Отдаем журнал бесплатно!

Декларация о воздействии на окружающую среду и новые виды отходов

 

Очередная статья для души, пища для размышлений, практический эксперимент в конце концов, а виной всему этому разбор крайне интересной ситуации, возникшей у Общества, осуществляющего деятельность на объекте НВОС[1] II категории, — образование нового непредвиденного вида отхода. Основной вопрос, витающий в воздухе: нужно ли в этом случае что-то делать с ДВОС[2]?

«Самая простая категория объектов НВОС — II», — говорили они, но ошибались…

Теория внесения изменений в ДВОС

ДВОС представляется хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II категории, в соответствующий уполномоченный орган одновременно с расчетами НДВ[3], НДС[4] в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (пп. 1, 2, 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ[5]), по утвержденной форме и в соответствии с утвержденным порядком ее заполнения (п. 7 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). Такие форма и порядок[6] утверждены Приказом № 509[7].

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ ДВОС представляется 1 раз в 7 лет при условии неизменности:

· технологических процессов основных производств;

· качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

При этом согласно абз. 2 п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ в ДВОС вносятся изменения одновременно с актуализацией учетных сведений об объекте НВОС, которая предусмотрена ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Согласно п. 3 Приказа  № 509 в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды внесение изменений в ДВОС осуществляется одновременно с предусмотренной ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах НВОС.

В утвержденной форме ДВОС указано:

[…]

В случае изменения в течение семи лет с даты подачи Декларации о воздействии на окружающую среду (далее — Декларация) технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, в Декларацию будут внесены изменения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

[…]

Три формулировки об одном и том же и одновременно о разном в двух документах разного уровня юридической силы заставляют задуматься о следующем.

Во-первых, изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, в которые входят изменения качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников — основание не только для внесения изменений в ДВОС, но и для актуализации учетных сведений об объекте НВОС.

Помимо этих оснований, актуализация предусмотрена в случаях (п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ):

  • замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменения места нахождения объекта НВОС;
  • изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Во-вторых, в представленную ДВОС допускается внесение изменений при определенных обстоятельствах, а условия для представления новой ДВОС ограничены истечением семилетнего срока ее действия с даты представления. Однако порядок внесения изменений в ДВОС, о котором упоминается в утвержденной форме ДВОС, не установлен.

Ситуация

Обществом ДВОС представлена в орган исполнительной власти субъекта РФ еще в 2021 году, а в личном кабинете природопользователя у нее висит заветный статус «Принято». Срок действия ДВОС до 2028 г.

В таблице 6.2.«Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» ДВОС Общества задекларирована масса или объем 36 видов отходов в соответствии с Проектом НООЛР[8] Общества, утвержденным в 2019 г.

На территории объекта НВОС Общества в 2024 году впервые за 15 лет с введения в эксплуатацию станции в результате разовых ремонтных работ образовался новый вид отхода, ранее не учтенный в утвержденном проекте НООЛР и представленной ДВОС. Выполненные работы оказались внеплановыми и даже вынужденными для поддержания станции в исправном состоянии. Спрогнозировать будущее образование того же вида отхода на объекте НВОС не представляется возможным, но схожие работы не планируются как минимум в ближайшие 10 лет.

Образование нового вида отхода не затронуло характеристик технологических процессов основных производств и не привело к появлению новых или ликвидации существующих источников загрязнения окружающей среды, к изменениям качественных и количественных характеристик существующих выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Также образование нового вида отхода не создало оснований для актуализации учетных сведений об объекте НВОС в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

В связи с этим можно сделать следующие выводы:

  1. Для внесения изменений в ДВОС Общества законных оснований не возникло.
  2. Для представления новой ДВОС Общества законных оснований не возникло.
  3. Для актуализации учетных сведений об объекте НВОС Общества оснований не возникло.

Тем не менее хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категорий, обязаны разработать НООЛР (п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ[9]) в соответствии с Методическими указаниями № 1021[10] и включить информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в ДВОС (п. 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ).

Согласно п. 15 Методических указаний № 1021 НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС II категории, содержат, помимо прочего, сведения об образуемых отходах, обоснование нормативов образования отходов, расчет максимального образования отходов за год, сводные данные по образованию отходов.

ДВОС, в свою очередь, должна содержать, помимо прочего, декларируемые объем или массу образовываемых и размещаемых отходов (п. 3 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). НООЛР не прилагаются к ДВОС, однако подраздел 6.2 раздела VI утвержденной формы ДВОС заполняется на основании данных, содержащихся в проектах НООЛР (п. 25 Порядка № 509).

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[3] Нормативы допустимых выбросов.

[4] Нормативы допустимых сбросов.

[5] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).

[6] Далее — Порядок № 509.

[7] Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 23.06.2020).

[8] Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

[9] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).

[10] Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.

А.И. Эндеко,

эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Декларация о воздействии на окружающую среду и новые виды отходов

 

Очередная статья для души, пища для размышлений, практический эксперимент в конце концов, а виной всему этому разбор крайне интересной ситуации, возникшей у Общества, осуществляющего деятельность на объекте НВОС[1] II категории, — образование нового непредвиденного вида отхода. Основной вопрос, витающий в воздухе: нужно ли в этом случае что-то делать с ДВОС[2]?

«Самая простая категория объектов НВОС — II», — говорили они, но ошибались…

Теория внесения изменений в ДВОС

ДВОС представляется хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II категории, в соответствующий уполномоченный орган одновременно с расчетами НДВ[3], НДС[4] в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (пп. 1, 2, 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ[5]), по утвержденной форме и в соответствии с утвержденным порядком ее заполнения (п. 7 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). Такие форма и порядок[6] утверждены Приказом № 509[7].

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ ДВОС представляется 1 раз в 7 лет при условии неизменности:

· технологических процессов основных производств;

· качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

При этом согласно абз. 2 п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ в ДВОС вносятся изменения одновременно с актуализацией учетных сведений об объекте НВОС, которая предусмотрена ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Согласно п. 3 Приказа  № 509 в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды внесение изменений в ДВОС осуществляется одновременно с предусмотренной ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах НВОС.

В утвержденной форме ДВОС указано:

[…]

В случае изменения в течение семи лет с даты подачи Декларации о воздействии на окружающую среду (далее — Декларация) технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, в Декларацию будут внесены изменения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

[…]

Три формулировки об одном и том же и одновременно о разном в двух документах разного уровня юридической силы заставляют задуматься о следующем.

Во-первых, изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, в которые входят изменения качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников — основание не только для внесения изменений в ДВОС, но и для актуализации учетных сведений об объекте НВОС.

Помимо этих оснований, актуализация предусмотрена в случаях (п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ):

  • замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменения места нахождения объекта НВОС;
  • изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Во-вторых, в представленную ДВОС допускается внесение изменений при определенных обстоятельствах, а условия для представления новой ДВОС ограничены истечением семилетнего срока ее действия с даты представления. Однако порядок внесения изменений в ДВОС, о котором упоминается в утвержденной форме ДВОС, не установлен.

Ситуация

Обществом ДВОС представлена в орган исполнительной власти субъекта РФ еще в 2021 году, а в личном кабинете природопользователя у нее висит заветный статус «Принято». Срок действия ДВОС до 2028 г.

В таблице 6.2.«Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» ДВОС Общества задекларирована масса или объем 36 видов отходов в соответствии с Проектом НООЛР[8] Общества, утвержденным в 2019 г.

На территории объекта НВОС Общества в 2024 году впервые за 15 лет с введения в эксплуатацию станции в результате разовых ремонтных работ образовался новый вид отхода, ранее не учтенный в утвержденном проекте НООЛР и представленной ДВОС. Выполненные работы оказались внеплановыми и даже вынужденными для поддержания станции в исправном состоянии. Спрогнозировать будущее образование того же вида отхода на объекте НВОС не представляется возможным, но схожие работы не планируются как минимум в ближайшие 10 лет.

Образование нового вида отхода не затронуло характеристик технологических процессов основных производств и не привело к появлению новых или ликвидации существующих источников загрязнения окружающей среды, к изменениям качественных и количественных характеристик существующих выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Также образование нового вида отхода не создало оснований для актуализации учетных сведений об объекте НВОС в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

В связи с этим можно сделать следующие выводы:

  1. Для внесения изменений в ДВОС Общества законных оснований не возникло.
  2. Для представления новой ДВОС Общества законных оснований не возникло.
  3. Для актуализации учетных сведений об объекте НВОС Общества оснований не возникло.

Тем не менее хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категорий, обязаны разработать НООЛР (п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ[9]) в соответствии с Методическими указаниями № 1021[10] и включить информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в ДВОС (п. 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ).

Согласно п. 15 Методических указаний № 1021 НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС II категории, содержат, помимо прочего, сведения об образуемых отходах, обоснование нормативов образования отходов, расчет максимального образования отходов за год, сводные данные по образованию отходов.

ДВОС, в свою очередь, должна содержать, помимо прочего, декларируемые объем или массу образовываемых и размещаемых отходов (п. 3 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). НООЛР не прилагаются к ДВОС, однако подраздел 6.2 раздела VI утвержденной формы ДВОС заполняется на основании данных, содержащихся в проектах НООЛР (п. 25 Порядка № 509).

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[3] Нормативы допустимых выбросов.

[4] Нормативы допустимых сбросов.

[5] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).

[6] Далее — Порядок № 509.

[7] Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 23.06.2020).

[8] Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

[9] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).

[10] Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.

А.И. Эндеко,

эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2024.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам