Отдаем журнал бесплатно!

Перечень загрязняющих веществ для объектов I категории в НДС, КЭР, ПЭК и плате за НВОС

Для заявки на получение КЭР[1] делают расчет НДС[2] по веществам I и II классов опасности и расчет технологических нормативов. Также к заявке на получение КЭР прикладывают проект программы ПЭК[3], в котором, согласно Требованиям № 109[4], указывают результаты инвентаризации сбросов. В п. 9.2.1 Требований № 109 сказано: «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, […] должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам […]». В программе ПЭК не упомянут мониторинг загрязняющих веществ по технологическим нормативам.

Необходимо ли разрабатывать и согласовывать проект НДС на все загрязняющие вещества, выявленные при инвентаризации сбросов (сброс сточных вод)?

 

Заявка на получение КЭР должна содержать в т.ч. НДС высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством РФ, а также расчеты таких нормативов[5]. В свою очередь, согласно разд. 3.2 формы заявки на получение КЭР расчеты НДС производятся в соответствии с Методикой № 1118[6].

Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными водами от абонентов (п. 17 Методики № 1118). Перечень нормируемых веществ организаций, эксплуатирующих объекты централизованных систем водоотведения поселений или городских округов[7], для целей подачи заявки на получение КЭР определяется на основании результатов инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами № 891[8]. Для объектов II категории, являющихся объектами ЦСВПГО, в такой перечень дополнительно включаются технологически нормируемые вещества.

К сведению, 23.05.2022 Правила № 891 исключены из Перечня № 2467[9].

Для всех остальных объектов согласно п. 17 Методики № 1118 перечень нормируемых веществ включает в себя вещества, предусмотренные перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, и формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод.

К сведению, 01.01.2024 перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, утратил силу и вступил утвержденный Распоряжением от 20.10.2023 № 2909-р.

Вывод
Для предприятий I категории — объектов ЦСВПГО в заявку на получение КЭР необходимо внести информацию о технологических нормативах и НДС для веществ, выявленных при инвентаризации сбросов, а также приложить их расчеты. Для всех остальных объектов I категории в заявке на получение КЭР указываются технологические нормативы и НДС для веществ I и II классов опасности, характеризующие применяемые технологии и особенности производства, и также прикладываются их расчеты.

 

Согласно разд. 3.2 формы заявки на получение КЭР НДС, включаемые в заявку на КЭР, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Вместе с тем для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор[10]. В тоже время выдача санитарно-эпидемиологического заключения в отношении НДС законодательством прямо не предусмотрена.

Вывод
До подачи заявки на получение КЭР НДС следует согласовать с Роспотребнадзором. Порядок и сроки согласования не утверждены, поэтому обращение возможно в свободной форме.

 

Далее в статье дали ответы на следующие вопросы:
- Следует ли из п. 9.2.1 Требований № 109, что все вещества следует нормировать по Методике № 1118 и далее их мониторить? Либо мониторить нужно только вещества I, II классов опасности, расчет НДС которых приложен к заявке на КЭР?
- Следует ли из норм законодательства, что плата за НВОС будет осуществляться исходя из результатов мониторинга за все загрязняющие вещества, установленные при инвентаризации сбросов, и для природопользователя программа ПЭК будет являться разрешительным документом, помимо полученного КЭР?


[1] Комплексное экологическое разрешение.

[2] Нормативы допустимых сбросов.

[3] Производственный экологический контроль.

[4] Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (в ред. от 24.03.2023).

[5] Пункт 3 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023; далее — Закон № 7-ФЗ).

[6] Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденная Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 (в ред. от 18.05.2022).

[7] Далее — ЦСВПГО.

[8] Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891.

[9] Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 (в ред. от 21.12.2023).

[10] Пункт 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 24.07.2023).

Е.А. Серова (инженер-эколог, аудитор, проектировщик, член Национальной экологической аудиторской палаты), А.И. Эндеко (эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»)

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Перечень загрязняющих веществ для объектов I категории в НДС, КЭР, ПЭК и плате за НВОС

Для заявки на получение КЭР[1] делают расчет НДС[2] по веществам I и II классов опасности и расчет технологических нормативов. Также к заявке на получение КЭР прикладывают проект программы ПЭК[3], в котором, согласно Требованиям № 109[4], указывают результаты инвентаризации сбросов. В п. 9.2.1 Требований № 109 сказано: «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, […] должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам […]». В программе ПЭК не упомянут мониторинг загрязняющих веществ по технологическим нормативам.

Необходимо ли разрабатывать и согласовывать проект НДС на все загрязняющие вещества, выявленные при инвентаризации сбросов (сброс сточных вод)?

 

Заявка на получение КЭР должна содержать в т.ч. НДС высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством РФ, а также расчеты таких нормативов[5]. В свою очередь, согласно разд. 3.2 формы заявки на получение КЭР расчеты НДС производятся в соответствии с Методикой № 1118[6].

Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными водами от абонентов (п. 17 Методики № 1118). Перечень нормируемых веществ организаций, эксплуатирующих объекты централизованных систем водоотведения поселений или городских округов[7], для целей подачи заявки на получение КЭР определяется на основании результатов инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами № 891[8]. Для объектов II категории, являющихся объектами ЦСВПГО, в такой перечень дополнительно включаются технологически нормируемые вещества.

К сведению, 23.05.2022 Правила № 891 исключены из Перечня № 2467[9].

Для всех остальных объектов согласно п. 17 Методики № 1118 перечень нормируемых веществ включает в себя вещества, предусмотренные перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, и формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод.

К сведению, 01.01.2024 перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, утратил силу и вступил утвержденный Распоряжением от 20.10.2023 № 2909-р.

Вывод
Для предприятий I категории — объектов ЦСВПГО в заявку на получение КЭР необходимо внести информацию о технологических нормативах и НДС для веществ, выявленных при инвентаризации сбросов, а также приложить их расчеты. Для всех остальных объектов I категории в заявке на получение КЭР указываются технологические нормативы и НДС для веществ I и II классов опасности, характеризующие применяемые технологии и особенности производства, и также прикладываются их расчеты.

 

Согласно разд. 3.2 формы заявки на получение КЭР НДС, включаемые в заявку на КЭР, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Вместе с тем для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор[10]. В тоже время выдача санитарно-эпидемиологического заключения в отношении НДС законодательством прямо не предусмотрена.

Вывод
До подачи заявки на получение КЭР НДС следует согласовать с Роспотребнадзором. Порядок и сроки согласования не утверждены, поэтому обращение возможно в свободной форме.

 

Далее в статье дали ответы на следующие вопросы:
- Следует ли из п. 9.2.1 Требований № 109, что все вещества следует нормировать по Методике № 1118 и далее их мониторить? Либо мониторить нужно только вещества I, II классов опасности, расчет НДС которых приложен к заявке на КЭР?
- Следует ли из норм законодательства, что плата за НВОС будет осуществляться исходя из результатов мониторинга за все загрязняющие вещества, установленные при инвентаризации сбросов, и для природопользователя программа ПЭК будет являться разрешительным документом, помимо полученного КЭР?


[1] Комплексное экологическое разрешение.

[2] Нормативы допустимых сбросов.

[3] Производственный экологический контроль.

[4] Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (в ред. от 24.03.2023).

[5] Пункт 3 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023; далее — Закон № 7-ФЗ).

[6] Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденная Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 (в ред. от 18.05.2022).

[7] Далее — ЦСВПГО.

[8] Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891.

[9] Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 (в ред. от 21.12.2023).

[10] Пункт 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 24.07.2023).

Е.А. Серова (инженер-эколог, аудитор, проектировщик, член Национальной экологической аудиторской палаты), А.И. Эндеко (эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»)

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2024.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам