Отдаем журнал бесплатно!

Содержание журнала «Справочник эколога» № 7 2014

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

В майском и июньском номерах журнала мы анализировали изменения, которые были внесены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) Изменением № 1, Изменением № 2 и Изменениями и дополнениями № 3, и их последствия. В настоящей статье предлагаем рассмотреть изменения, внесенные в данный документ недавно опубликованным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2014 № 31 «О внесении изменений № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"».

А.Г. Дудникова

 

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Расчет выбросов при производстве работ на строительных площадках

Согласно п. 25 и 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 26.03.2014), при строительстве объектов капитального строительства и линейных объектов в составе проектной документации разрабатывается раздел «План мероприятий по охране окружающей среды», в котором должны быть указаны в том числе мероприятия по охране атмосферного воздуха. При оценке воздействия объекта строительства на атмосферный воздух в период строительства проводится расчет выбросов вредных веществ от двигателей различного рода строительной техники и сварочных работ. Об особенностях данного расчета читайте в статье.

О. Семенова

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Проблемы лицензирования в области обращения с отходами: развитие СРО

Правовые режимы разрешительного типа играют значительную роль в государственном регулировании предпринимательской деятельности. Это обусловливает актуальность проблемы лицензирования деятельности по обращению с отходами, необходимость повышения эффективности этой процедуры и снижения избыточных административных барьеров. Проблема обостряется с ухудшением экологической обстановки вследствие большого количества нарушений при обращении с отходами, особенно при их захоронении. Данная область сильно криминализована, что говорит о просчетах в правовом регулировании «мусорной сферы». Кроме того, причиной множества споров является намерение государства максимально устраниться от прямого контроля за сферой обращения с отходами, передав эти функции саморегулируемым организациям. Подробнее об этом расскажет статья.

В.Е. Пинаев, Д.А. Чернышев

 

Подтверждение V класса опасности отходов

В результате деятельности любого предприятия вне зависимости от его профиля образуются различные отходы. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды все отходы должны быть отнесены к конкретному классу опасности. Документом, подтверждающим отнесение отхода к определенному классу опасности, является паспорт опасного отхода. Несмотря на то что паспорт составляется только на отходы I–IV классов опасности, для отходов V класса опасности также необходимо подтверждение отнесения к данному классу.

В.В. Севрюгина

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Можно ли отнести деятельность по обращению с золой, образующейся после сжигания отходов III и IV классов опасности и относящейся к V классу опасности (используется для обсыпки дорог на территории предприятия), к деятельности по ее использованию, а не к обезвреживанию, в случае если на предприятии имеется технологический регламент по использованию отходов?

 

Нужно ли заполнять формы 3.2 и 3.3 (приложение к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду при отведении ливневых сточных вод?

 

В каком виде должны оформляться данные учета отходов — в письменном или электронном? Как часто нужно обобщать данные — раз в месяц или раз в квартал? Нужен ли титульный лист для обобщенных данных по итогам квартала? Допускаются ли исправления в данных учета?

 

Какие документы должна подготовить организация до начала бурения новой артезианской скважины глубиной 200 м (согласно лицензии на право пользования недрами для геологического изучения недр и добычи питьевых вод предприятие эксплуатирует две артезианские скважины глубиной 110 м), в процессе бурения и после ввода скважины в эксплуатацию?

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Нормативы и годовые нормативы образования отходов, правовая основа методов расчета нормативов

Что понимают под термином «норматив образования отходов» юристы, экологи и разработчики природоохранной документации? В чем принципиальное отличие этого термина от понятия «годовой норматив образования отходов»? Является ли превышение годовых нормативов образования отходов нарушением законодательства? Какие есть правовые основы для расчета нормативов образования отходов? Для ответов на эти вопросы в настоящей статье предпринята попытка критического анализа и осмысления сложившейся ситуации в области нормирования образования отходов.

И.О. Прохоров

 

ПЛАТА ЗА НВОС

Плата за неорганизованный сброс на рельеф местности: обоснование сверхлимита

В связи с опубликованием письма Росприроднадзора от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» от территориальных органов Росприроднадзора поступают устные требования предприятиям-природопользователям о необходимости внесения платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности с применением 5-кратного коэффициента. При этом данные органы не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения Минприроды России по данному вопросу. Из-за образовавшегося юридического вакуума страдают природопользователи. Какой же наиболее приемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации?

О.С. Костенко

 

ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

Применение технологии обратной закачки с целью утилизации буровых отходов

Захоронение буровых отходов на специализированных полигонах требует изъятия из оборота значительных площадей земли. Кроме того, требуется ведение постоянного мониторинга за состоянием окружающей среды в районе захоронения, чтобы предотвратить загрязнение окружающих почв и грунтовых вод. Помимо ужесточения природоохранных норм в России наблюдается ежегодное увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. Все это побуждает нефтяные компании искать альтернативные способы обращения с отходами, к которым, несомненно, стоит отнести технологию обратной закачки, известную на Западе под названием «реинджекшн».

Е.Б. Масловец, А.А. Даньшин

 

ЭКОЛОГ +

Оценка современного состояния окружающей среды: привлечение соисполнителей

Уже несколько столетий масштабы техногенного воздействия на окружающую среду имеют глобальный характер. Порой данное воздействие приводит к экологическим бедствиям. Столкнувшись с экологическими проблемами, человечество осознало необходимость предварительной оценки и прогноза возможных последствий своей деятельности для окружающей среды. Прежде чем оценивать воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его последствия, необходимо хорошо представлять себе территорию распространения данного воздействия — во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. Именно эту задачу решает процедура оценки современного состояния окружающей среды (далее — ОССОС). Работы по ОССОС представляют собой сложный комплекс исследований, выполнить которые для обширной территории силами одной организации чаще всего невозможно, поэтому для отдельных видов работ привлекаются соисполнители.

В.Е. Пинаев, Д.А. Шахин

 

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

О сроке представления технических отчетов: все ли так однозначно?

Росприроднадзор своим письмом от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» предписывает предприятиям и организациям представлять технический отчет о неизменности производственного процесса в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Но является ли это письмо документом, обязательным к исполнению? И что делать предприятиям, подавшим технический отчет позже указанного в данном письме срока?

И.О. Прохоров

 

Представление статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз)

Для организации Росводресурсами сбора информации об использовании воды Приказом Росстата от 19.10.2009 № 230 в качестве статистического инструментария была утверждена форма № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды». В конце 2011 г. форма была существенно доработана, и с тех пор изменения в нее не вносились. Это позволило разработать ряд программных продуктов для автоматизации работы над заполнением данной формы, в частности специализированную программу «Информационно-аналитическая система статистической обработки сведений об использовании воды по форме федерального статистического наблюдения № 2-тп (водхоз)».

Н.И. Лазовик

 

Расчет класса опасности отходов вручную: собираем первичные показатели опасности

Напомним, что в апрельском номере журнала мы рассказывали о том, какие материалы и инструменты могут понадобиться специалисту для проведения расчета класса опасности отхода вручную — без использования специализированных программ. Статья из майского номера была посвящена общему алгоритму расчета. В июньской статье мы выясняли, какие компоненты отхода могут вызвать затруднения при поиске показателей опасности и как преодолеть эти трудности. В настоящей статье мы будем заниматься сбором первичных показателей опасности для компонентов отхода.

Д. Афанасьев

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2014.

Отдаем журнал бесплатно!

Содержание журнала «Справочник эколога» № 7 2014

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

В майском и июньском номерах журнала мы анализировали изменения, которые были внесены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) Изменением № 1, Изменением № 2 и Изменениями и дополнениями № 3, и их последствия. В настоящей статье предлагаем рассмотреть изменения, внесенные в данный документ недавно опубликованным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2014 № 31 «О внесении изменений № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"».

А.Г. Дудникова

 

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Расчет выбросов при производстве работ на строительных площадках

Согласно п. 25 и 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 26.03.2014), при строительстве объектов капитального строительства и линейных объектов в составе проектной документации разрабатывается раздел «План мероприятий по охране окружающей среды», в котором должны быть указаны в том числе мероприятия по охране атмосферного воздуха. При оценке воздействия объекта строительства на атмосферный воздух в период строительства проводится расчет выбросов вредных веществ от двигателей различного рода строительной техники и сварочных работ. Об особенностях данного расчета читайте в статье.

О. Семенова

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Проблемы лицензирования в области обращения с отходами: развитие СРО

Правовые режимы разрешительного типа играют значительную роль в государственном регулировании предпринимательской деятельности. Это обусловливает актуальность проблемы лицензирования деятельности по обращению с отходами, необходимость повышения эффективности этой процедуры и снижения избыточных административных барьеров. Проблема обостряется с ухудшением экологической обстановки вследствие большого количества нарушений при обращении с отходами, особенно при их захоронении. Данная область сильно криминализована, что говорит о просчетах в правовом регулировании «мусорной сферы». Кроме того, причиной множества споров является намерение государства максимально устраниться от прямого контроля за сферой обращения с отходами, передав эти функции саморегулируемым организациям. Подробнее об этом расскажет статья.

В.Е. Пинаев, Д.А. Чернышев

 

Подтверждение V класса опасности отходов

В результате деятельности любого предприятия вне зависимости от его профиля образуются различные отходы. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды все отходы должны быть отнесены к конкретному классу опасности. Документом, подтверждающим отнесение отхода к определенному классу опасности, является паспорт опасного отхода. Несмотря на то что паспорт составляется только на отходы I–IV классов опасности, для отходов V класса опасности также необходимо подтверждение отнесения к данному классу.

В.В. Севрюгина

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Можно ли отнести деятельность по обращению с золой, образующейся после сжигания отходов III и IV классов опасности и относящейся к V классу опасности (используется для обсыпки дорог на территории предприятия), к деятельности по ее использованию, а не к обезвреживанию, в случае если на предприятии имеется технологический регламент по использованию отходов?

 

Нужно ли заполнять формы 3.2 и 3.3 (приложение к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду при отведении ливневых сточных вод?

 

В каком виде должны оформляться данные учета отходов — в письменном или электронном? Как часто нужно обобщать данные — раз в месяц или раз в квартал? Нужен ли титульный лист для обобщенных данных по итогам квартала? Допускаются ли исправления в данных учета?

 

Какие документы должна подготовить организация до начала бурения новой артезианской скважины глубиной 200 м (согласно лицензии на право пользования недрами для геологического изучения недр и добычи питьевых вод предприятие эксплуатирует две артезианские скважины глубиной 110 м), в процессе бурения и после ввода скважины в эксплуатацию?

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Нормативы и годовые нормативы образования отходов, правовая основа методов расчета нормативов

Что понимают под термином «норматив образования отходов» юристы, экологи и разработчики природоохранной документации? В чем принципиальное отличие этого термина от понятия «годовой норматив образования отходов»? Является ли превышение годовых нормативов образования отходов нарушением законодательства? Какие есть правовые основы для расчета нормативов образования отходов? Для ответов на эти вопросы в настоящей статье предпринята попытка критического анализа и осмысления сложившейся ситуации в области нормирования образования отходов.

И.О. Прохоров

 

ПЛАТА ЗА НВОС

Плата за неорганизованный сброс на рельеф местности: обоснование сверхлимита

В связи с опубликованием письма Росприроднадзора от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» от территориальных органов Росприроднадзора поступают устные требования предприятиям-природопользователям о необходимости внесения платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности с применением 5-кратного коэффициента. При этом данные органы не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения Минприроды России по данному вопросу. Из-за образовавшегося юридического вакуума страдают природопользователи. Какой же наиболее приемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации?

О.С. Костенко

 

ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

Применение технологии обратной закачки с целью утилизации буровых отходов

Захоронение буровых отходов на специализированных полигонах требует изъятия из оборота значительных площадей земли. Кроме того, требуется ведение постоянного мониторинга за состоянием окружающей среды в районе захоронения, чтобы предотвратить загрязнение окружающих почв и грунтовых вод. Помимо ужесточения природоохранных норм в России наблюдается ежегодное увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. Все это побуждает нефтяные компании искать альтернативные способы обращения с отходами, к которым, несомненно, стоит отнести технологию обратной закачки, известную на Западе под названием «реинджекшн».

Е.Б. Масловец, А.А. Даньшин

 

ЭКОЛОГ +

Оценка современного состояния окружающей среды: привлечение соисполнителей

Уже несколько столетий масштабы техногенного воздействия на окружающую среду имеют глобальный характер. Порой данное воздействие приводит к экологическим бедствиям. Столкнувшись с экологическими проблемами, человечество осознало необходимость предварительной оценки и прогноза возможных последствий своей деятельности для окружающей среды. Прежде чем оценивать воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его последствия, необходимо хорошо представлять себе территорию распространения данного воздействия — во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. Именно эту задачу решает процедура оценки современного состояния окружающей среды (далее — ОССОС). Работы по ОССОС представляют собой сложный комплекс исследований, выполнить которые для обширной территории силами одной организации чаще всего невозможно, поэтому для отдельных видов работ привлекаются соисполнители.

В.Е. Пинаев, Д.А. Шахин

 

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

О сроке представления технических отчетов: все ли так однозначно?

Росприроднадзор своим письмом от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» предписывает предприятиям и организациям представлять технический отчет о неизменности производственного процесса в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Но является ли это письмо документом, обязательным к исполнению? И что делать предприятиям, подавшим технический отчет позже указанного в данном письме срока?

И.О. Прохоров

 

Представление статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз)

Для организации Росводресурсами сбора информации об использовании воды Приказом Росстата от 19.10.2009 № 230 в качестве статистического инструментария была утверждена форма № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды». В конце 2011 г. форма была существенно доработана, и с тех пор изменения в нее не вносились. Это позволило разработать ряд программных продуктов для автоматизации работы над заполнением данной формы, в частности специализированную программу «Информационно-аналитическая система статистической обработки сведений об использовании воды по форме федерального статистического наблюдения № 2-тп (водхоз)».

Н.И. Лазовик

 

Расчет класса опасности отходов вручную: собираем первичные показатели опасности

Напомним, что в апрельском номере журнала мы рассказывали о том, какие материалы и инструменты могут понадобиться специалисту для проведения расчета класса опасности отхода вручную — без использования специализированных программ. Статья из майского номера была посвящена общему алгоритму расчета. В июньской статье мы выясняли, какие компоненты отхода могут вызвать затруднения при поиске показателей опасности и как преодолеть эти трудности. В настоящей статье мы будем заниматься сбором первичных показателей опасности для компонентов отхода.

Д. Афанасьев

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2014.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам