Содержание журнала «Справочник эколога» № 5 2022

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Условия разрешительной деятельности в экологии в 2022 году

Правительство РФ 12 марта 2022 г. издало Постановление № 353 об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году. Отметим ряд общих моментов, а также уделим особое внимание условиям для недропользователей. 

П.В. Позднякова

Переносы сроков: хотели как лучше… а что получилось?

12 марта 2022 г. принято Постановление № 353, которым был открыт аттракцион неслыханной щедрости для природопользователей: на 12 месяцев продлены сроки действия некоторых разрешительных документов, запланировано существенное упрощение разрешительных процедур, на два года отложен срок подачи заявок на получение комплексного экологического разрешения для топ-300 промышленных гигантов.

С.В. Кузьмичева, Д.И. Акперов

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Акт утилизации отходов РОП

Росприроднадзором в 2016 г. была предпринята первая попытка систематизации полученной в результате начавшейся в 2015 г. утилизационной кампании информации о содержании актов об утилизации, явившая профессиональному сообществу рекомендованную форму акта. В феврале 2022 г. была утверждена новая форма акта утилизации, применение которой уже является обязательным для субъектов расширенной ответственности.

Н.С. Беляева

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Передача отходов физическим лицам, в том числе самозанятым

В процессе деятельности практически любого ЮЛ или ИП образуются отходы. И рано или поздно встает вопрос об их ликвидации. Разберем поподробнее передачу отходов другому субъекту для дальнейшего сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и (или) размещения, а именно возможность передачи отходов физическим лицам, в т.ч. самозанятым без регистрации в качестве ИП.

В.В. Бескороваев

Что тормозило заключение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором?

1 марта 2022 г. вступили в силу законодательные требования, предусматривающие переход к новой системе отношений в области обращения с отходами I и II классов опасности.

 В.А. Субботинская

ВОПРОС — ОТВЕТ

Требуется ли устанавливать норматив образования отходов для объекта III категории НВОС?

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

СЗЗ: что нового в 2022 году

Желанием упростить ведение бизнеса в непростых российских реалиях можно объяснить то, что в конце прошлого года и в начале нового произошел целый ряд изменений в санитарном и градостроительном законодательстве, которые довольно серьезно меняют процедуру разработки проекта и установления санитарно-защитной зоны. Рассмотрим основные из этих нововведений.

М.В. Ламихова

Росводресурсы не согласовали заявку на получение КЭР: оспаривание отказа в выдаче разрешения

Сейчас многие правообладатели объектов I категории НВОС занимаются получением комплексного экологического разрешения. Как известно, процедура оформления этого разрешения предполагает участие «заинтересованных согласующих органов». В случае отказа какого-либо такого органа в согласовании заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов хозяйствующему субъекту направляются замечания, требующие устранения.

В.А. Субботинская

ВОПРОС — ОТВЕТ

Нужно ли разрабатывать проект СЗЗ и устанавливать размер этой зоны после введения новой санитарной классификации?

ШПАРГАЛКА ЭКОЛОГА

Как установить санитарно-защитную зону?

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Побочный продукт животноводства = опасный отход? Разбор законодательной инициативы

Сейчас проблема органических удобрений как никогда актуальна. В изменившихся современных условиях сельское хозяйство будет интенсивно развиваться, поэтому темы ресурсосбережения в этой отрасли и производства удобрений из сельскохозяйственных отходов выходят на первый план.

Ю.С. Сухорукова

Расчет суммы платы за негативное воздействие на ЦСВ при объеме сброса сточных вод менее 30 м3 в сутки

В статье рассмотрим кейс: организация на своей территории оказывает комплекс услуг по мойке автотранспортных средств; сброс сточных вод осуществляется в ЦСВ  (договор с местным водоканалом заключен только на холодное водоснабжение); водоканал выставляет счета за водоотведение по счетчикам холодного водоснабжения, а также за НВ  на работу ЦСВ и превышение установленных нормативов; приглашения на контроль сточных вод ни разу не поступало.

А.И. Эндеко

ВОПРОС — ОТВЕТ

Какой существует порядок получения разрешений для снижения платы за НВОС и установления ВРС?

Чем руководствоваться, пока порядок выдачи разрешений на временные сбросы не определен?

Как проводить работы по изменению русла реки?

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Технологические показатели, маркерные вещества. Расчет технологических нормативов

В третьей статье цикла обсудим источники информации о технологических показателях, установленных Минприроды России, рассмотрим общие правила разработки технологических нормативов, порядок сбора сведений о применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, технологиях, а также порядок расчета технологических нормативов выбросов и сбросов.

Н.Д. Сорокин

Маленький объект НВОС внутри большого: противоречивая практика

Практика «укрупнения» объектов НВОС (в случае если вопрос касается объектов на территории лицензионных участков недропользования) порой преподносит сюрпризы. В статье попробуем разобраться в этой противоречивой теме.

В.А. Субботинская

ВОПРОС — ОТВЕТ

Как разграничить ответственность выполнения мероприятий по охране окружающей среды, если объект сдается в аренду?

Нужно ли предоставлять в надзорные органы информацию, если гигиенический норматив не превышен?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

Оснащение предприятий промышленности системами автоматического контроля эмиссий

В рамках экологической повестки законодательно поставлена задача оснащения источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ на промышленных предприятиях системами автоматического контроля. Считается, что данные об этих эмиссиях, собранные в государственном реестре, помогут решить задачи снижения негативного воздействия на окружающую среду. Не вдаваясь в дискуссию о корректности постановки задачи, в статье обсудим такой подход к ее решению, при котором затраты промышленности на соответствие установленных природоохранным законодательством обязательных требований могут одновременно стать инвестициями в технологическое развитие предприятий.

В.М. Костылева, Д.О. Скобелев, А.Н. Пронин, С.В. Медведевских

АЗБУКА ЭКОЛОГА

Оборудование мест отбора проб на источниках выбросов: как не ошибиться и чем руководствоваться

Прошли те времена, когда предприниматель решал оформить необходимую экологическую документацию (а порой и узнавал о необходимости ее ведения) только после визита одного из контролирующих органов. Теперь все больше некрупных городских предприятий позиционируют себя как природопользователи. Вхождение в экологическую реальность сопровождается массой, казалось бы, совершенно простых вопросов. Один из них мы и рассмотрим в статье.

М.М. Калита

ЭКОЛОГ +

Климатический проект

При необходимости разработки мероприятий по сокращению выбросов ПГ хозяйствующий субъект должен разработать климатический проект в дополнение к отчету по инвентаризации ПГ. В статье рассмотрим ключевые положения стандарта ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021, введенного в действие с сентября 2021 г.

Д.И. Орехов

Внедрение в России приоритетных счетов системы природно-экономического учета

Распоряжением Правительства РФ от 15.02.2022 № 247-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») внедрения приоритетных счетов системы природно-экономического учета. Разберем, что понимают под СПЭУ, зачем она нужна и что вошло в Дорожную карту. Статья составлена на основе данных официального интернет-сайта Росстата и опыта работы по данному направлению автора.

О.А. Фильченкова

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5, 2022.

Содержание журнала «Справочник эколога» № 5 2022

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Условия разрешительной деятельности в экологии в 2022 году

Правительство РФ 12 марта 2022 г. издало Постановление № 353 об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году. Отметим ряд общих моментов, а также уделим особое внимание условиям для недропользователей. 

П.В. Позднякова

Переносы сроков: хотели как лучше… а что получилось?

12 марта 2022 г. принято Постановление № 353, которым был открыт аттракцион неслыханной щедрости для природопользователей: на 12 месяцев продлены сроки действия некоторых разрешительных документов, запланировано существенное упрощение разрешительных процедур, на два года отложен срок подачи заявок на получение комплексного экологического разрешения для топ-300 промышленных гигантов.

С.В. Кузьмичева, Д.И. Акперов

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Акт утилизации отходов РОП

Росприроднадзором в 2016 г. была предпринята первая попытка систематизации полученной в результате начавшейся в 2015 г. утилизационной кампании информации о содержании актов об утилизации, явившая профессиональному сообществу рекомендованную форму акта. В феврале 2022 г. была утверждена новая форма акта утилизации, применение которой уже является обязательным для субъектов расширенной ответственности.

Н.С. Беляева

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Передача отходов физическим лицам, в том числе самозанятым

В процессе деятельности практически любого ЮЛ или ИП образуются отходы. И рано или поздно встает вопрос об их ликвидации. Разберем поподробнее передачу отходов другому субъекту для дальнейшего сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и (или) размещения, а именно возможность передачи отходов физическим лицам, в т.ч. самозанятым без регистрации в качестве ИП.

В.В. Бескороваев

Что тормозило заключение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором?

1 марта 2022 г. вступили в силу законодательные требования, предусматривающие переход к новой системе отношений в области обращения с отходами I и II классов опасности.

 В.А. Субботинская

ВОПРОС — ОТВЕТ

Требуется ли устанавливать норматив образования отходов для объекта III категории НВОС?

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

СЗЗ: что нового в 2022 году

Желанием упростить ведение бизнеса в непростых российских реалиях можно объяснить то, что в конце прошлого года и в начале нового произошел целый ряд изменений в санитарном и градостроительном законодательстве, которые довольно серьезно меняют процедуру разработки проекта и установления санитарно-защитной зоны. Рассмотрим основные из этих нововведений.

М.В. Ламихова

Росводресурсы не согласовали заявку на получение КЭР: оспаривание отказа в выдаче разрешения

Сейчас многие правообладатели объектов I категории НВОС занимаются получением комплексного экологического разрешения. Как известно, процедура оформления этого разрешения предполагает участие «заинтересованных согласующих органов». В случае отказа какого-либо такого органа в согласовании заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов хозяйствующему субъекту направляются замечания, требующие устранения.

В.А. Субботинская

ВОПРОС — ОТВЕТ

Нужно ли разрабатывать проект СЗЗ и устанавливать размер этой зоны после введения новой санитарной классификации?

ШПАРГАЛКА ЭКОЛОГА

Как установить санитарно-защитную зону?

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Побочный продукт животноводства = опасный отход? Разбор законодательной инициативы

Сейчас проблема органических удобрений как никогда актуальна. В изменившихся современных условиях сельское хозяйство будет интенсивно развиваться, поэтому темы ресурсосбережения в этой отрасли и производства удобрений из сельскохозяйственных отходов выходят на первый план.

Ю.С. Сухорукова

Расчет суммы платы за негативное воздействие на ЦСВ при объеме сброса сточных вод менее 30 м3 в сутки

В статье рассмотрим кейс: организация на своей территории оказывает комплекс услуг по мойке автотранспортных средств; сброс сточных вод осуществляется в ЦСВ  (договор с местным водоканалом заключен только на холодное водоснабжение); водоканал выставляет счета за водоотведение по счетчикам холодного водоснабжения, а также за НВ  на работу ЦСВ и превышение установленных нормативов; приглашения на контроль сточных вод ни разу не поступало.

А.И. Эндеко

ВОПРОС — ОТВЕТ

Какой существует порядок получения разрешений для снижения платы за НВОС и установления ВРС?

Чем руководствоваться, пока порядок выдачи разрешений на временные сбросы не определен?

Как проводить работы по изменению русла реки?

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Технологические показатели, маркерные вещества. Расчет технологических нормативов

В третьей статье цикла обсудим источники информации о технологических показателях, установленных Минприроды России, рассмотрим общие правила разработки технологических нормативов, порядок сбора сведений о применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, технологиях, а также порядок расчета технологических нормативов выбросов и сбросов.

Н.Д. Сорокин

Маленький объект НВОС внутри большого: противоречивая практика

Практика «укрупнения» объектов НВОС (в случае если вопрос касается объектов на территории лицензионных участков недропользования) порой преподносит сюрпризы. В статье попробуем разобраться в этой противоречивой теме.

В.А. Субботинская

ВОПРОС — ОТВЕТ

Как разграничить ответственность выполнения мероприятий по охране окружающей среды, если объект сдается в аренду?

Нужно ли предоставлять в надзорные органы информацию, если гигиенический норматив не превышен?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

Оснащение предприятий промышленности системами автоматического контроля эмиссий

В рамках экологической повестки законодательно поставлена задача оснащения источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ на промышленных предприятиях системами автоматического контроля. Считается, что данные об этих эмиссиях, собранные в государственном реестре, помогут решить задачи снижения негативного воздействия на окружающую среду. Не вдаваясь в дискуссию о корректности постановки задачи, в статье обсудим такой подход к ее решению, при котором затраты промышленности на соответствие установленных природоохранным законодательством обязательных требований могут одновременно стать инвестициями в технологическое развитие предприятий.

В.М. Костылева, Д.О. Скобелев, А.Н. Пронин, С.В. Медведевских

АЗБУКА ЭКОЛОГА

Оборудование мест отбора проб на источниках выбросов: как не ошибиться и чем руководствоваться

Прошли те времена, когда предприниматель решал оформить необходимую экологическую документацию (а порой и узнавал о необходимости ее ведения) только после визита одного из контролирующих органов. Теперь все больше некрупных городских предприятий позиционируют себя как природопользователи. Вхождение в экологическую реальность сопровождается массой, казалось бы, совершенно простых вопросов. Один из них мы и рассмотрим в статье.

М.М. Калита

ЭКОЛОГ +

Климатический проект

При необходимости разработки мероприятий по сокращению выбросов ПГ хозяйствующий субъект должен разработать климатический проект в дополнение к отчету по инвентаризации ПГ. В статье рассмотрим ключевые положения стандарта ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021, введенного в действие с сентября 2021 г.

Д.И. Орехов

Внедрение в России приоритетных счетов системы природно-экономического учета

Распоряжением Правительства РФ от 15.02.2022 № 247-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») внедрения приоритетных счетов системы природно-экономического учета. Разберем, что понимают под СПЭУ, зачем она нужна и что вошло в Дорожную карту. Статья составлена на основе данных официального интернет-сайта Росстата и опыта работы по данному направлению автора.

О.А. Фильченкова

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5, 2022.

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Обязательные требования в вопросах и ответах
Три шпаргалки по инвентаризации: выбросы, сбросы, отходы
Охрана атмосферного воздуха. Инвентаризация. Нормирование
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам