Новый приказ по производственному экологическому контролю

Ключевые вопросы

Производственный экологический контроль

Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74 и от 18.02.2022 № 109

Сравнение старых и новых требований к содержанию программы ПЭК

Программа ПЭК 

Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) производится на каждом предприятии, на котором есть объекты, оказывающие негативное воздействие (далее — объект ОНВ) и относящиеся к I—III категориям (IV категория от этой обязанности освобождена), это указано в ст. 67 Закона № 7-ФЗ[1]. Там же говорится, что для таких предприятий обязательно составление программы ПЭК, следование данной программе и затем предоставление отчета о ПЭК в качестве подтверждения проведения ПЭК.

Программа ПЭК содержит сведения:

• об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

• инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

• инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

• о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;

• собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;

• периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Система автоматического контроля 

Помимо этого, для объектов I категории, подпадающих под критерии Распоряжения Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р[2], программа ПЭК дополнительно должна включать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля. Такой программой определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю; места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов ОНВ; состав и форма передаваемой информации.

Правовое регулирование
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.

Такая система контроля должна быть создана на объекте в срок не более четырех лет с момента получения комплексного экологического разрешения либо в иной срок с учетом реализации мероприятий по реконструкции источников выбросов, предусмотренных программой повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов установлены Постановлением Правительства от 13.05.2019 № 263.

Создание такой системы автоматического контроля — дорогостоящий и долгий процесс, поэтому сейчас для объектов, которые обязаны ее создавать, введена отсрочка в связи с экономической ситуацией. В соответствии с Законом № 71-ФЗ[3], для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, продлевается на два года.

ПЭК по выбросам и сбросам обязательно проводится в отношении так называемых маркерных веществ — загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте ОНВ.

Правовое регулирование
Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на сегодняшний день определяются Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее — Требования № 74).

Представление отчета о проведении ПЭК 

В Требованиях № 74 утверждены требования к программе ПЭК и сроки представления отчета: 25 марта года, следующего за отчетным годом.

Отчет по ПЭК, согласно закону, должен включать информацию:

• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

• фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

• состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений;

• об обращении с отходами производства и потребления.

Отчеты о проведении ПЭК сдают в Росприроднадзор или иной уполномоченный орган (если предприятие подведомственно ФСБ[4] — то туда и идет отчет[5]) по форме, определенной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 23.06.2020; далее — Приказ № 261). Методические рекомендации по ее заполнению содержатся в Приказе Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Новые требования к программе ПЭК 

Как сказано выше, сейчас программа ПЭК составляется по Требованиям № 74. Но недавно был принят Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Требования № 109) — вместо Требований № 74.

Сравним действующие и новые требования и посмотрим, насколько Требования № 109 решают накопившиеся проблемные вопросы в отношении составления и проведения ПЭК.

Примеры недоработанности Требований № 74 

На первый взгляд, программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, начав ее разрабатывать в соответствии с Требованиями № 74, любой специалист поймет, что в них есть много подводных камней.

При этом ответов на возникающие вопросы по составлению нет, и получить их не удастся, т.к. программа не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за правильностью программы не проводится, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы требованиям нормативных правовых актов. Помимо этого, недоработанность Требований № 74 очевидна при составлении отчета по ПЭК по форме Приказа № 261. Приведем несколько примеров.

1. Отчет по проведению ПЭК состоит из восьми табличных форм в трех разделах. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» включает четыре таблицы. Согласно Требованиям № 74 раздел, касающийся охраны атмосферного воздуха, содержит:


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

[3] Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Федеральная служба безопасности.

[5] См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"».

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Узнать больше:

Новый приказ по производственному экологическому контролю

Ключевые вопросы

Производственный экологический контроль

Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74 и от 18.02.2022 № 109

Сравнение старых и новых требований к содержанию программы ПЭК

Программа ПЭК 

Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) производится на каждом предприятии, на котором есть объекты, оказывающие негативное воздействие (далее — объект ОНВ) и относящиеся к I—III категориям (IV категория от этой обязанности освобождена), это указано в ст. 67 Закона № 7-ФЗ[1]. Там же говорится, что для таких предприятий обязательно составление программы ПЭК, следование данной программе и затем предоставление отчета о ПЭК в качестве подтверждения проведения ПЭК.

Программа ПЭК содержит сведения:

• об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

• инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

• инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

• о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;

• собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;

• периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Система автоматического контроля 

Помимо этого, для объектов I категории, подпадающих под критерии Распоряжения Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р[2], программа ПЭК дополнительно должна включать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля. Такой программой определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю; места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов ОНВ; состав и форма передаваемой информации.

Правовое регулирование
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.

Такая система контроля должна быть создана на объекте в срок не более четырех лет с момента получения комплексного экологического разрешения либо в иной срок с учетом реализации мероприятий по реконструкции источников выбросов, предусмотренных программой повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов установлены Постановлением Правительства от 13.05.2019 № 263.

Создание такой системы автоматического контроля — дорогостоящий и долгий процесс, поэтому сейчас для объектов, которые обязаны ее создавать, введена отсрочка в связи с экономической ситуацией. В соответствии с Законом № 71-ФЗ[3], для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, продлевается на два года.

ПЭК по выбросам и сбросам обязательно проводится в отношении так называемых маркерных веществ — загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте ОНВ.

Правовое регулирование
Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на сегодняшний день определяются Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее — Требования № 74).

Представление отчета о проведении ПЭК 

В Требованиях № 74 утверждены требования к программе ПЭК и сроки представления отчета: 25 марта года, следующего за отчетным годом.

Отчет по ПЭК, согласно закону, должен включать информацию:

• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

• фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

• состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений;

• об обращении с отходами производства и потребления.

Отчеты о проведении ПЭК сдают в Росприроднадзор или иной уполномоченный орган (если предприятие подведомственно ФСБ[4] — то туда и идет отчет[5]) по форме, определенной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 23.06.2020; далее — Приказ № 261). Методические рекомендации по ее заполнению содержатся в Приказе Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Новые требования к программе ПЭК 

Как сказано выше, сейчас программа ПЭК составляется по Требованиям № 74. Но недавно был принят Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Требования № 109) — вместо Требований № 74.

Сравним действующие и новые требования и посмотрим, насколько Требования № 109 решают накопившиеся проблемные вопросы в отношении составления и проведения ПЭК.

Примеры недоработанности Требований № 74 

На первый взгляд, программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, начав ее разрабатывать в соответствии с Требованиями № 74, любой специалист поймет, что в них есть много подводных камней.

При этом ответов на возникающие вопросы по составлению нет, и получить их не удастся, т.к. программа не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за правильностью программы не проводится, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы требованиям нормативных правовых актов. Помимо этого, недоработанность Требований № 74 очевидна при составлении отчета по ПЭК по форме Приказа № 261. Приведем несколько примеров.

1. Отчет по проведению ПЭК состоит из восьми табличных форм в трех разделах. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» включает четыре таблицы. Согласно Требованиям № 74 раздел, касающийся охраны атмосферного воздуха, содержит:


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

[3] Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Федеральная служба безопасности.

[5] См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"».

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Обязательные требования в вопросах и ответах
Три шпаргалки по инвентаризации: выбросы, сбросы, отходы
Охрана атмосферного воздуха. Инвентаризация. Нормирование
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам