Отдаем журнал бесплатно!

«Усольский» закон: новые требования к собственникам промышленных объектов

 

1 сентября 2022 г. вступят в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[1] Законом № 446-ФЗ[2], устанавливающие новые обязанности собственников некоторых объектов НВОС[3] в части подготовки к их выводу из эксплуатации (консервации или ликвидации), отдельные ограничения перехода права собственности на такие объекты, а также требования о реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды по завершении эксплуатации таких объектов. Рассмотрим эти изменения.

 

Новые требования разработаны по поручению Президента РФ в целях минимизации случаев оставления бесхозяйных источников негативного воздействия, переходящих в разряд объектов накопленного вреда, устранение которых осуществлялось бы за счет консолидированного бюджета РФ.

 

ОБЪЕКТЫ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ

Опасные производственные объекты I и II классов опасности (далее — ОПО I и II классов опасности), на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами), включенные в государственный реестр опасных производственных объектов[4]. Уточняется, что к объектам регулирования относятся здания и сооружения, которые являются вышеуказанными ОПО или в которых находится ОПО.

 

Шахты угольной промышленности, т.е. ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных ПИ[5] и разработки россыпных месторождений ПИ, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению ПИ[6] (далее — угольные шахты).

Объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности (далее — ОРО I и II классов опасности).

Вышеуказанные объекты регулирования, которые также названы отдельными производственными объектами (далее — отдельные ПО), подлежат включению в реестр отдельных ПО, ведение которого будет осуществлять Росприроднадзор в порядке, установленном Правительством РФ.

 

ОБЯЗАННОСТИ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПО И СРОКОВ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Установлены следующие сроки для предоставления соответствующей информации в Росприроднадзор:

• для отдельных ПО, введенных в эксплуатацию до 01.09.2022, — указаны в табл. 1;

 

Таблица 1. Предоставление в Росприроднадзор информации о сроках эксплуатации отдельных ПО

Отдельный ПО

Источник сведений о сроке эксплуатации

Предельный срок предоставления сведений

Предельный срок определения срока эксплуатации объекта

ОПО I, II классов опасности

Проектная документация на строительство или реконструкцию

01.03.2023

01.03.2025*

 

Угольные шахты

Лицензия на право пользования недрами или техпроект разработки месторождения

ОРО I, II классов опасности

По согласованию с Росприроднадзором

––

* В случае непредставления уведомления об установлении срока требуется до 01.09.2025 представить документы, указанные в ч. «Основные обязанности собственников отдельных ПО» данной статьи.

 

• для отдельных ПО, введенных в эксплуатацию после 01.09.2022, — 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.

 

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПО

При выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного ПО должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного ПО в соответствии с планом мероприятий.

Для выполнения мероприятий, предусмотренных планом, собственник отдельного ПО должен не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации объекта (для угольных шахт — не позднее чем за 5 лет до истечения наиболее раннего срока разработки месторождения ПИ, предусмотренного лицензией на недропользование или техпроектом разработки месторождения ПИ) представить в Росприроднадзор необходимую информацию, указанную ниже.

 


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2021; далее — Закон № 7-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

[4] Подпункты «д»–«ж» п. 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11.06.2021; далее — Закон № 116-ФЗ).

[5] Полезные ископаемые.

[6] Пункт 5 приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ.

Д.М. Мишуков, директор Юридического центра промышленной экологии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

«Усольский» закон: новые требования к собственникам промышленных объектов

 

1 сентября 2022 г. вступят в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[1] Законом № 446-ФЗ[2], устанавливающие новые обязанности собственников некоторых объектов НВОС[3] в части подготовки к их выводу из эксплуатации (консервации или ликвидации), отдельные ограничения перехода права собственности на такие объекты, а также требования о реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды по завершении эксплуатации таких объектов. Рассмотрим эти изменения.

 

Новые требования разработаны по поручению Президента РФ в целях минимизации случаев оставления бесхозяйных источников негативного воздействия, переходящих в разряд объектов накопленного вреда, устранение которых осуществлялось бы за счет консолидированного бюджета РФ.

 

ОБЪЕКТЫ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ

Опасные производственные объекты I и II классов опасности (далее — ОПО I и II классов опасности), на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами), включенные в государственный реестр опасных производственных объектов[4]. Уточняется, что к объектам регулирования относятся здания и сооружения, которые являются вышеуказанными ОПО или в которых находится ОПО.

 

Шахты угольной промышленности, т.е. ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных ПИ[5] и разработки россыпных месторождений ПИ, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению ПИ[6] (далее — угольные шахты).

Объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности (далее — ОРО I и II классов опасности).

Вышеуказанные объекты регулирования, которые также названы отдельными производственными объектами (далее — отдельные ПО), подлежат включению в реестр отдельных ПО, ведение которого будет осуществлять Росприроднадзор в порядке, установленном Правительством РФ.

 

ОБЯЗАННОСТИ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПО И СРОКОВ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Установлены следующие сроки для предоставления соответствующей информации в Росприроднадзор:

• для отдельных ПО, введенных в эксплуатацию до 01.09.2022, — указаны в табл. 1;

 

Таблица 1. Предоставление в Росприроднадзор информации о сроках эксплуатации отдельных ПО

Отдельный ПО

Источник сведений о сроке эксплуатации

Предельный срок предоставления сведений

Предельный срок определения срока эксплуатации объекта

ОПО I, II классов опасности

Проектная документация на строительство или реконструкцию

01.03.2023

01.03.2025*

 

Угольные шахты

Лицензия на право пользования недрами или техпроект разработки месторождения

ОРО I, II классов опасности

По согласованию с Росприроднадзором

––

* В случае непредставления уведомления об установлении срока требуется до 01.09.2025 представить документы, указанные в ч. «Основные обязанности собственников отдельных ПО» данной статьи.

 

• для отдельных ПО, введенных в эксплуатацию после 01.09.2022, — 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.

 

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПО

При выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного ПО должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного ПО в соответствии с планом мероприятий.

Для выполнения мероприятий, предусмотренных планом, собственник отдельного ПО должен не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации объекта (для угольных шахт — не позднее чем за 5 лет до истечения наиболее раннего срока разработки месторождения ПИ, предусмотренного лицензией на недропользование или техпроектом разработки месторождения ПИ) представить в Росприроднадзор необходимую информацию, указанную ниже.

 


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2021; далее — Закон № 7-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

[4] Подпункты «д»–«ж» п. 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11.06.2021; далее — Закон № 116-ФЗ).

[5] Полезные ископаемые.

[6] Пункт 5 приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ.

Д.М. Мишуков, директор Юридического центра промышленной экологии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам