Отдаем журнал бесплатно!

Расчет платы за НВОС: готовь сани с лета

Недавно закончилась отчетная кампания, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), и подача декларации об этой плате. В ходе кампании у многих природопользователей из-за неоднозначности толкований экологических законов, а также в силу того, что мы совсем недавно начали работать в новой нормативной парадигме категоризации объектов, возникают вопросы по расчету платы в тех или иных ситуациях. На некоторые вопросы о расчете платы ответим в этой статье.

Объект НВОС II категории. Декларация о плате за НВОС (далее — декларация о плате) представлена с расчетом НДВ[1], но нормативы не утверждены, т.к. на них не получено СЭЗ[2]. Как в этом случае оформлять декларацию о плате? Будет ли применяться повышающий коэффициент при расчете платы за выбросы?

Платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (Закон № 7-ФЗ[3]). При этом при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС[4], временно разрешенные выбросы и сбросы, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Для объектов НВОС II категории необходимо подавать декларацию о воздействии на окружающую среду, при этом расчет НДВ, НДС является приложением к декларации, представляемой в порядке, установленном ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ.

 

Извлечение из Постановления № 2055[5]

10. […]
Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.
Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
[…]

В Приказе Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее — Приказ № 581) перечислены данные, которые должны содержаться в расчетах ПДВ[6].

 

Извлечение из Приказа № 581

11. […]
Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы (далее — материалы):
[…]
7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;
[…]
10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
[…]

Нормативы ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ст. 20 Закона № 52-ФЗ[7]).

Соответственно, без СЭЗ хозяйствующий субъект не имеет права утверждать нормативы НДВ и НДС для эксплуатируемого объекта НВОС (формально НДВ для такого объекта отсутствуют, т.к. они не утверждены). В данном случае, конечно, можно попробовать рассчитать плату без повышающих коэффициентов и сдать декларацию так, как будто у вас есть НДВ. Но есть риск, что при проверке Роспотребнадзором вашего предприятия будет обнаружено, что на проект НДВ нет СЭЗ, а значит, вы действовали без нормативов на выбросы. В таком случае придется не только корректировать расчеты платы с повышающими коэффициентами, но и платить соответствующие штрафы за работу без установленных нормативов.

В целом данная ситуация является очень спорной. В вопросе не указано точно, когда именно была подана декларация. Однако стоит напомнить, что в 2019 г. и в начале 2020 г. еще не было Приказа № 581, в котором четко описана необходимость наличия СЭЗ о соответствии ПДВ санитарным правилам согласно ст. 20 Закона № 52-ФЗ, поэтому проекты ПДВ какое-то время не «носили» на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и в Роспотребнадзор. Соответственно, при подаче декларации НВОС для II категории просто прикладывались расчеты ПДВ/НДВ без всякого согласования с Роспотребнадзором. Таким образом, на момент подачи декларации НВОС экологическое законодательство в том его виде не было нарушено, хотя и нарушались требования Закона № 52-ФЗ.

Поэтому в данном случае необходимо взвесить все риски и принять решение, нужно ли в декларации о плате вводить повышающие коэффициенты (которые, кстати, будут распространяться и на расчет платы за отходы) или оставить как есть, но быть готовыми к приходу проверки и выявлению данного нарушения со стороны санитарного законодательства. И, если есть такая возможность, природопользователю нужно в срочном порядке подать декларацию заново, уже с проектом ПДВ и СЭЗ на этот проект. При этом проект ПДВ придется разработать заново, т.к. требования к нему за это время изменились довольно сильно (вышел Приказ № 581 и новый Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» и т.д.), что повлечет новые финансовые затраты.

Имеется аварийная ДЭС[8]. В инвентаризации просчитаны профилактические пуски (расчет выполнен на расход топлива на эти запуски). В 2021 г. было аварийное отключение, ДЭС работала дольше. Следовательно, расход топлива тоже был больше. В отчете по ПЭК[9] мы показываем только выброс г/с, а в декларации считаем т/год. Провели перерасчет по фактическому расходу топлива: максимально разовый выброс не изменился, а годовой увеличился. Какие цифры заносить в декларацию о плате и какие коэффициенты применять? Объект III категории, все документы есть (инвентаризация, проект ПДВ, СЭЗ на проект ПДВ). Во всех документах ПЭК прописан расчетным методом.

Для начала нужно разобраться, какие статусы у ДГУ[10] на производстве бывают. Иногда ДЭС на предприятиях работают круглосуточно в качестве основного источника энергии. В этом случае вопросов о нормировании ДЭС не возникает. Выбросы от такой ДЭС учитываются при инвентаризации и нормируются в проекте ПДВ.

В Приказе № 581 о разработке ПДВ сказано:

Настоящая методика определяет порядок разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением разработки предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также порядок оформления расчетов НДВ.

Кроме того, еще в п. 2.6 методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выпущенного в 2012 г. ОАО «НИИ Атмосфера», говорится, что в соответствии с техническим регламентом производства ДЭС могут классифицироваться как резервные (т.е. используемые периодически при нехватке мощностей) или как аварийные (т.е. используемые при аварийных ситуациях, например, в электроснабжении). Как правило, на уже действующих предприятиях ДЭС используют для электроснабжения предприятия на случай аварийного отключения энергии.

Если ДЭС резервная, то ее выбросы подлежат нормированию, для них устанавливаются нормативы ПДВ.


[1] Нормативы допустимых выбросов.

[2] Санитарно-эпидемиологическое заключение.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2021).

[4] Нормативы допустимых сбросов.

[5] Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

[6] Предельно допустимые выбросы.

[7] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021).

[8] Дизельная электростанция.

[9] Производственный экологический контроль.

[10] Дизель-генераторная установка.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Расчет платы за НВОС: готовь сани с лета

Недавно закончилась отчетная кампания, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), и подача декларации об этой плате. В ходе кампании у многих природопользователей из-за неоднозначности толкований экологических законов, а также в силу того, что мы совсем недавно начали работать в новой нормативной парадигме категоризации объектов, возникают вопросы по расчету платы в тех или иных ситуациях. На некоторые вопросы о расчете платы ответим в этой статье.

Объект НВОС II категории. Декларация о плате за НВОС (далее — декларация о плате) представлена с расчетом НДВ[1], но нормативы не утверждены, т.к. на них не получено СЭЗ[2]. Как в этом случае оформлять декларацию о плате? Будет ли применяться повышающий коэффициент при расчете платы за выбросы?

Платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (Закон № 7-ФЗ[3]). При этом при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС[4], временно разрешенные выбросы и сбросы, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Для объектов НВОС II категории необходимо подавать декларацию о воздействии на окружающую среду, при этом расчет НДВ, НДС является приложением к декларации, представляемой в порядке, установленном ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ.

 

Извлечение из Постановления № 2055[5]

10. […]
Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.
Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
[…]

В Приказе Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее — Приказ № 581) перечислены данные, которые должны содержаться в расчетах ПДВ[6].

 

Извлечение из Приказа № 581

11. […]
Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы (далее — материалы):
[…]
7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;
[…]
10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
[…]

Нормативы ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ст. 20 Закона № 52-ФЗ[7]).

Соответственно, без СЭЗ хозяйствующий субъект не имеет права утверждать нормативы НДВ и НДС для эксплуатируемого объекта НВОС (формально НДВ для такого объекта отсутствуют, т.к. они не утверждены). В данном случае, конечно, можно попробовать рассчитать плату без повышающих коэффициентов и сдать декларацию так, как будто у вас есть НДВ. Но есть риск, что при проверке Роспотребнадзором вашего предприятия будет обнаружено, что на проект НДВ нет СЭЗ, а значит, вы действовали без нормативов на выбросы. В таком случае придется не только корректировать расчеты платы с повышающими коэффициентами, но и платить соответствующие штрафы за работу без установленных нормативов.

В целом данная ситуация является очень спорной. В вопросе не указано точно, когда именно была подана декларация. Однако стоит напомнить, что в 2019 г. и в начале 2020 г. еще не было Приказа № 581, в котором четко описана необходимость наличия СЭЗ о соответствии ПДВ санитарным правилам согласно ст. 20 Закона № 52-ФЗ, поэтому проекты ПДВ какое-то время не «носили» на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и в Роспотребнадзор. Соответственно, при подаче декларации НВОС для II категории просто прикладывались расчеты ПДВ/НДВ без всякого согласования с Роспотребнадзором. Таким образом, на момент подачи декларации НВОС экологическое законодательство в том его виде не было нарушено, хотя и нарушались требования Закона № 52-ФЗ.

Поэтому в данном случае необходимо взвесить все риски и принять решение, нужно ли в декларации о плате вводить повышающие коэффициенты (которые, кстати, будут распространяться и на расчет платы за отходы) или оставить как есть, но быть готовыми к приходу проверки и выявлению данного нарушения со стороны санитарного законодательства. И, если есть такая возможность, природопользователю нужно в срочном порядке подать декларацию заново, уже с проектом ПДВ и СЭЗ на этот проект. При этом проект ПДВ придется разработать заново, т.к. требования к нему за это время изменились довольно сильно (вышел Приказ № 581 и новый Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» и т.д.), что повлечет новые финансовые затраты.

Имеется аварийная ДЭС[8]. В инвентаризации просчитаны профилактические пуски (расчет выполнен на расход топлива на эти запуски). В 2021 г. было аварийное отключение, ДЭС работала дольше. Следовательно, расход топлива тоже был больше. В отчете по ПЭК[9] мы показываем только выброс г/с, а в декларации считаем т/год. Провели перерасчет по фактическому расходу топлива: максимально разовый выброс не изменился, а годовой увеличился. Какие цифры заносить в декларацию о плате и какие коэффициенты применять? Объект III категории, все документы есть (инвентаризация, проект ПДВ, СЭЗ на проект ПДВ). Во всех документах ПЭК прописан расчетным методом.

Для начала нужно разобраться, какие статусы у ДГУ[10] на производстве бывают. Иногда ДЭС на предприятиях работают круглосуточно в качестве основного источника энергии. В этом случае вопросов о нормировании ДЭС не возникает. Выбросы от такой ДЭС учитываются при инвентаризации и нормируются в проекте ПДВ.

В Приказе № 581 о разработке ПДВ сказано:

Настоящая методика определяет порядок разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением разработки предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также порядок оформления расчетов НДВ.

Кроме того, еще в п. 2.6 методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выпущенного в 2012 г. ОАО «НИИ Атмосфера», говорится, что в соответствии с техническим регламентом производства ДЭС могут классифицироваться как резервные (т.е. используемые периодически при нехватке мощностей) или как аварийные (т.е. используемые при аварийных ситуациях, например, в электроснабжении). Как правило, на уже действующих предприятиях ДЭС используют для электроснабжения предприятия на случай аварийного отключения энергии.

Если ДЭС резервная, то ее выбросы подлежат нормированию, для них устанавливаются нормативы ПДВ.


[1] Нормативы допустимых выбросов.

[2] Санитарно-эпидемиологическое заключение.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2021).

[4] Нормативы допустимых сбросов.

[5] Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

[6] Предельно допустимые выбросы.

[7] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021).

[8] Дизельная электростанция.

[9] Производственный экологический контроль.

[10] Дизель-генераторная установка.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам