Электронная версия журнала

Плата за НВОС: заполняем декларацию

«Справочник эколога» №2 2017 / Экологические платежи

Ключевые вопросы

Лица, обязанные вносить плату

Порядок определения платежной базы

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Комментарии по заполнению декларации

Представление декларации и внесение платы

Корректировка декларации

Ставки платы и коэффициенты

 

2017 г. несет с собой множество нововведений в природоохранном законодательстве. Одна из сфер, подвергшихся изменениям, — плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС)[1].

 

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) заложены основы платы за НВОС[2]. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Лица, обязанные вносить плату

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В свете работ по постановке на учет объектов, оказывающих НВОС, Росприроднадзор подготовил ряд разъяснений, согласно которым вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС. Однако как поступать объектам, которые признаны не оказывающими НВОС, пока неизвестно.

Порядок определения платежной базы

Порядок определения платежной базы регулируется ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля[3] для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Порядок представления декларации определяется ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, а также пока еще проектом Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»[4].

 

Структура декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Титульный лист.
Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.
Раздел 1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Раздел 1.1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 1.2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления.
Раздел 3.1. Расчет суммы платы при размещении твердых коммунальных отходов.

Комментарии по заполнению декларации

По каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация.

Каждая страница декларации, представляемой лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе после слов «достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна быть подписана исполнителем (с указанием должности, фамилии, имени и отчества) с указанием даты подписания.

 

Раздел 1

При заполнении раздела 1 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В разделе 1 представляются данные по стационарным источникам и конкретным веществам, отходящим от каждого источника.

 

Раздел 1.1

При заполнении раздела 1.1 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа (далее — ПНГ);

• объем добычи ПНГ (млн м3);

• объем сжигания ПНГ (млн м3);

• объем использования ПНГ (без учета технологических потерь) (млн м3);

• технологические потери (млн м3);

• уровень использования ПНГ (%).

 

Раздел 1.2

Раздел 1.2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании ПНГ в объемах, которые превышают предельно допустимое значение показателя сжигания (Zпр), либо при отсутствии системы измерений и учета объемов ПНГ по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта, оказывающего НВОС.

Предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания ПНГ (Zпр ≤ 5 %) и особенности расчета платы определяются Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (в ред. от 17.12.2016).

При заполнении раздела 1.2 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) ПНГ;

• объем добычи ПНГ (млн м3);

• объем сжигания ПНГ (млн м3);

• объем использования ПНГ (без учета технологических потерь) (млн м3);

• технологические потери (млн м3);

• уровень использования ПНГ (%).

 

Раздел 2

Раздел 2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, имеющим выпуски сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и их части, по каждому выпуску объекта, оказывающего НВОС.

При заполнении раздела 2 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

 

Раздел 3

Раздел 3 заполняется по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов (далее — ОРО) отдельно.

При наличии у лица, обязанного вносить плату, объекта, оказывающего НВОС, и ОРО, не принадлежащих данному лицу, раздел 3 заполняется отдельно по объекту, оказывающему НВОС, и ОРО.

Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в учете в соответствии с установленным порядком.

При заполнении раздела 3 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• информация о категории объекта (не заполняется в случае, если объект, оказывающий НВОС (ОРО), не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);

• реквизиты документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (дата выдачи, номер, срок действия, кем выдан);

• для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) — характеристика представленной за отчетный период отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (направлена почтовым отправлением/в электронном виде), а также реквизиты данной отчетности;

• наименование ОРО;

• регистрационный номер (в случае его присвоения) ОРО;

• адрес местонахождения ОРО;

• характеристика ОРО (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО)[5]; не оказывает НВОС).

В случае если ОРО не оказывает НВОС, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении НВОС данного объекта, направленным в адрес лица, эксплуатирующего ОРО, указываются реквизиты такого решения.

 

Раздел 3.1

Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их захоронению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.

При заполнении раздела 3 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• информация о категории объекта (не заполняется в случае, если ОРО не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);

• наименование ОРО;

• регистрационный номер (в случае его присвоения) ОРО;

• адрес местонахождения ОРО;

• характеристика ОРО (включен/не включен в ГРОРО; не оказывает НВОС).

В случае если ОРО не оказывает НВОС, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении НВОС данного объекта, направленным в адрес лица, эксплуатирующего ОРО, указываются реквизиты такого решения.

Представление декларации и внесение платы

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением СМСП, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.

К заполненной декларации прилагаются следующие документы:

• документ, подтверждающий полномочия лица, обязанного вносить плату, на осуществление действий от его имени — в случае, если декларация подается уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

• реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном году корректировку ее размера.

Варианты представления декларации:

 

Вариант представления

Дата приема

В форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представленного посредством информационно-телекоммуникационных сетей

Дата отправления по информационно-телекоммуникационным сетям

В форме электронного документа, представленного по информационно-телекоммуникационным сетям через оператора системы электронного документооборота

Дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки

На бумажном носителе — при отсутствии технической возможности подачи декларации в форме электронного документа

Отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления

 

При приеме декларации конечным результатом являются:

1) в случае представления декларации лицом, обязанным вносить плату, лично:

а) проставление должностным лицом территориального органа Росприроднадзора, осуществляющем прием, отметки о приеме декларации и даты ее приема;

б) сообщение в устной форме об отказе в приеме декларации;

2) в случае представления декларации по почте:

а) регистрация декларации в территориальном органе Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации, направленное заявителю по почте;

3) в случае представления декларации в форме электронного документа по информационно-телекоммуникационным каналам связи:

а) регистрация декларации на веб-портале приема отчетности Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации (сообщение об ошибке).

При наличии хотя бы одного из следующих оснований в приеме декларации будет отказано:

• представление декларации не по установленной форме (установленному формату);

• отсутствие в составе декларации приложений;

• отсутствие в декларации, представленной на бумажном носителе, подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, печати лица, обязанного вносить плату (в случае, если в соответствии с законодательством лицо, представляющее декларацию, должно иметь печать);

• отсутствие в декларации о плате, представленной в форме электронного документа, электронной подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений.

Корректировка декларации

При обнаружении в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы платы, лицо, обязанное вносить плату, обязано внести необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При обнаружении лицом, обязанном вносить плату, в представленной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы платы, лицо, обязанное вносить плату, вправе включить необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная декларация представляется до истечения срока подачи декларации, она считается поданной в день подачи уточненной декларации.

Уточненная декларация представляется по форме, действовавшей в отчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Уточненная декларация представляется в случаях:

• ошибок, в т.ч. технических, приводящих к занижению суммы платы;

• несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС;

• несоответствия примененных ставок платы и коэффициентов в первичной декларации;

• несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС, выявленному при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представления подтверждающих документов в целях применения понижающих коэффициентов, установленных законодательством об охране окружающей среды, при исчислении платы за размещение отходов, зачета фактически понесенных затрат на природоохранные мероприятия и реализацию проектов по полезному использованию ПНГ.

Максимальный срок представления уточненной декларации по плате составляет три года с момента фиксации даты приема первичной декларации.

Ставки платы и коэффициенты

Ставки платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913)[6].

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий (далее — НДТ) при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы с 01.01.2020 будут применяться следующие коэффициенты:

коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС;

коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

коэффициент 0,3 — при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на ОРО, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

 

 

[1] Подробнее см.: Сорокин Н.Д. Впереди — внесение платы за НВОС // Справочник эколога. 2016. № 12. С. 62–75 (прим. редакции).

[2] Обратите внимание: Минприроды России разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения».

regulation.gov.ru/projects#npa=18765

[3] Подробнее см.:

Хотиенко С.И. Программа ПЭК и отчет о результатах ПЭК: актуальные требования // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 53–62;

Нельзикова Е.А. Коротко о ПЭК: 5 насущных вопросов // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 63–67 (прим. редакции).

[4] regulation.gov.ru/projects#npa=20202

На момент подписания номера в печать Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» находится на регистрации в Минюсте России.

[5] ГРОРО ищите здесь:

rpn.gov.ru/node/853

clevereco.ru/groro

[6] Постановлением № 913 признано утратившим силу в том числе Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Анализ Постановления № 913 см.:

Бабич М.Е. Ставки платы за НВОС: новое регулирование // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 56–59;

Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды: что изменилось? // Справочник эколога. 2017. № 2. С. 67–73 (прим. редакции).

Е.А. Нельзикова, создатель проекта «Clever Eco»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.