Электронная версия журнала

Экологические ГОСТы: в поисках обязательности

«Справочник эколога» №3 2016 / Больная тема

Впервые идея о необязательности государственных стандартов (в т.ч. экологических) возникла в связи со вступлением в силу в 2003 г. Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) и одновременным прекращением действия Закона РФ от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации» (далее — Закон РФ «О стандартизации»). Так, в соответствии с последним применение нормативных документов по стандартизации (в т.ч. государственных стандартов) было обязательным (выделено автором):

 

Извлечение
из Закона РФ «О стандартизации»

(утратил силу)

Статья 9. Применение нормативных документов по стандартизации

1. Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).
[…]

 

После признания приведенного нормативного положения утратившим силу (вместе с Законом РФ «О стандартизации») исчезли основания для того, чтобы считать государственные (национальные) стандарты нормативными документами.

Впоследствии Федеральным законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ[1] в определение понятия «требования в области охраны окружающей среды», приведенное в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), были внесены изменения (выделено автором):

 

 

Таким образом, государственные стандарты были исключены из перечня нормативных документов, содержащих природоохранные требования.

Главным аргументом сторонников обязательности применения экологических ГОСТов является ссылка на п. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 184-ФЗ

Статья 46. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
[…]

 

«Очевидно, — настаивают сторонники обязательности применения документов по стандартизации, — что все экологические ГОСТы отвечают цели охраны окружающей среды и уже по одному этому признаку являются обязательными к применению».

 

Позвольте возразить: в ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ идет речь о требованиях нормативных правовых актов и иных нормативных документов. А как мы уже выяснили, документы в области стандартизации утратили статус нормативных документов в связи с прекращением действия Закона РФ «О стандартизации».

 

 

[1] Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"».

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Мероприятие традиционно проходит под Патронатом ТПП РФ и проводится при организационном участии Центра экологической промышленной политики Минпромторга России, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, Ассоциации «ЕРБА», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Центра ЮНИДО, Ассоциаций «АПЭТ» и «РАТЭК».

  • Некорректная работа Модуля — штраф для природопользователя?

    Наше предприятие сдало декларацию о плате в срок до 10.03.2017, но в связи с некорректной работой Модуля природопользователя мы не смогли отобразить наличие на предприятии отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) и срок сдачи ее в уполномоченный орган. Позже, когда Модуль заработал, мы сделали уточненный расчет и подали его в Департамент Росприроднадзора 27.04.2017. Суммы платы остались прежними, и в расчете кроме одной новой строчки с данными об отчетности СМСП ничего не поменялось. Может ли Росприроднадзор оштрафовать нас за то, что уточненный расчет не был сдан в срок до 10.03.2017?

  • ВОПРОС — ОТВЕТ

    Нужно ли актуализировать сведения об объекте, оказывающем НВОС?