Сдача декларации о плате за НВОС[1] завершилась, но горячая пора подготовки предприятиями данного документа показала, что зачастую вопросы, задаваемые в связи с заполнением декларации, имеют гораздо более глубокие корни и решать их в последнюю минуту поздно — разбираться с ними надо, как говорится, в году. В статье даются ответы на вопросы, касающиеся исчисления размера платы за НВОС (далее — плата) и формирования декларации о плате лицами, осуществляющими деятельность на объектах НВОС II категории, для тех случаев, когда возможны варианты.
Какой нормативоустанавливающий (разрешительный) документ выбрать при заполнении декларации в Личном кабинете природопользователя для объектов НВОС II категории?
1 случай
Если не подана декларация о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС), есть действующие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения (документы)), полученные до 01.01.2019, значит в качестве разрешительного документа при заполнении декларации в Личном кабинете природопользователя нужно выбрать:
• разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
• разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
• документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Полученные до 01.01.2019 разрешения (документы) действуют до дня истечения срока их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) или представления ДВОС в течение срока действия разрешений (документов) (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[1]).
2 случай
Если ДВОС подана, значит в качестве разрешительного документа при заполнении декларации в Личном кабинете природопользователя нужно выбрать ДВОС.
3 случай
Если ДВОС не подана, нет действующих разрешений (документов), значит в Личном кабинете природопользователя нужно указать «период без утвержденных нормативов».
Например, если есть разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, но отсутствуют лимиты на размещение отходов производства и потребления, то для выбросов загрязняющих веществ выбирается такое разрешение, а для отходов указывается «период без утвержденных нормативов».
4 случай
Если в течение отчетного года был период, когда действовали ранее выданные разрешения (документы), и был период, когда не было действующих разрешений (документов) и (или) ДВОС была подана в течение отчетного периода, значит для таких случаев расчет платы производится отдельно по каждому из периодов и выбирается тип разрешительной документации, действовавшей в конкретном временном периоде. Для периода, когда не было действующих разрешений (документов), выбирается «период без утвержденных нормативов».
Если разрешением на выброс (сброс) загрязняющих веществ норматив был установлен на весь год, но в течение года была подана ДВОС, норматив необходимо будет пересчитать в соответствии с периодом его действия (до даты подачи ДВОС), а с даты подачи ДВОС превышение установленных нормативов и лимитов (для целей применения/неприменения повышающего коэффициента при исчислении платы) определяется, исходя из значений, указанных в такой ДВОС.
5 случай
Если получено КЭР (для случая, установленного п. 12 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ[2], — при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям), значит в качестве разрешительного документа при заполнении декларации в Личном кабинете природопользователя нужно выбрать КЭР.
Почему для объектов НВОС II категории лимитами и нормативами являются только те, которые получены до 01.01.2019? Чем это регламентировано?
Это регламентировано положениями ст. 11 Закона № 219-ФЗ:
• юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, которые относятся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам НВОС II категории, вправе пользоваться разрешениями (документами), полученными до 01.01.2019, которые действуют до дня истечения срока действия таких документов либо до дня получения КЭР или представления ДВОС в течение срока действия таких документов (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ);
• лица, осуществляющие деятельность на объектах НВОС II категории, обязаны представить ДВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений (документов) (п. 1.2 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Если у организации имеется объект НВОС II категории, ДВОС разработана в апреле прошлого года, то каким нормативоустанавливающим документом руководствоваться: отчетом по ПЭК или в любом случае ДВОС? Выпало 3 месяца — как эти 3 месяца учитывать, если руководствоваться ДВОС?
Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах НВОС II категории, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчет по ПЭК) не является нормативоустанавливающим документом. Для трехмесячного периода, предшествующего дате подачи ДВОС, необходимо выбрать действовавшие разрешения (документы), а при их отсутствии — «период без утвержденных нормативов». Для периода с даты подачи ДВОС и до конца отчетного года нужно выбрать «ДВОС».