Электронная версия журнала

Обзор законодательства в сфере водоотведения

«Справочник эколога» №3 2015 / Больная тема

Перенос сроков вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) становится традицией каждого уходящего года, и 2014 год не стал исключением. На этот раз законодатель предусмотрел перенос сроков установления для абонентов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) нормативов допустимых сбросов (далее — НДС), лимитов на сбросы, а также ввода в эксплуатацию такими абонентами локальных очистных сооружений (далее — ЛОС) и (или) разработки планов снижения сбросов до 1 июля 2015 г.[1] Также с 16 января 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 были внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения. В статье мы предлагаем вам обзор нормативных правовых актов, принятых в развитие «многострадального» Федерального закона № 416-ФЗ.

 

Итак, в целях реализации положений Федерального закона № 416-ФЗ в Российской Федерации был разработан и вступил в силу ряд законодательных актов в области водоснабжения и водоотведения. Некоторые из них мы рассмотрим в рамках данной статьи.

 

Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»

 

Постановлением определено, для объектов каких абонентов должны устанавливаться НДС. Так, нормируемыми абонентами являются юридические лица:

  • которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения , единый договор холодного водоснабжения и водоотведения ;
  • которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции;
  • которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ;
  • среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов которых составляет более 200 м3/сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

 

ВОПРОС В ТЕМУ
На предприятии согласно данным, указанным в договоре, среднесуточный объем отводимых сточных вод в ЦСВ составляет 756 м3. Фактический же объем сбрасываемых сточных вод суммарно по всем выпускам в ЦСВ равен 160 м3/сут. Нужно ли предприятию разрабатывать НДС?
Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» (далее — Постановление № 230) не установлено, исходя из каких данных (договорных или фактических) берется среднесуточный объем отводимых сточных вод для определения того, входит абонент в категорию нормируемых или нет. Официальных разъяснений на сегодняшний день также нет.
Согласно п. 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 05.01.2015), определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Коммерческий учет воды и сточных вод — определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом (ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (в ред. от 26.03.2014), коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что для принятия решения о том, входит абонент в категорию нормируемых или нет, количество отведенных сточных вод должно определяться по данным коммерческого учета (фактические данные). Следовательно, указанному в вопросе предприятию не нужно разрабатывать НДС.

 

Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 № 393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

 

Постановлением утверждены Правила установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Данными Правилами регламентируется процедура установления Росприроднадзором НДС и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для нормируемых абонентов.

Для установления НДС необходимо представить в Росприроднадзор (непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, подписанного электронной подписью):

  • заявление об установлении НДС, в котором указываются сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование абонента, место нахождения, ИНН, ОГРН);
  • расчет НДС в соответствии с методикой разработки НДС в водные объекты для водопользователей, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469.

 

К СВЕДЕНИЮ
В настоящее время расчет НДС осуществляется с использованием методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР России от 17.12.2007 № 333 (в ред. от 29.07.2014; далее — Методика). Отметим, что 19.10.2014 вступил в силу Приказ Минприроды России от 29.07.2014 № 339, который внес изменения в Методику. Так, она была дополнена гл. X «Порядок разработки величин НДС абонентов организаций, осуществляющих водоотведение», в которой были учтены особенности расчета НДС при отведении сточных вод в ЦСВ.

 

Основаниями для отказа в установлении НДС являются:

  • представление в неполном объеме требуемых документов;
  • несоответствие расчета НДС Методике;
  • содержащееся в расчете НДС превышение НДС в водные объекты для водопользователей, установленных для объектов ЦСВ, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, не предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.

Заверенная копия приказа об установлении НДС либо мотивированный отказ в установлении НДС передаются абоненту непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в течение 30 рабочих дней со дня поступления документов.

Основаниями для внесения изменений в НДС являются:

  • изменение установленных для объектов ЦСВ НДС, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов;
  • изменение абонентом технологии производства, методов очистки сточных вод и параметров сброса.

Для установления лимитов на сбросы необходимо представить в Росприроднадзор (непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, подписанного электронной подписью):

  • заявление об установлении лимитов на сбросы, в котором указываются сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН);
  • согласованный в установленном порядке план снижения сбросов .

Установление лимитов на сбросы оформляется Росприроднадзором путем выдачи разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы на основании приказа о выдаче соответствующего разрешения. Разрешение на сбросы подписывается руководителем Росприроднадзора или лицом, его замещающим, заверяется оттиском гербовой печати и оформляется в 2 экземплярах, один из которых выдается абоненту, а другой — хранится в Росприроднадзоре.

Основаниями для отказа в установлении лимитов на сбросы являются:

  • представление в неполном объеме требуемых документов;
  • неисполнение абонентом ранее согласованного плана снижения сбросов .

Разрешение на сбросы в пределах лимитов на сбросы или мотивированный отказ в установлении лимитов на сбросы передаются абоненту непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в течение 30 рабочих дней со дня поступления документов.

 

Постановление Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади» (в ред. от 05.01.2015)

 

Постановлением утверждено Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, которое устанавливает требования к содержанию плана снижения сбросов , порядок и сроки его согласования, а также основания для отказа в согласовании данного плана.

Планы снижения сбросов должны разрабатывать для установления лимитов на сбросы нормируемые абоненты при невозможности соблюдения НДС.

План разрабатывается на срок до 7 лет и включает в себя:

  • мероприятия по снижению сбросов — строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а также централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод;

 

К СВЕДЕНИЮ
Мероприятия включаются в план последовательно в порядке их значимости. Критерием значимости является снижение концентрации, количества (массы) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в составе сточных вод.

 

  • сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов;
  • сроки выполнения мероприятий по снижению сбросов;
  • объем расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов;
  • сведения об ответственных за выполнение мероприятий по снижению сбросов должностных лиц.

Абоненты представляют[2] в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод (непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей):

  • заявление о согласовании плана, в котором указываются:

– сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, местонахождение, ИНН);

– период реализации плана;

– сведения об утвержденных нормативах, включая наименование уполномоченных органов, утвердивших нормативы, период их действия;

  • план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) ;
  • отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана  — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы.

 

НА ЗАМЕТКУ
Требовать от заявителей представления документов, не предусмотренных указанным Положением, не допускается.

 

Основаниями для отказа в согласовании плана территориальным органом Росприроднадзора являются:

  • представление документов не в полном объеме;
  • отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов;
  • предоставление недостоверной информации о выполнении ранее согласованного плана — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы.

Согласованный план (мотивированный отказ в согласовании плана) передается заявителю непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (по согласованию с заявителем) в течение 30 рабочих дней со дня поступления документов. В случае если по истечении указанного срока не представлены замечания к плану, такой план считается согласованным.

В случае получения мотивированного отказа в согласовании плана замечания должны быть устранены, а план повторно направлен на согласование.

 

Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» (в ред. от 05.01.2015)

 

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением, устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются НДС в ЦСВ, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа), а также абонентами, для объектов которых НДС в ЦСВ не устанавливаются.

 

К СВЕДЕНИЮ
До вступления в силу изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 3, указанные Правила распространялись только на абонентов, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ.

 

Программа разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет.

Программа включает:

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

 

НА ЗАМЕТКУ
Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в п. 7 Правил, и не может быть реже 1 раза в год (п. 6 Правил). Периодичность планового контроля не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных НДС, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (п. 7 Правил).
В случаях когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной п. 7 Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с п. 6 Правил.

 

Контроль включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных образцов. Результаты анализов отобранных проб являются документальным подтверждением факта соблюдения/нарушения абонентом декларации о составе и свойствах сточных вод.

 

К СВЕДЕНИЮ
Если абонентом нарушены НДС или лимиты на сбросы, организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом факте территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

 

В Правилах контроля приведены основания для проведения внепланового контроля:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод НДС, и (или) лимитам на сбросы, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ, и (или) показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

 

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 05.01.2015)

 

Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением, регулируются следующие важные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов в области водоснабжения и водоотведения:

  • порядок заключения договоров в области водоснабжения и водоотведения;
  • порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ;
  • порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод;
  • порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в ЦСВ сточных вод, осуществления контроля за их соблюдением и определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов и др.

Согласно Правилам в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м3/сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод.

 

К СВЕДЕНИЮ
Декларация о составе и свойствах сточных вод на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года в организацию ВКХ и территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (только для нормируемых абонентов).

 

Правилами установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ. Так, отводимые сточные воды не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению № 2 к Правилам и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в т.ч. ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Сточные воды, в которых содержатся радиоактивные и бактериальные загрязнения, предусмотренные приложением № 2 к Правилам, до отведения в ЦСВ должны быть предварительно обезврежены и обеззаражены абонентом.

Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением № 3 к Правилам.

Абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать ЛОС и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в ЦСВ, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются НДС (т.е. нормируемые абоненты)[3], или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению № 4 к Правилам. Если указанные абоненты не имеют ЛОС, они обязаны обеспечить их строительство (создание) в течение 2 лет после вступления в силу Правил, если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах такого абонента[4]. Так как Правила вступили в силу 14 августа 2013 г., рассматриваемое положение вступит в силу 14 августа 2015 г. Таким образом, абоненты должны ввести в эксплуатацию ЛОС не позднее 13 августа 2015 г.[5]

 

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»

 

Постановлением утверждены формы 7 типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения:

  • типовой договор холодного водоснабжения ;
  • типовой договор водоотведения ;
  • единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения ;
  • типовой договор по транспортировке холодной воды ;
  • типовой договор по транспортировке сточных вод ;
  • типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения ;
  • типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения .

 

Постановление Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий»

 

Согласно Правилам уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденным Постановлением, плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается, если организации, осуществляющие водоотведение, их абоненты проводят природоохранные мероприятия. При расчете платы за НВОС из нее вычитаются фактические затраты на реализацию природоохранных мероприятий, предусмотренные планом снижения сбросов  и подтвержденные в отчете о ходе выполнения плана , представляемом в Росприроднадзор.

Вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы за НВОС только по тем показателям, по которым в соответствии с планом снижения сбросов предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.

Если в отчете о ходе выполнения плана снижения сбросов отсутствует подтверждение реализации мероприятий данного плана и осуществления расходов на их выполнение, то объем сбросов соответствующих загрязняющих веществ за отчетный период, превышающий нормативы, считается сверхлимитным. При этом Росприроднадзор выдает предписание о доначислении платы за НВОС.

 

ПОДВОДИМ ИТОГИ

1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 458-ФЗ, ст. 18 которого были перенесены сроки вступления в силу отдельных положений Федерального закона № 416-ФЗ:

  • до 1 июля 2015 г. для нормируемых абонентов должны быть установлены НДС и лимиты на сбросы (ч. 8 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ);
  • до 1 июля 2015 г. нормируемые абоненты обеспечивают ввод в эксплуатацию ЛОС и (или) разрабатывают планы снижения сбросов и утверждают такие планы (ч. 6 ст. 27, ч. 9 ст. 42 Федерального закона № 416-ФЗ);
  • с 1 июля 2015 г. организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, будет вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод в случае отсутствия у нормируемого абонента ЛОС или плана снижения сбросов либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов (п. 4 ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ);
  • с 1 июля 2015 г. НДС и лимиты на сбросы для объектов ЦСВ будут устанавливаться с учетом НДС и лимитов на сбросы, установленных в отношении объектов абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к ЦСВ (ч. 7 ст. 26 Федерального закона № 416-ФЗ);
  • с 1 июля 2015 г. при исчислении и взимании платы за НВОС (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) не будут учитываться объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в ЦСВ от абонентов и учтены в составе платы абонентов за НВОС (ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 416-ФЗ);
  • с 1 июля 2015 г., если принятые в ЦСВ от абонента сточные воды не будут соответствовать НДС абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент будет обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не будет возмещать указанный вред, причиненный окружающей среде (ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 416-ФЗ).

Таким образом, нормируемые абоненты обязаны:

  • до 1 июля 2015 г. разработать НДС, а в случае невозможности соблюдения НДС могут получить лимиты на сбросы на основании согласованных планов снижения сбросов ;
  • с 1 июля 2015 г. вносить плату за НВОС в части сброса в ЦСВ в Росприроднадзор.

Если до указанной даты нормируемыми абонентами не будут разработаны и утверждены НДС или лимиты на сбросы, плата будет рассчитываться как за сверхлимитный сброс в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013).

 

ВОПРОС В ТЕМУ
Должно ли предприятие с объемом отводимых в ЦСВ сточных вод 10 300 м3/год разрабатывать НДС, получать лимиты на сбросы, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и вносить плату за сброс в ЦСВ в Росприроднадзор?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» (в ред. от 05.01.2015) к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения , единый договор холодного водоснабжения и водоотведения , осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м3/сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.
Порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод определяется в соответствии с гл. VIII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 05.01.2015). Согласно п. 124 данных Правил указанную декларацию в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод обязаны подавать в организацию ВКХ абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м3/сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.
Объем отводимых сточных вод указанного в вопросе предприятия составляет 10 300 м3/год. Если разделить этот объем на 365 дней, то получится, что среднесуточный объем сбросов составляет 28 м3. Следовательно, предприятие не попадает ни в категорию нормируемых абонентов, которым необходимо разрабатывать НДС или получать лимиты на сбросы, ни в категорию предприятий, которые должны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Предприятию следует руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 05.01.2015; далее — Правила пользования канализацией). Согласно гл. V данных Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий:
•соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами;
•обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
•техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пп. 64, 65 Правил пользования канализацией).
Порядок проведения организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых НДС не устанавливаются, предусмотрен Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015).
Таким образом, изменения, которые начнут действовать с 1 июля 2015 г., на рассматриваемое в вопросе предприятие не будут распространяться: у него нет необходимости разрабатывать НДС, получать лимиты на сбросы, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и вносить плату за сброс в ЦСВ в Росприроднадзор.
 

[1] См. ст. 18 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

[2] Обратите внимание: в соответствии с изменениями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 3, теперь у хозяйствующих субъектов нет ограниченного срока представления плана снижения сбросов для согласования (ранее план снижения сбросов необходимо было представить в срок до 1 июля года, предшествующего началу периода реализации плана).

[3] На основании ч. 9 ст. 42 Федерального закона 416-ФЗ до 1 июля 2015 г. нормируемые абоненты должны обеспечить ввод в эксплуатацию ЛОС и (или) разработать и утвердить планы снижения сбросов. План снижения сбросов разрабатывается на срок до 7 лет, т.е. законодательством предусмотрена возможность отложить введение в эксплуатацию ЛОС для нормируемых абонентов.

[4] Введение ненормируемыми абонентами ЛОС в эксплуатацию по завершении срока действия планов снижения сбросов невозможно, поскольку для данных абонентов наличие таких планов не предусмотрено.

[5] Полагаем, что данный срок касается ненормируемых абонентов. Нормируемые же абоненты должны следовать требованиям Федерального закона № 416-ФЗ.

В.В. Севрюгина, эксперт-эколог Группы компаний «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.