Электронная версия журнала

Реконструкция очистных сооружений сточных вод

«Справочник эколога» №7 2019 / Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение

Ключевые вопросы

Причины реконструкции очистных сооружений сточных вод

Нормативные правовые и технические документы

Порядок действий эколога

 

На каждом предприятии, осуществляющем сброс сточных вод в водный объект, есть очистные сооружения — комплекс специальных сооружений, предназначенных для очистки сточных вод от содержащихся в них загрязнений. Очищенная вода в дальнейшем либо используется повторно[1], либо сбрасывается в природные водоемы.

Как известно, существует несколько типов сточных вод: хозяйственно-бытовые, производственные и ливневые. В зависимости от типа сточных вод устанавливаются очистные сооружения.

 

Например, хозяйственно-бытовые сточные воды должны подвергаться очистке на биологических очистных сооружениях, а для ливневых сточных вод достаточно локальных механических очистных сооружений.

 

Для существующих очистных сооружений сточных вод должен быть разработан паспорт. При строительстве очистных сооружений разрабатывается проектная документация[2], а также разрабатывается и утверждается проект нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) и составляется паспорт[3].

Причины реконструкции очистных сооружений сточных вод

Для того чтобы оценить эффективность очистки сточных вод, необходимо организовать мониторинг сточных вод на входе и на выходе из очистных сооружений.

 

При обнаружении превышения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по сравнению с установленными НДС или ПДК стоит обратить внимание на работу очистных сооружений — установить периодичность и особенности выявленных превышений: явление наблюдается постоянно или разово, по одному веществу или по нескольким и др.

 

Обратите внимание

Если факт превышения концентраций будет выявлен при проверке, предприятие понесет административную ответственность. Так, превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, — это нарушение п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ). Данный факт влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: наложение административного штрафа на юридических лиц от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

 

[1] См., например: Прожорина Т.И. Внедрение оборотной системы водоснабжения на автомойках // Справочник эколога. 2019. № 4. С. 51–55 (прим. редакции).

[2] Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 17.09.2018).

[3] За основу можно взять форму паспорта очистных сооружений, которая содержится в приложении 2 к Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов, перекачивающих и автозаправочных станций (утв. Госкомнефтепродуктом РСФСР 31.03.1988).

К.Ю. Ощепкова, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр по направлению «Экология и природопользование», ассистент кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного национального исследовательского университета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2019.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.