Основания для актуализации сведений об объекте НВОС: достаточно ли их в законе?

Ключевые вопросы

Требования к актуализации учетных сведений об объектах НВОС

Обзор оснований для актуализации. Практика правоприменения

Актуализация в случае, если нет подходящего основания

 

Природопользователь после постановки объекта НВОС[1] на государственный учет зачастую упускает важную деталь — актуализацию учетных сведений о таком объекте. Так и случается: хозяйствующий субъект годами осуществляет деятельность, планируя и совершенствуя производство, работает на имидж компании, а в итоге забывает, что многие из внедренных им улучшений требуют внесения изменений в государственный реестр объектов НВОС (далее — реестр).

У этой же проблемы есть и другая сторона. Природопользователь трепетно относится к своим обязательствам по актуализации сведений об объекте НВОС и задает уточняющие вопросы, на которые законодатель, к сожалению, не имеет ответов.

В данной статье разберем каждое основание для актуализации, которое обязывает природопользователя прибегнуть к активным действиям, а также ответим на вопросы, встречающиеся среди природопользователей, о возможностях актуализации в конкретном случае.

Требования к актуализации

Согласно Закону № 7-ФЗ[2] объект НВОС — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. В зависимости от уровня воздействия на окружающую среду объекты НВОС подразделяются на четыре категории:

 

Категория

Описание

I

Объект НВОС оказывает значительное негативное воздействие и относится к областям применения наилучших доступных технологий

II

Объект НВОС оказывает умеренное негативное воздействие

III

Объект НВОС оказывает незначительное негативное воздействие

IV

Объект НВОС оказывает минимальное негативное воздействие

 

 

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (действуют с 01.01.2021).

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на таких объектах. При постановке на учет объекту НВОС присваивается категория, которая может быть изменена при актуализации учетных сведений о таком объекте.

 

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ ведут государственный учет объектов НВОС, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому надзору соответственно, в целях:

• получения достовернойинформации об объектах НВОС;

• определения областей применения:

– наилучших доступных технологий;

– программно-целевых методов планирования;

• планирования государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения реестра, который представляет собой государственную информационную систему (программно-техническое обеспечение учета объектов НВОС — ПТО УОНВОС) и доступен по ссылке uonvos.rpn.gov.ru. ПТО УОНВОС содержит сведения об объектах НВОС, расположенных в пределах территории РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах РФ, территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

Основания для актуализации (а точнее, сведения, которые хозяйствующий субъект представляет для актуализации) перечислены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ. Сгруппируем основания по блокам, чтобы их было удобнее рассматривать в дальнейшем:

 

Блок

Сведения

Блок 1

• о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

• о реорганизации юридического лица в форме преобразования;

• об изменении наименования юридического лица;

• об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;

• об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя;

• об изменении места жительства индивидуального предпринимателя;

• об изменении реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

• об изменении места нахождения объекта НВОС

Блок 2

• об изменении характеристик технологических процессов основных производств;

• об изменении характеристик источников загрязнения окружающей среды

Блок 3

• об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ;

• об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ;

• об изменении технологий использования отходов производства и потребления;

• об изменении технологий обезвреживания отходов производства и потребления;

• об изменении технологий размещения отходов производства и потребления

 

Из формулировки закона следует, что единственным инициатором актуализации сведений об объекте НВОС является хозяйствующий субъект, который непосредственно осуществляет деятельность на данном объекте на основании прав пользования (далее — собственник), и в случае непредставления им сведений об изменениях (соответствующей доказательной базы) актуализация проведена не будет. Так, у собственника имеется ряд причин (оснований), при возникновении которых он обязан актуализировать сведения о своем объекте НВОС, чтобы в реестре содержалась достоверная информация.

Представленные сведения об изменениях на объекте НВОС должны быть рассмотрены в течение 10 рабочих дней, и в результате собственнику выдается свидетельство об актуализации учетных сведений в тот же срок.

Отметим, что Закон № 7-ФЗ не предусматривает наличия какого-либо порядка актуализации, утвержденной заявки об актуализации и пр., поэтому приведем здесь нормативно-правовую базу, включая разъяснительные письма Минприроды России и Росприроднадзора, которой следует руководствоваться при актуализации сведений:

 

НПА

Сокращение в статье

Федеральные законы

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Закон № 7-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Закон № 96-ФЗ

Постановление Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

Правила

Приказы Минприроды России и Росприроднадзора

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»

Форма заявки

Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»

Разъяснительные письма

Письмо Минприроды России от 19.03.2021 № 25-50/3390-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет»

Письмо Минприроды России от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов»

Письмо Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет»

Письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» (вместе с Методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр)

Методические рекомендации

Письмо Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531 «О предоставлении разъяснений»

 

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по актуализации учетных сведений об объекте НВОС предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по ст. 8.46 КоАП РФ[3]:

• на должностных лиц в размере от 5000 до 20 000 руб.;

• на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 руб.

Обзор оснований для актуализации

Блок 1

В первый блок вошли только те основания, для которых законом установлены сроки актуализации — «не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений» (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Для остальных оснований срок не предусмотрен, но об этом позже.

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021).

[3] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

Основания для актуализации сведений об объекте НВОС: достаточно ли их в законе?

Ключевые вопросы

Требования к актуализации учетных сведений об объектах НВОС

Обзор оснований для актуализации. Практика правоприменения

Актуализация в случае, если нет подходящего основания

 

Природопользователь после постановки объекта НВОС[1] на государственный учет зачастую упускает важную деталь — актуализацию учетных сведений о таком объекте. Так и случается: хозяйствующий субъект годами осуществляет деятельность, планируя и совершенствуя производство, работает на имидж компании, а в итоге забывает, что многие из внедренных им улучшений требуют внесения изменений в государственный реестр объектов НВОС (далее — реестр).

У этой же проблемы есть и другая сторона. Природопользователь трепетно относится к своим обязательствам по актуализации сведений об объекте НВОС и задает уточняющие вопросы, на которые законодатель, к сожалению, не имеет ответов.

В данной статье разберем каждое основание для актуализации, которое обязывает природопользователя прибегнуть к активным действиям, а также ответим на вопросы, встречающиеся среди природопользователей, о возможностях актуализации в конкретном случае.

Требования к актуализации

Согласно Закону № 7-ФЗ[2] объект НВОС — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. В зависимости от уровня воздействия на окружающую среду объекты НВОС подразделяются на четыре категории:

 

Категория

Описание

I

Объект НВОС оказывает значительное негативное воздействие и относится к областям применения наилучших доступных технологий

II

Объект НВОС оказывает умеренное негативное воздействие

III

Объект НВОС оказывает незначительное негативное воздействие

IV

Объект НВОС оказывает минимальное негативное воздействие

 

 

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (действуют с 01.01.2021).

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на таких объектах. При постановке на учет объекту НВОС присваивается категория, которая может быть изменена при актуализации учетных сведений о таком объекте.

 

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ ведут государственный учет объектов НВОС, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому надзору соответственно, в целях:

• получения достовернойинформации об объектах НВОС;

• определения областей применения:

– наилучших доступных технологий;

– программно-целевых методов планирования;

• планирования государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения реестра, который представляет собой государственную информационную систему (программно-техническое обеспечение учета объектов НВОС — ПТО УОНВОС) и доступен по ссылке uonvos.rpn.gov.ru. ПТО УОНВОС содержит сведения об объектах НВОС, расположенных в пределах территории РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах РФ, территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

Основания для актуализации (а точнее, сведения, которые хозяйствующий субъект представляет для актуализации) перечислены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ. Сгруппируем основания по блокам, чтобы их было удобнее рассматривать в дальнейшем:

 

Блок

Сведения

Блок 1

• о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

• о реорганизации юридического лица в форме преобразования;

• об изменении наименования юридического лица;

• об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;

• об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя;

• об изменении места жительства индивидуального предпринимателя;

• об изменении реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

• об изменении места нахождения объекта НВОС

Блок 2

• об изменении характеристик технологических процессов основных производств;

• об изменении характеристик источников загрязнения окружающей среды

Блок 3

• об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ;

• об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ;

• об изменении технологий использования отходов производства и потребления;

• об изменении технологий обезвреживания отходов производства и потребления;

• об изменении технологий размещения отходов производства и потребления

 

Из формулировки закона следует, что единственным инициатором актуализации сведений об объекте НВОС является хозяйствующий субъект, который непосредственно осуществляет деятельность на данном объекте на основании прав пользования (далее — собственник), и в случае непредставления им сведений об изменениях (соответствующей доказательной базы) актуализация проведена не будет. Так, у собственника имеется ряд причин (оснований), при возникновении которых он обязан актуализировать сведения о своем объекте НВОС, чтобы в реестре содержалась достоверная информация.

Представленные сведения об изменениях на объекте НВОС должны быть рассмотрены в течение 10 рабочих дней, и в результате собственнику выдается свидетельство об актуализации учетных сведений в тот же срок.

Отметим, что Закон № 7-ФЗ не предусматривает наличия какого-либо порядка актуализации, утвержденной заявки об актуализации и пр., поэтому приведем здесь нормативно-правовую базу, включая разъяснительные письма Минприроды России и Росприроднадзора, которой следует руководствоваться при актуализации сведений:

 

НПА

Сокращение в статье

Федеральные законы

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Закон № 7-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Закон № 96-ФЗ

Постановление Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

Правила

Приказы Минприроды России и Росприроднадзора

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»

Форма заявки

Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»

Разъяснительные письма

Письмо Минприроды России от 19.03.2021 № 25-50/3390-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет»

Письмо Минприроды России от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов»

Письмо Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет»

Письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» (вместе с Методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр)

Методические рекомендации

Письмо Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531 «О предоставлении разъяснений»

 

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по актуализации учетных сведений об объекте НВОС предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по ст. 8.46 КоАП РФ[3]:

• на должностных лиц в размере от 5000 до 20 000 руб.;

• на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 руб.

Обзор оснований для актуализации

Блок 1

В первый блок вошли только те основания, для которых законом установлены сроки актуализации — «не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений» (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Для остальных оснований срок не предусмотрен, но об этом позже.

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021).

[3] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам