Отдаем журнал бесплатно!

Водопользование — 2020: вспомнить всё!

В наступившем 2020 г. масштабных изменений, как в 2019 г., в природоохранном законодательстве не случилось. Стоит разобраться, что в водопользовании перешло вместе с нами рубеж нового года. Итак, водопользование — 2020: вспомним всё!

Структура законодательства в области водных отношений

Водные отношения регулируются федеральными законами, постановлениями правительства и подзаконными актами министерств и ведомств. Разберем, что и как необходимо оформить и в соответствии с каким документом.

Федеральный закон № 7-ФЗ[1]

Нормативы допустимых сбросов

Непосредственно водопользования касается ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ. Здесь идет речь о нормативах допустимых сбросов (далее — НДС).

Итак, основные положения:

  1. Расчет НДС выполняется для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников сбросов сточных вод в поверхностный водный объект. Для расчета НДС используются предельно допустимые концентрации для водных объектов рыбохозяйственного назначения, данные фоновых концентраций водного объекта (п. 1 ст. 22).
  2. Расчет НДС выполняется для строящихся объектов, если эти объекты относятся к I и II категориям (п. 2 ст. 22).
  3. Расчет НДС выполняется для объектов, относящихся ко II категории (п. 2 ст. 22).
  4. Расчет НДС для объектов III категории производится для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п. 4 ст. 22).
  5. Для объектов, относящихся к IV категории, расчет НДС не производится (п. 5 ст. 22).
  6. НДС радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 22).

 

Для объектов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ):

  1. Для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, НДС устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (п. 10 ст. 22).
  2. НДС для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВ поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством РФ, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта (п. 11 ст. 22).

Таким образом, для ЦСВ должен производиться расчет НДС.

Временно разрешенные сбросы

Следующей статьей, касающейся водопользования, является ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Основные положения:

  1. При невозможности соблюдения НДС, технологических нормативов действующим стационарным источником устанавливаются временно разрешенные сбросы (далее — ВРС) (п. 1 ст. 23.1).
  2. Установление ВРС допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 23.1).
  3. ВРС устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных НДС, технологических нормативов (п. 3 ст. 23.1).
  4. ВРС устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы сбросов загрязняющих веществ (п. 4 ст. 23.1).
  5. ВРС устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством РФ, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 6 ст. 23.1).

Для объектов ЦСВ: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются ВРС на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы) (п. 7 ст. 23.1).

Водный кодекс Российской Федерации

С 01.01.2020 вступили в силу следующие изменения в Водном кодексе Российской Федерации (далее — ВК РФ):

  1. Глава 4 дополнена ст. 36.1 «Реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования». Здесь предложен порядок ведения реестра, перечень необходимой информации, основания для внесения в реестр.
  2. Дополнена ч. 16 ст. 65. Теперь в границах водоохранных зон допускается ввод в эксплуатацию сооружений, обеспечивающих защиту от разливов нефти и иного негативного воздействия. Вопрос о возможности размещения защитных устройств от негативного воздействия больше не актуален.
  3. Статья 65 дополнена ч. 16.2: на территориях, расположенных в границах водоохранных зон, занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, действуют ограничения, предусмотренные лесным законодательством. В данном случае действуют условия использования территории, прописанные в Лесном кодексе Российской Федерации.
  4. В статье 60 изменены чч. 1 и 6. Добавлено требование о соблюдении технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ.

Необходимые документы на предприятии

Предприятие является водопользователем только при наличии подтверждающей документации.

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

К.Ю. Ощепкова, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр по направлению «Экология и природопользование», старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного национального исследовательского университета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Водопользование — 2020: вспомнить всё!

В наступившем 2020 г. масштабных изменений, как в 2019 г., в природоохранном законодательстве не случилось. Стоит разобраться, что в водопользовании перешло вместе с нами рубеж нового года. Итак, водопользование — 2020: вспомним всё!

Структура законодательства в области водных отношений

Водные отношения регулируются федеральными законами, постановлениями правительства и подзаконными актами министерств и ведомств. Разберем, что и как необходимо оформить и в соответствии с каким документом.

Федеральный закон № 7-ФЗ[1]

Нормативы допустимых сбросов

Непосредственно водопользования касается ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ. Здесь идет речь о нормативах допустимых сбросов (далее — НДС).

Итак, основные положения:

  1. Расчет НДС выполняется для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников сбросов сточных вод в поверхностный водный объект. Для расчета НДС используются предельно допустимые концентрации для водных объектов рыбохозяйственного назначения, данные фоновых концентраций водного объекта (п. 1 ст. 22).
  2. Расчет НДС выполняется для строящихся объектов, если эти объекты относятся к I и II категориям (п. 2 ст. 22).
  3. Расчет НДС выполняется для объектов, относящихся ко II категории (п. 2 ст. 22).
  4. Расчет НДС для объектов III категории производится для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п. 4 ст. 22).
  5. Для объектов, относящихся к IV категории, расчет НДС не производится (п. 5 ст. 22).
  6. НДС радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 22).

 

Для объектов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ):

  1. Для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, НДС устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (п. 10 ст. 22).
  2. НДС для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВ поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством РФ, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта (п. 11 ст. 22).

Таким образом, для ЦСВ должен производиться расчет НДС.

Временно разрешенные сбросы

Следующей статьей, касающейся водопользования, является ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Основные положения:

  1. При невозможности соблюдения НДС, технологических нормативов действующим стационарным источником устанавливаются временно разрешенные сбросы (далее — ВРС) (п. 1 ст. 23.1).
  2. Установление ВРС допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 23.1).
  3. ВРС устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных НДС, технологических нормативов (п. 3 ст. 23.1).
  4. ВРС устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы сбросов загрязняющих веществ (п. 4 ст. 23.1).
  5. ВРС устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством РФ, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 6 ст. 23.1).

Для объектов ЦСВ: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются ВРС на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы) (п. 7 ст. 23.1).

Водный кодекс Российской Федерации

С 01.01.2020 вступили в силу следующие изменения в Водном кодексе Российской Федерации (далее — ВК РФ):

  1. Глава 4 дополнена ст. 36.1 «Реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования». Здесь предложен порядок ведения реестра, перечень необходимой информации, основания для внесения в реестр.
  2. Дополнена ч. 16 ст. 65. Теперь в границах водоохранных зон допускается ввод в эксплуатацию сооружений, обеспечивающих защиту от разливов нефти и иного негативного воздействия. Вопрос о возможности размещения защитных устройств от негативного воздействия больше не актуален.
  3. Статья 65 дополнена ч. 16.2: на территориях, расположенных в границах водоохранных зон, занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, действуют ограничения, предусмотренные лесным законодательством. В данном случае действуют условия использования территории, прописанные в Лесном кодексе Российской Федерации.
  4. В статье 60 изменены чч. 1 и 6. Добавлено требование о соблюдении технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ.

Необходимые документы на предприятии

Предприятие является водопользователем только при наличии подтверждающей документации.

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

К.Ю. Ощепкова, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр по направлению «Экология и природопользование», старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного национального исследовательского университета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2020.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам