Ключевые вопросы
Кто подает отчет ПЭК? В какие сроки? Куда и в каком виде?
Предусмотрены ли приложения к отчету ПЭК?
Надо ли сдавать нулевой отчет?
Какая ответственность предусмотрена за неподачу отчета ПЭК?
На что обратить внимание при заполнении отчета ПЭК?
Прежде всего напомним требования, которыми мы руководствуемся при подготовке отчета ПЭК[1]:
Требования |
Нормативные документы |
Требование по представлению отчета ПЭК |
Пункт 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ[2] |
Порядок и сроки представления отчета ПЭК |
Приказ № 74[3] |
Форма отчета ПЭК |
Приказ № 261[4] |
Методические рекомендации по заполнению формы отчета ПЭК |
Приказ № 522[5] |
Методические рекомендации, утвержденные Приказом № 522, во многих случаях дают разъяснения и подсказки по заполнению отчета ПЭК. Однако у данного документа есть ряд особенностей, которые следует принять во внимание:
1) документ не нуждается в государственной регистрации[6], при этом он опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru);
2) документ не включен в перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности[7];
3) цель Методических рекомендаций — формирование единого подхода к заполнению формы отчета ПЭК;
4) документ содержит исключительно рекомендации по заполнению формы отчета ПЭК;
5) документ не коррелирует с действующей формой отчета ПЭК (Методические рекомендации вступили в силу с 14.11.2019, а форма отчета ПЭК с 14.12.2020 действует в новой редакции);
6) документ содержит ссылки на нормативные правовые акты, многие из которых на сегодняшний день утратили силу.
Кратко пройдемся по общим моментам подачи отчета ПЭК и ответим на часто задаваемые вопросы.
Кто подает
Отчет ПЭК представляется:
• юридическими лицами;
• индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, отчет ПЭК не подают.
Также следует уточнить, что отчет ПЭК представляется по каждому объекту ОНВ[8] в отдельности.
Срок подачи
Отчет ПЭК представляется ежегодно в срок до 25 марта года, следующего за отчетным. Соответственно, отчет ПЭК за 2021 г. необходимо подать в период с 01.01.2022 по 25.03.2022. При этом природопользователь вправе представить отчет ПЭК 25 марта до 24:00[9].
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах III категории, часто задают вопрос о необходимости представления отчета ПЭК до или в ту же дату представления декларации о плате за НВОС[10] для расчета суммы платы за НВОС без применения стимулирующих коэффициентов. Однако Приказом № 74 установлена единая крайняя дата подачи отчета ПЭК для всех категорий объектов ОНВ — 25 марта. Конечно, представить отчет ПЭК каждый природопользователь вправе и раньше этой даты, и даже раньше представления декларации о плате (10 марта), и даже раньше крайнего срока внесения платы за НВОС (1 марта) — запрета нет.
Природопользователи, которых беспокоит расчет суммы платы за НВОС при неподанном отчете ПЭК, решаются на раннюю подачу отчета ПЭК — до внесения платы за НВОС и подачи декларации о плате. Хотя такие переживания могут быть перекрыты следующими фактами:
1) обязанности у объектов III категории представлять отчет ПЭК до того, как они рассчитают и внесут плату за НВОС и подадут декларацию о плате, не существует;
2) исчисление платы за НВОС контролируется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении госэконадзора, и в ходе контроля будет проверено, подан ли отчет ПЭК, подан ли он в установленные сроки, из чего будет исходить корректность расчета платы за НВОС[11].
Орган подачи
Орган подачи отчета ПЭК различается в зависимости от подведомственности хозяйствующего субъекта, а также от категории и поднадзорности его объекта ОНВ:
Хозяйствующий субъект |
Объекты ОНВ |
Орган подачи отчета |
Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели |
I категории |
Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности |
II и III категорий, подлежащие федеральному госэконадзору |
Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности |
|
II и III категорий, подлежащие региональному госэконадзору |
Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный госэконадзор, по месту осуществления деятельности |
|
Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности |
I–III категорий |
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности[12] |
Например, согласно Положению о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы[13] (далее — ДПиООС) ДПиООС уполномочен осуществлять региональный госэконадзор в г. Москве. Соответственно, если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на объекте ОНВ, находящемся на территории г. Москвы и подлежащем региональному госэконадзору, отчет ПЭК по данному объекту ОНВ необходимо представить в ДПиООС.
Довольно часто у природопользователей возникает вопрос о представления отчета ПЭК по объектам ОНВ, подлежащим региональному госэконадзору, при наличии условия, описанного в п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ:
4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
Согласно Приказу № 74 при определении органа, в который подается отчет ПЭК, необходимо отталкиваться от уровня надзора, а не от позиции «в какой орган заявку о постановке на государственный учет подавали, в тот орган и необходимо направить отчет ПЭК» (такое мнение встречается в некоторых интернет-источниках). Поэтому если выполняется условие п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, то по всем объектам ОНВ хозяйствующего субъекта необходимо представить отчет ПЭК в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.
В 2021 г. Росприроднадзором были дополнительно даны разъяснения[14] по этому вопросу: если в отношении объекта ОНВ осуществляется федеральный госэконадзор, отчет ПЭК направляется в территориальный орган Росприроднадзора.
Обратите внимание
Если отчет ПЭК будет подан в несоответствующий орган, это будет приравнено к непредставлению отчета ПЭК, что повлечет за собой административную ответственность. А для объектов III категории это также будет означать, что природопользователь неверно рассчитал сумму платы за НВОС в декларации.
Отметим, что из-за этой серьезной путаницы природопользователи даже начали перестраховываться, направляя отчет ПЭК в адреса сразу обоих органов.
Формат подачи
Природопользователь вправе подать отчет ПЭК любым удобным для него способом:
1) на бумажном носителе (при этом один экземпляр хранится у природопользователя, а второй представляется в соответствующий орган с обязательным приложением электронной версии отчета на любом магнитном носителе):
• лично;
• почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
2) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В Личном кабинете природопользователя[15] (далее — ЛКПП) реализована функция формирования и подачи отчета ПЭК в соответствующий орган.
Приложения
Нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность прикладывать к отчету ПЭК какие-либо документы и пояснения.
Нулевой отчет
Нормативными документами, регулирующими порядок представления отчета ПЭК, определены категории хозяйствующих субъектов, обязанных подавать отчет. В них нет требования по представлению нулевого отчета, при этом в них также не содержится исключений, другими словами, оснований для неподачи отчета ПЭК, в т.ч. по причине того, что в отчет ПЭК нечего внести.
Здесь же следует задуматься, что сделать проще — направить в адрес органа пустой отчет ПЭК или оспаривать постановление о привлечении к административной ответственности.
Ответственность
За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное представление информации в отчете ПЭК предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа[16]:
• на должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб.;
• на юридических лиц — от 20 до 80 тыс. руб.
Заполнение отчета ПЭК
Для заполнения отчета ПЭК понадобятся следующие документы.
[1] Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2021).
[3] Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
[4] Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 23.06.2020).
[5] Приказ Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
[6] См. письмо Минюста России от 29.12.2018 № 01/171702-ЮЛ.
[7] См. Приказ Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (в ред. от 04.10.2021).
[8] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
[9] См. письмо Минприроды России от 09.09.2020 № 12-50/11613-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
[10] Негативное воздействие на окружающую среду.
[11] См. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020).
[12] См. п. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ.
[13] Утверждено Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП.
[14] См. письмо Росприроднадзора от 11.03.2021 № МК-02-02-34/6883 «О требованиях к поднадзорности объектов НВОС».
[16] Статья 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.