НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
А.Г. Дудникова
Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения»: что нового?
Российское законодательство в области водоснабжения и водоотведения продолжает претерпевать изменения, а мы продолжаем попытки разгадать логику нормотворца. Так, незаметно для многих было принято Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения». Давайте выясним, какие изменения предусмотрены данным Постановлением.
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Обзор законодательства в сфере водоотведения
Перенос сроков вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) становится традицией каждого уходящего года, и 2014 год не стал исключением. На этот раз законодатель предусмотрел перенос сроков установления для абонентов централизованных систем водоотведения нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, а также ввода в эксплуатацию такими абонентами локальных очистных сооружений и (или) разработки планов снижения сбросов до 1 июля 2015 г. В статье мы предлагаем вам обзор нормативных правовых актов, принятых в развитие «многострадального» Федерального закона № 416-ФЗ.
О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности
6 февраля на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/ был представлен текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». Часть положений, касающихся лицензирования в области обращения с отходами, не изменилась в сравнении с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 24.03.2014), но некоторые из них все же претерпели изменения. Рассмотрим их подробнее.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации
Вот уже более полугода — с 1 августа 2014 г. — природопользователи живут в соответствии с новыми правилами в области размещения отходов. Именно в этот день вышел Приказ Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» и вступил в силу Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». В настоящее время на федеральном уровне активно ведется государственный реестр объектов размещения отходов, который включает в себя сведения об эксплуатируемых объектах размещения отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
ОХРАНА ЛЕСОВ, НЕДР И ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Раздел МООС проектной документации для трубопровода: мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова
В соответствии с п. 40 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 10.12.2014; далее — Положение о проектной документации), разд. 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (далее — МООС) проектной документации на линейные объекты капитального строительства должен содержать сведения о мероприятиях по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова. Проведение таких мероприятий является особенно актуальным для предприятий нефтегазового комплекса. Давайте обратимся к сложившейся практике разработки данных мероприятий в составе раздела МООС проектной документации для трубопроводов, строительство которых предполагается осуществлять в Мурманской области.
ВОПРОС — ОТВЕТ
Нужно ли нам разрабатывать проект нормативов допустимых сбросов в централизованные системы водоотведения, если у организации есть свой водозабор (лицензия в наличии), она является собственником канализационной насосной станции, а объем сбросов у нее составляет более 200 м3/сут. с учетом всех субабонентов (сторонние организации города, школа, столовая и др.)?
Требуется ли устанавливать на резервуары, используемые при перевалке нефтепродуктов на морской транспорт, систему рекуперации паров?
Требуется ли переоформление лицензии, действующей бессрочно, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014)?
Нужно ли вести журнал учета движения отходов отдельно для каждого магазина сети супермаркетов, расположенных в Самарской области (г.о. Тольятти — 9 магазинов, г. Жигулевск — 1 магазин, Ставропольский район — 1 магазин)?
ПЛАТА ЗА НВОС
Сверка расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду
Действующее законодательство не содержит порядка осуществления сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) с территориальными органами (Росприроднадзором), в т.ч. требований о направлении каких-либо иных сведений для формирования акта сверки расчетов, кроме заявления. А это значит, что требование территориальных органов Росприроднадзора о предоставлении каких-либо документов для оформления акта сверки расчетов по плате за НВОС является необоснованным и неправомерным. Данный вопрос подробно проанализирован в статье.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Экологическая открытость инфраструктурных проектов как один из факторов общественного контроля в природоохранной сфере
В современных условиях развития экономики Российской Федерации вопросы экологии становятся все более актуальными и значимыми как с точки зрения модернизации объектов инфраструктуры и снижения нагрузки на окружающую среду, так и с позиции обеспечения эффективного общественного контроля и открытости данных в природоохранной сфере.
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Рециклинг отходов нанодеструкцией в товарные продукты
В статье будут рассмотрены процесс нанодеструкции отходов в рамках предложенной модели «Деструкция вещества отходов на наноразмерные частицы и формирование из них вещества товарного продукта», основные методы нанодеструкции, определяющие инженерные решения (в частности, термическая и биологическая нанодеструкция), и их практическая реализация.
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
«Модуль природопользователя»: практические советы
Ежеквартально все природопользователи рассчитывают и перечисляют государству плату за негативное воздействие на окружающую среду. Заверенные руководителем предприятия и главным бухгалтером расчеты, сформированные по установленным Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (в ред. от 27.03.2008) формам, должны быть представлены в Росприроднадзор. В связи с отсутствием нормативных требований по обязательному представлению расчетов в электронном виде многие предприятия не пользуются специализированными программными средствами, в т.ч. программой «Модуль природопользователя». В статье предлагаем вам остановиться подробнее на некоторых особенностях работы с данной программой.