Отдаем журнал бесплатно!

Содержание журнала «Справочник эколога» № 4 2015

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Д.С. Желябовская

Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов

1 января 2015 г. как гром среди ясного неба вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ), который наделал немало шума, т.к. внес серьезные изменения в требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами. Как работать дальше? по каким нормам? какими подзаконными актами руководствоваться? — такие вопросы возникают у специалистов в области охраны окружающей среды. Поскольку Федеральный закон № 458-ФЗ был принят недавно, то направленных на реализацию его положений нормативно-правовых актов еще нет, однако с проектами некоторых из них можно ознакомиться уже сейчас. Именно этому будет посвящена настоящая статья.

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Т.С. Коваленко

Обращение с отходами от демонтажа окон и расчет массы их образования

Иногда при разработке проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения возникает необходимость в расчете массы образования отходов от демонтажа или замены окон на более качественные (с более высокими шумозащитными характеристиками). Проведение данного расчета может понадобиться и при разработке раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, материалов по оценке воздействия деятельности предприятия на окружающую среду, технологического регламента по обращению с отходами строительства и сноса.

 

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Б.В. Кокотов

Разрешение на выбросы в упрощенном порядке

«Осуществление негативного воздействия на окружающую среду требует наличия соответствующего разрешения» — безусловный тезис действующего законодательства, своего рода догма экологического права. Выдаваемые разрешения по понятным причинам должны различаться в зависимости от компонента окружающей среды, на который оказывает негативное воздействие хозяйственная и иная деятельность. Чаще всего при возникновении необходимости осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух первое, что приходит на ум, — мысль о разработке проекта предельно допустимых выбросов. Но всегда ли данный документ необходим для получения разрешения на выбросы? Один из возможных вариантов поведения природопользователя мы осветим в статье.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ

М. Ламихова

Экологический сбор: что, где, когда?

До настоящего времени термином «экологический сбор» обобщенно называли платежи за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Данные платежи относятся к неналоговым доходам федерального бюджета, а порядок их взимания определяется не налоговым законодательством, а постановлениями Правительства Российской Федерации. В настоящее время помимо взимания платы за НВОС ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) предусмотрено взимание экологического сбора. Что же представляет собой этот сбор? Давайте выясним.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

И.О. Прохоров

Административные правонарушения при обращении с отходами: особенности применения ст. 8.2 КоАП РФ и возможности дифференциации административной ответственности

В настоящем материале будет затронута важная тема, связанная с претензиями надзорных органов к организациям, нарушающим требования законодательства при обращении с отходами. Ответственность за такие нарушения установлена в ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 08.03.2015). Мы поговорим об особенностях применения данной статьи и возможностях снижения размера наказания, а также приведем примеры из арбитражной практики. В связи с намечаемыми серьезными изменениями в указанной статье, которые касаются дифференциации ответственности за разные виды нарушений при обращении с отходами, мы также обратимся и к этой теме и сделаем ряд критических замечаний.

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Какая организация будет осуществлять присвоение категории объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и постановку их на учет? Разработаны ли в настоящий момент критерии, по которым будет осуществляться отнесение объектов к определенной категории?

 

Чья подпись должна стоять на титульном листе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, кроме подписи руководителя: разработчика проекта из сторонней организации или ответственного лица именно на предприятии?

 

Как следует оформить документально перевод отхода в продукт, чтобы на него не распространялись требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»?

 

АЗБУКА ЭКОЛОГА

Н.В. Нестеренко

Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха

Одним из основных способов обеспечения экологической безопасности является закрепление на законодательном уровне обязанности хозяйствующего субъекта по проведению производственного экологического контроля (далее — ПЭК) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) производственный контроль в области охраны окружающей среды (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

 

ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

Б.С. Ксенофонтов, А.С. Козодаев, Р.А. Таранов, Е.В. Сеник, М.С. Виноградов, А.А. Воропаева

Флотационная технология очистки поверхностных сточных вод

В связи с ужесточением экологических стандартов и введением мер по стимулированию внедрения НДТ (2015–2017 гг. — разработка справочников по НДТ, с 2019 г. — внедрение НДТ) в Российской Федерации существенно повышается контроль за выбросами в атмосферный воздух и сбросами сточных вод промышленных предприятий. Одним из вариантов НДТ для очистки поверхностных сточных вод является разработанная авторами флотационная технология очистки поверхностных сточных вод, первоначальная версия которой была отработана на объектах электроэнергетики. С течением времени технология была усовершенствована, что позволило применять ее на объектах межотраслевого характера. Предлагаем рассмотреть усовершенствованную технологию подробнее.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Содержание журнала «Справочник эколога» № 4 2015

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

БОЛЬНАЯ ТЕМА

Д.С. Желябовская

Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов

1 января 2015 г. как гром среди ясного неба вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ), который наделал немало шума, т.к. внес серьезные изменения в требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами. Как работать дальше? по каким нормам? какими подзаконными актами руководствоваться? — такие вопросы возникают у специалистов в области охраны окружающей среды. Поскольку Федеральный закон № 458-ФЗ был принят недавно, то направленных на реализацию его положений нормативно-правовых актов еще нет, однако с проектами некоторых из них можно ознакомиться уже сейчас. Именно этому будет посвящена настоящая статья.

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Т.С. Коваленко

Обращение с отходами от демонтажа окон и расчет массы их образования

Иногда при разработке проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения возникает необходимость в расчете массы образования отходов от демонтажа или замены окон на более качественные (с более высокими шумозащитными характеристиками). Проведение данного расчета может понадобиться и при разработке раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, материалов по оценке воздействия деятельности предприятия на окружающую среду, технологического регламента по обращению с отходами строительства и сноса.

 

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Б.В. Кокотов

Разрешение на выбросы в упрощенном порядке

«Осуществление негативного воздействия на окружающую среду требует наличия соответствующего разрешения» — безусловный тезис действующего законодательства, своего рода догма экологического права. Выдаваемые разрешения по понятным причинам должны различаться в зависимости от компонента окружающей среды, на который оказывает негативное воздействие хозяйственная и иная деятельность. Чаще всего при возникновении необходимости осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух первое, что приходит на ум, — мысль о разработке проекта предельно допустимых выбросов. Но всегда ли данный документ необходим для получения разрешения на выбросы? Один из возможных вариантов поведения природопользователя мы осветим в статье.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ

М. Ламихова

Экологический сбор: что, где, когда?

До настоящего времени термином «экологический сбор» обобщенно называли платежи за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Данные платежи относятся к неналоговым доходам федерального бюджета, а порядок их взимания определяется не налоговым законодательством, а постановлениями Правительства Российской Федерации. В настоящее время помимо взимания платы за НВОС ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) предусмотрено взимание экологического сбора. Что же представляет собой этот сбор? Давайте выясним.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

И.О. Прохоров

Административные правонарушения при обращении с отходами: особенности применения ст. 8.2 КоАП РФ и возможности дифференциации административной ответственности

В настоящем материале будет затронута важная тема, связанная с претензиями надзорных органов к организациям, нарушающим требования законодательства при обращении с отходами. Ответственность за такие нарушения установлена в ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 08.03.2015). Мы поговорим об особенностях применения данной статьи и возможностях снижения размера наказания, а также приведем примеры из арбитражной практики. В связи с намечаемыми серьезными изменениями в указанной статье, которые касаются дифференциации ответственности за разные виды нарушений при обращении с отходами, мы также обратимся и к этой теме и сделаем ряд критических замечаний.

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Какая организация будет осуществлять присвоение категории объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и постановку их на учет? Разработаны ли в настоящий момент критерии, по которым будет осуществляться отнесение объектов к определенной категории?

 

Чья подпись должна стоять на титульном листе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, кроме подписи руководителя: разработчика проекта из сторонней организации или ответственного лица именно на предприятии?

 

Как следует оформить документально перевод отхода в продукт, чтобы на него не распространялись требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»?

 

АЗБУКА ЭКОЛОГА

Н.В. Нестеренко

Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха

Одним из основных способов обеспечения экологической безопасности является закрепление на законодательном уровне обязанности хозяйствующего субъекта по проведению производственного экологического контроля (далее — ПЭК) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) производственный контроль в области охраны окружающей среды (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

 

ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

Б.С. Ксенофонтов, А.С. Козодаев, Р.А. Таранов, Е.В. Сеник, М.С. Виноградов, А.А. Воропаева

Флотационная технология очистки поверхностных сточных вод

В связи с ужесточением экологических стандартов и введением мер по стимулированию внедрения НДТ (2015–2017 гг. — разработка справочников по НДТ, с 2019 г. — внедрение НДТ) в Российской Федерации существенно повышается контроль за выбросами в атмосферный воздух и сбросами сточных вод промышленных предприятий. Одним из вариантов НДТ для очистки поверхностных сточных вод является разработанная авторами флотационная технология очистки поверхностных сточных вод, первоначальная версия которой была отработана на объектах электроэнергетики. С течением времени технология была усовершенствована, что позволило применять ее на объектах межотраслевого характера. Предлагаем рассмотреть усовершенствованную технологию подробнее.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2015.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам