I и II классов опасности у населения, безусловно, образуются (осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы).  У населения нет никаких обязательств перед федеральным оператором (ст. 14.2–14.4 Закона № 89-ФЗ[5]), граждане:

• не являются поставщиком информации об образующихся отходах I и II классов опасности;

• не обязаны координировать свои действия в отношении отходов I и II классов опасности с федеральной схемой обращения с указанными отходами;

• не обязаны заключать договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности и оплачивать его услуги.

У федерального оператора, несмотря на тот факт, что в его ведении находится весь объем отходов I и II классов опасности, также нет никаких обязательств перед гражданами в отношении образуемых последними отходов указанных классов опасности.

При этом население как потребитель услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) не должно складировать в контейнерах для ТКО осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, а также  батареи и аккумуляторы, т.к. указанные отходы могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы, а также нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО[6].

Правила № 2314 

К потребителям осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), относятся и физические лица (п. 2 Правил № 2314). Для этих потребителей Правилами № 2314 предусмотрен особый порядок обращения.

Порядок обращения 

Места накопления

Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп:

• определяются собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах (далее — МКД) или по их поручению управляющими компаниями в местах, являющихся общим имуществом собственников МКД, при условии их соответствия требованиям, установленным в п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме[7]

либо

• организуются органами местного самоуправления, в том числе и в случаях, когда сами собственники или управляющие компании не имеют возможности определить такое место.

Следовательно, лица, владеющие на любом законном праве помещением в МКД, могут самостоятельно определить место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп при условии, что такое место соответствует требованиям безопасности и надежности, чистоты и невмешательства в конструкции дома, доступности для всех проживающих (включая маломобильных граждан), а также не нарушает права и законные интересы жильцов. Помимо этого, а также в случаях невозможности определения таких мест накоплений в МКД, организацией создания таких мест должны заниматься органы местного самоуправления.

Пока мы видим, что о своих обязательствах и правах граждане и органы местного самоуправления знают мало, т.к. мест накопления образованных населением отработанных ртутьсодержащих ламп в стране не наблюдается.

Осуществление обращения

Обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами осуществляется операторами, которые ведут деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.

Прекращение действия 

Таким образом, Правила № 2314 не утрачивают свою силу и не прекращают своего действия, т.к. оператор по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами — это хозяйствующий субъект с лицензией на обращение с отходами I и II классов опасности, а п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ предусматривает работу операторов по обращению с отходами I и II классов опасности наравне с федеральным оператором. Условия взаимодействия таких операторов с федеральным оператором могут быть разными в зависимости от отходообразователя (юридические и физические лица) и от способа организации накопления (образования):

• сбор отходов I и II классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, операторами по обращению с отходами I и II классов опасности допускается при условии заключения указанными операторами с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;

• индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. При этом под хозяйственной и иной деятельностью можно рассматривать огромный спектр активности: от выемки брошенных отходов из собственных контейнеров, установленных в определенных органами местного самоуправления или управляющими компаниями (владельцами помещений в МКД) местах накопления, до покупки отходов у их собственников.

Кстати
Федеральный оператор осуществляет свою деятельность на возмездной основе, при этом физические лица не обязаны оплачивать работы федерального оператора по обращению с образованными ими отходами I и II классов опасности. А управляющие компании вместе с органами местного самоуправления не являются лицами, образовавшими отходы в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, и, следовательно, не обязаны заключать договор и оплачивать работы. Это означает, что если не существует заинтересованного в получении отходов оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, владеющего на любом законном праве объектами обезвреживания и (или) размещения, то места накопления, в частности, отработанных ртутьсодержащих ламп, не будет организовываться, а отходы будут выбрасываться в контейнеры с ТКО. А регоператоры, несмотря на правило, предписывающее им обеспечить извлечение таких отходов в результате обработки ТКО, могут этого не делать. Таким образом, объем отходов I и II классов опасности от населения, несмотря на масштабную кампанию с ежиками и батарейками, останется не охваченным самым главным игроком этой кампании — федеральным оператором.

Требования № 399 

В соответствии с положениями п. 4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ были утверждены требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности. Требования № 399 распространяют свое действие на граждан, на хозяйствующие субъекты, образующие отходы от своей деятельности, накапливающих чужие отходы с целью их передачи операторам, имеющие право на обращение с такими отходами, а также на самих операторов по обращению с отходами I–V классов опасности.

Разделы II, III и VII Требований № 339 устанавливают правила при обращении с такими группами однородных отходов, как «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств», «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» и «Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей». В указанные группы входят отходы II класса опасности, деятельность по обращению с которыми должна осуществляться в соответствии с федеральной схемой (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).

Особенности обращения 

Для указанных групп однородных отходов установлены следующие особенности обращения:

• не допускается смешивать их с иными отходами производства и потребления, в т.ч. с ТКО;

• сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов;


[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Далее — Правила № 2314.

[3] Далее — Требования № 399.

[4] Статья 3 Федерального закона от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» (в ред. от 02.07.2021).

[5] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

[6] Пункт 14 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (в ред. от 18.03.2021).

[7] Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. от 29.06.2020).

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт научно-технического совета Росприроднадзора

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам